сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних тяг трёхточечного навесного устройства трактора

Классы МПК:B60D1/04 крюки; соединения в виде крюка и проушины
A01B59/00 Устройства, специально приспособленные для соединения животных или тракторов с сельскохозяйственными машинами или орудиями
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Минский тракторный завод" (ОАО "МТЗ") (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-04-09
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к сцепному крюку для крепления навесного, полунавесного или прицепного сельскохозяйственного орудия. Сцепной крюк навесного устройства содержит корпус, включающий зев для приема и размещения сцепной опоры орудия, соосные сквозные отверстия для установки блокирующего пальца и полость. В полости размещен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки. Защелка соединена с рукояткой и шарнирно установлена с возможностью поворота между опорными поверхностями, выполненными в верхней части упомянутой полости. Запорный механизм снабжен телескопически установленными между собой верхней и нижней проушинами, шарнирно закрепленными соответственно на защелке и на корпусе крюка. Защелка выполнена за одно целое с рукояткой. Соосные сквозные отверстия расположены в зоне перемещения рукоятки, а пружина размещена между упомянутыми проушинами и соосно им. Шарнир верхней проушины расположен на защелке таким образом, что при закрытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между плоскостью, проходящей через ось шарнира нижней проушины и ось шарнира защелки, и зевом, а в открытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между упомянутой плоскостью и рукояткой. Достигается упрощение конструкции сцепного крюка и повышение надежности за счет уменьшения трущихся деталей и опорных поверхностей защелки. 3 ил. сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних   тяг трёхточечного навесного устройства трактора, патент № 2523487

сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних   тяг трёхточечного навесного устройства трактора, патент № 2523487 сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних   тяг трёхточечного навесного устройства трактора, патент № 2523487 сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних   тяг трёхточечного навесного устройства трактора, патент № 2523487

Формула изобретения

Сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних тяг трехточечного навесного устройства трактора, содержащий корпус, включающий зев для приема и размещения сцепной опоры орудия, соосные сквозные отверстия для установки блокирующего пальца и полость, в которой размещен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки, соединенной с рукояткой и шарнирно установленной с возможностью поворота между опорными поверхностями, выполненными в верхней части упомянутой полости, отличающийся тем, что запорный механизм снабжен телескопически установленными между собой верхней и нижней проушинами, шарнирно закрепленными соответственно на защелке и на корпусе крюка, защелка выполнена за одно целое с рукояткой, соосные сквозные отверстия расположены в зоне перемещения рукоятки, а пружина размещена между упомянутыми проушинами и соосно им, при этом шарнир верхней проушины расположен на защелке таким образом, что при закрытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между плоскостью, проходящей через ось шарнира нижней проушины и ось шарнира защелки, и зевом, а в открытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между упомянутой плоскостью и рукояткой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к сцепному крюку для крепления навесного, полунавесного или прицепного сельскохозяйственного орудия к трехточечному навесному устройству трактора, и может быть использовано в других тяговых транспортных средствах в качестве сцепки с различными орудиями или машинами.

Известны сцепные крюки навесного устройства трактора, содержащие корпус с зевом для приема и размещения сцепной опоры навесного сельскохозяйственного орудия и полостью, в которой установлен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки, шарнирно соединенной с рукояткой и установленной с возможностью поворота между опорными поверхностями /1-7/. Характерной особенностью конструкции этих крюков является использование пружины растяжения для удержания защелки в положении блокировки сцепной опоры орудия, наличие нескольких подвижных звеньев и опорных поверхностей, взаимодействующих с защелкой, что усложняет их конструкцию и при работе в зоне повышенной загрязненности отрицательно влияет на надежность и долговечность.

Известны также сцепные крюки навесного устройства трактора, содержащие корпус с зевом для приема и размещения сцепной опоры навесного сельскохозяйственного орудия и полостью, в которой установлен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки, соединенной с рукояткой и шарнирно установленной с возможностью поворота между опорными поверхностями /7-14/. Характерной особенностью конструкции этих крюков является использование пружины сжатия для удержания защелки в положении блокировки сцепной опоры орудия, наличие нескольких подвижных звеньев и опорных поверхностей, взаимодействующих с защелкой, что усложняет их конструкцию и при работе в зоне повышенной загрязненности отрицательно влияет на надежность и долговечность.

В качестве прототипа настоящего изобретения выбран известный сцепной крюк, в частности, для трехточечного навесного устройства трактора, содержащий корпус с зевом для приема и размещения сцепной опоры навесного сельскохозяйственного орудия, соосными сквозными отверстиями для установки блокирующего пальца и полостью, в которой размещен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки, шарнирно соединенной с рукояткой и установленной с возможностью поворота между опорными поверхностями, выполненными в верхней части упомянутой полости /15/.

Недостатком данной конструкции является наличие двух подвижных звеньев, двух шарнирных соединений и четырех опорных поверхностей, с которыми защелка и рукоятка контактируют в закрытом и открытом положениях крюка, что усложняет конструкцию и при работе в зоне повышенной загрязненности отрицательно влияет на надежность и долговечность. Кроме этого для блокировки защелки в закрытом положении крюка в ней выполнено отверстие, которое необходимо совмещать с соосными сквозными отверстиями в корпусе крюка для установки блокировочного пальца, что также усложняет конструкцию.

Задача предлагаемого изобретения состоит в упрощении конструкции сцепного крюка и повышении надежности за счет уменьшения трущихся деталей и опорных поверхностей защелки.

Для достижения поставленной задачи сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних тяг трехточечного навесного устройства трактора, содержит корпус, включающий зев для приема и размещения сцепной опоры орудия, соосные сквозные отверстия для установки блокирующего пальца и полость, в которой размещен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки, соединенной с рукояткой и шарнирно установленной с возможностью поворота между опорными поверхностями, выполненными в верхней части упомянутой полости. Согласно изобретению запорный механизм снабжен телескопически установленными между собой верхней и нижней проушинами, шарнирно закрепленными соответственно на защелке и на корпусе крюка, защелка выполнена за одно целое с рукояткой, соосные сквозные отверстия расположены в зоне перемещения рукоятки, а пружина размещена между упомянутыми проушинами и соосно им. При этом шарнир верхней проушины расположен на защелке таким образом, что при закрытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между плоскостью, проходящей через ось шарнира нижней проушины и ось шарнира защелки, и зевом, а в открытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между упомянутой плоскостью и рукояткой.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется следующими чертежами. На фигуре 1 изображен общий вид сцепного крюка в разрезе в закрытом положении. На фигуре 2 - то же, в положении автоматической сцепки с навесным орудием. На фигуре 3 - то же, в открытом положении.

Сцепной крюк навесного устройства содержит корпус 1, имеющий зев 2 для приема и размещения сцепной, например шаровой, опоры 3 орудия, внутреннюю полость 4, в которой на шарнире 5 установлена защелка 6, выполненная за одно целое с рукояткой 7 (фиг.1). В полости 4 также расположены телескопически установленные между собой верхняя и нижняя проушины 8 и 9, между которыми соосно им установлена пружина 10 сжатия, а в верхней части полости 4, в зоне перемещения рукоятки 7, выполнены опорный палец 11, соосные сквозные отверстия 12 под блокировочный палец и опорная поверхность 13 для ограничения поворота защелки 6 с рукояткой 7. Верхняя проушина 8 установлена на защелке 6 при помощи шарнира 14, а нижняя проушина 9 установлена в нижней части полости 4 корпуса 1 при помощи шарнира 15. Шарнир 14 проушины 8 расположен на защелке 6 таким образом, что при закрытом положении сцепного крюка ось пружины 10 расположена между плоскостью А, проходящей через ось шарнира 15 нижней проушины 9 и ось шарнира 5 защелки 6, и зевом 2, а в открытом положении сцепного крюка ось пружины 10 расположена между плоскостью А и рукояткой 7. Для приема и фиксации сцепной опоры 3 в зеве 2 и на корпусе 1 крюка выполнены направляющие 16, 17 и опорная поверхность 18.

Сцепной крюк работает следующим образом.

Для соединения трактора с орудием крюк, закрепленный на нижней тяге навесного устройства, подводят снизу к опоре 3 (фиг.2). При подъеме тяги навесного устройства опора 3 скользит по направляющим поверхностям 16 или 17 и опорной поверхности 18 в зев 2, нажимая на защелку 6. Защелка 6 поворачивается на шарнире 5 в полость 4 до поверхности 18, при этом проушина 8 перемещается к проушине 9, сжимая пружину 10. После того как опора 3 разместится в зеве 2 в самом нижнем положении, защелка 6 автоматически под воздействием пружины 10 возвращается в исходное закрытое положение (фиг.1). В этом положении пружина 10 удерживает защелку 6 в прижатом состоянии к опоре 3, а рукоятку 7 - к опорному пальцу 11. При этом ось пружины 10 находится между плоскостью А и зевом 2.

Для отсоединения трактора от сельскохозяйственного орудия (фиг.3) поднимают рукоятку 7 до упора в опорную поверхность 13, поворачивая защелку 6 и освобождая, тем самым, опору 3 от фиксации. При этом проушина 8 перемещается к проушине 9, сжимая пружину 10. Во время поворота защелки 6 ось пружины 10 пересекает плоскость А и перемещается в зону расположения между плоскостью А и рукояткой 7. В этом положении пружина 10 разжимается и удерживает рукоятку 7 в прижатом состоянии к опорной поверхности 13, а защелку 6 - в утопленном состоянии в полости 4. Опускают тяги навесного устройства, и опора 3 свободно выходит из зева 2 крюка.

Для возвращения защелки 6 в исходное закрытое положение опускают рукоятку 7 до упора в опорный палец 11. При повороте защелки 6 проушина 8 перемещается к проушине 9, сжимая пружину 10. Во время поворота защелки 6 ось пружины 10 пересекает плоскость А и перемещается в зону расположения между плоскостью А и зевом 2. В этом положении пружина 10 разжимается и удерживает рукоятку 7 в прижатом состоянии к опорному пальцу 11.

В тяжелых условиях работы, для предохранения от самопроизвольного поворота рукоятки 7 с защелкой 6 и открытия сцепного крюка, в отверстия 12 вставляют блокировочный палец, служащий упором для рукоятки 7 в нижнем ее положении (фиг.1).

Таким образом, снабжение запорного механизма предлагаемого сцепного крюка телескопически установленными между собой верхней и нижней проушинами, шарнирно закрепленными соответственно на защелке и на корпусе крюка, и размещение пружины между упомянутыми проушинами и соосно им исключает перекосы пружины во время работы в условиях загрязненности, что повышает надежность работы данного механизма и крюка в целом. Выполнение защелки за одно целое с рукояткой позволяет исключить применение многозвенного механизма для ее привода и использовать только две опорные поверхности, что значительно упрощает конструкцию крюка. Вышеуказанное расположение шарнира верхней проушины на защелке позволяет надежно фиксировать защелку в закрытом или открытом положениях. Расположение соосных сквозных отверстий в зоне перемещения рукоятки также позволяет упростить конструкцию крюка, т.к. отпадает необходимость изготовления отверстия в защелке под блокировочный палец.

Источники информации известного уровня техники

1. DE № 4235780 C1, МПК: A01B 59/043, B60D 1/04, опубл. 19.08.1993.

2. DE № 4315811 C1, МПК: A01B 59/043, опубл. 19.01.1995.

3. EP № 0850789 A1, МПК: B60D 1/04, A01B 59/043, опубл. 01.07.1998.

4. EP № 0937592 A1, МПК: B60D 1/04, A01B 59/043, опубл. 25.08.1999.

5. EP № 1522429 A1, МПК: B60D 1/04, опубл. 13.04.2005.

6. EP № 1604558 A1, МПК: А01 В 59/00, опубл. 14.12.2005.

7. EP № 1849632 A1, МПК: B60D 1/04, опубл. 31.10.2007.

8. FR № 2555398 A1, МПК: A01B 59/06, 59/043, опубл. 31.05.1985.

9. EP № 1111984 A1, МПК: A01B 59/043, опубл. 04.07.2001.

10. EP № 1145613 A1, МПК: A01B 59/00, опубл. 17.10.2001.

11. EP № 1389412 A1, МПК: A01B 59/00, опубл. 18.02.2004.

12. EP № 1532854 A1, МПК: A01B 59/00, опубл. 25.05.2005.

13. WO № 2005089528 A1, МПК: A01B 59/042, опубл. 29.09.2005.

14. EP № 1990220 A1, МПК: B60D 1/04, A01B 59/00, опубл. 12.11.2008.

15. DE № 3912414 C1, МПК: A01B 59/043, опубл. 13.06.1990 (прототип).

Класс B60D1/04 крюки; соединения в виде крюка и проушины

механизм аварийной отцепки -  патент 2527634 (10.09.2014)
автотракторный поезд -  патент 2464197 (20.10.2012)
автопоезд -  патент 2457141 (27.07.2012)
крюковая сцепка -  патент 2438881 (10.01.2012)
тягово-сцепное устройство автопоезда -  патент 2363596 (10.08.2009)
автоматическое стыковочное устройство гидроразъема машинно- тракторного агрегата -  патент 2108699 (20.04.1998)
тягово-сцепное устройство автопоезда -  патент 2099201 (20.12.1997)

Класс A01B59/00 Устройства, специально приспособленные для соединения животных или тракторов с сельскохозяйственными машинами или орудиями

способ транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов системой мобильных средств, преимущественно авто(тракторными) поездами -  патент 2525263 (10.08.2014)
складная рама приспособления (варианты) -  патент 2524178 (27.07.2014)
переднее подъемное устройство для трактора -  патент 2523850 (27.07.2014)
прицепное устройство -  патент 2514304 (27.04.2014)
подъемная стойка с изменяемой длиной -  патент 2509456 (20.03.2014)
прицепное устройство -  патент 2504136 (20.01.2014)
сельскохозяйственное тягово-транспортное и энергетическое средство -  патент 2499379 (27.11.2013)
тягово-догрузочное устройство тракторного прицепа, агрегатируемого посредством гидрокрюка -  патент 2497706 (10.11.2013)
навесное устройство трактора -  патент 2485742 (27.06.2013)
тросовый увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами -  патент 2484979 (20.06.2013)
Наверх