сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних тяг трёхточечного навесного устройства трактора
Классы МПК: | B60D1/04 крюки; соединения в виде крюка и проушины A01B59/00 Устройства, специально приспособленные для соединения животных или тракторов с сельскохозяйственными машинами или орудиями |
Автор(ы): | Адамович Борис Николаевич (BY), Безсонов Владимир Михайлович (BY) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Минский тракторный завод" (ОАО "МТЗ") (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-04-09 публикация патента:
20.07.2014 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к сцепному крюку для крепления навесного, полунавесного или прицепного сельскохозяйственного орудия. Сцепной крюк навесного устройства содержит корпус, включающий зев для приема и размещения сцепной опоры орудия, соосные сквозные отверстия для установки блокирующего пальца и полость. В полости размещен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки. Защелка соединена с рукояткой и шарнирно установлена с возможностью поворота между опорными поверхностями, выполненными в верхней части упомянутой полости. Запорный механизм снабжен телескопически установленными между собой верхней и нижней проушинами, шарнирно закрепленными соответственно на защелке и на корпусе крюка. Защелка выполнена за одно целое с рукояткой. Соосные сквозные отверстия расположены в зоне перемещения рукоятки, а пружина размещена между упомянутыми проушинами и соосно им. Шарнир верхней проушины расположен на защелке таким образом, что при закрытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между плоскостью, проходящей через ось шарнира нижней проушины и ось шарнира защелки, и зевом, а в открытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между упомянутой плоскостью и рукояткой. Достигается упрощение конструкции сцепного крюка и повышение надежности за счет уменьшения трущихся деталей и опорных поверхностей защелки. 3 ил.
Формула изобретения
Сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних тяг трехточечного навесного устройства трактора, содержащий корпус, включающий зев для приема и размещения сцепной опоры орудия, соосные сквозные отверстия для установки блокирующего пальца и полость, в которой размещен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки, соединенной с рукояткой и шарнирно установленной с возможностью поворота между опорными поверхностями, выполненными в верхней части упомянутой полости, отличающийся тем, что запорный механизм снабжен телескопически установленными между собой верхней и нижней проушинами, шарнирно закрепленными соответственно на защелке и на корпусе крюка, защелка выполнена за одно целое с рукояткой, соосные сквозные отверстия расположены в зоне перемещения рукоятки, а пружина размещена между упомянутыми проушинами и соосно им, при этом шарнир верхней проушины расположен на защелке таким образом, что при закрытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между плоскостью, проходящей через ось шарнира нижней проушины и ось шарнира защелки, и зевом, а в открытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между упомянутой плоскостью и рукояткой.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к сцепному крюку для крепления навесного, полунавесного или прицепного сельскохозяйственного орудия к трехточечному навесному устройству трактора, и может быть использовано в других тяговых транспортных средствах в качестве сцепки с различными орудиями или машинами.
Известны сцепные крюки навесного устройства трактора, содержащие корпус с зевом для приема и размещения сцепной опоры навесного сельскохозяйственного орудия и полостью, в которой установлен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки, шарнирно соединенной с рукояткой и установленной с возможностью поворота между опорными поверхностями /1-7/. Характерной особенностью конструкции этих крюков является использование пружины растяжения для удержания защелки в положении блокировки сцепной опоры орудия, наличие нескольких подвижных звеньев и опорных поверхностей, взаимодействующих с защелкой, что усложняет их конструкцию и при работе в зоне повышенной загрязненности отрицательно влияет на надежность и долговечность.
Известны также сцепные крюки навесного устройства трактора, содержащие корпус с зевом для приема и размещения сцепной опоры навесного сельскохозяйственного орудия и полостью, в которой установлен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки, соединенной с рукояткой и шарнирно установленной с возможностью поворота между опорными поверхностями /7-14/. Характерной особенностью конструкции этих крюков является использование пружины сжатия для удержания защелки в положении блокировки сцепной опоры орудия, наличие нескольких подвижных звеньев и опорных поверхностей, взаимодействующих с защелкой, что усложняет их конструкцию и при работе в зоне повышенной загрязненности отрицательно влияет на надежность и долговечность.
В качестве прототипа настоящего изобретения выбран известный сцепной крюк, в частности, для трехточечного навесного устройства трактора, содержащий корпус с зевом для приема и размещения сцепной опоры навесного сельскохозяйственного орудия, соосными сквозными отверстиями для установки блокирующего пальца и полостью, в которой размещен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки, шарнирно соединенной с рукояткой и установленной с возможностью поворота между опорными поверхностями, выполненными в верхней части упомянутой полости /15/.
Недостатком данной конструкции является наличие двух подвижных звеньев, двух шарнирных соединений и четырех опорных поверхностей, с которыми защелка и рукоятка контактируют в закрытом и открытом положениях крюка, что усложняет конструкцию и при работе в зоне повышенной загрязненности отрицательно влияет на надежность и долговечность. Кроме этого для блокировки защелки в закрытом положении крюка в ней выполнено отверстие, которое необходимо совмещать с соосными сквозными отверстиями в корпусе крюка для установки блокировочного пальца, что также усложняет конструкцию.
Задача предлагаемого изобретения состоит в упрощении конструкции сцепного крюка и повышении надежности за счет уменьшения трущихся деталей и опорных поверхностей защелки.
Для достижения поставленной задачи сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних тяг трехточечного навесного устройства трактора, содержит корпус, включающий зев для приема и размещения сцепной опоры орудия, соосные сквозные отверстия для установки блокирующего пальца и полость, в которой размещен запорный механизм, выполненный в виде подпружиненной в сторону зева защелки, соединенной с рукояткой и шарнирно установленной с возможностью поворота между опорными поверхностями, выполненными в верхней части упомянутой полости. Согласно изобретению запорный механизм снабжен телескопически установленными между собой верхней и нижней проушинами, шарнирно закрепленными соответственно на защелке и на корпусе крюка, защелка выполнена за одно целое с рукояткой, соосные сквозные отверстия расположены в зоне перемещения рукоятки, а пружина размещена между упомянутыми проушинами и соосно им. При этом шарнир верхней проушины расположен на защелке таким образом, что при закрытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между плоскостью, проходящей через ось шарнира нижней проушины и ось шарнира защелки, и зевом, а в открытом положении сцепного крюка ось пружины расположена между упомянутой плоскостью и рукояткой.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется следующими чертежами. На фигуре 1 изображен общий вид сцепного крюка в разрезе в закрытом положении. На фигуре 2 - то же, в положении автоматической сцепки с навесным орудием. На фигуре 3 - то же, в открытом положении.
Сцепной крюк навесного устройства содержит корпус 1, имеющий зев 2 для приема и размещения сцепной, например шаровой, опоры 3 орудия, внутреннюю полость 4, в которой на шарнире 5 установлена защелка 6, выполненная за одно целое с рукояткой 7 (фиг.1). В полости 4 также расположены телескопически установленные между собой верхняя и нижняя проушины 8 и 9, между которыми соосно им установлена пружина 10 сжатия, а в верхней части полости 4, в зоне перемещения рукоятки 7, выполнены опорный палец 11, соосные сквозные отверстия 12 под блокировочный палец и опорная поверхность 13 для ограничения поворота защелки 6 с рукояткой 7. Верхняя проушина 8 установлена на защелке 6 при помощи шарнира 14, а нижняя проушина 9 установлена в нижней части полости 4 корпуса 1 при помощи шарнира 15. Шарнир 14 проушины 8 расположен на защелке 6 таким образом, что при закрытом положении сцепного крюка ось пружины 10 расположена между плоскостью А, проходящей через ось шарнира 15 нижней проушины 9 и ось шарнира 5 защелки 6, и зевом 2, а в открытом положении сцепного крюка ось пружины 10 расположена между плоскостью А и рукояткой 7. Для приема и фиксации сцепной опоры 3 в зеве 2 и на корпусе 1 крюка выполнены направляющие 16, 17 и опорная поверхность 18.
Сцепной крюк работает следующим образом.
Для соединения трактора с орудием крюк, закрепленный на нижней тяге навесного устройства, подводят снизу к опоре 3 (фиг.2). При подъеме тяги навесного устройства опора 3 скользит по направляющим поверхностям 16 или 17 и опорной поверхности 18 в зев 2, нажимая на защелку 6. Защелка 6 поворачивается на шарнире 5 в полость 4 до поверхности 18, при этом проушина 8 перемещается к проушине 9, сжимая пружину 10. После того как опора 3 разместится в зеве 2 в самом нижнем положении, защелка 6 автоматически под воздействием пружины 10 возвращается в исходное закрытое положение (фиг.1). В этом положении пружина 10 удерживает защелку 6 в прижатом состоянии к опоре 3, а рукоятку 7 - к опорному пальцу 11. При этом ось пружины 10 находится между плоскостью А и зевом 2.
Для отсоединения трактора от сельскохозяйственного орудия (фиг.3) поднимают рукоятку 7 до упора в опорную поверхность 13, поворачивая защелку 6 и освобождая, тем самым, опору 3 от фиксации. При этом проушина 8 перемещается к проушине 9, сжимая пружину 10. Во время поворота защелки 6 ось пружины 10 пересекает плоскость А и перемещается в зону расположения между плоскостью А и рукояткой 7. В этом положении пружина 10 разжимается и удерживает рукоятку 7 в прижатом состоянии к опорной поверхности 13, а защелку 6 - в утопленном состоянии в полости 4. Опускают тяги навесного устройства, и опора 3 свободно выходит из зева 2 крюка.
Для возвращения защелки 6 в исходное закрытое положение опускают рукоятку 7 до упора в опорный палец 11. При повороте защелки 6 проушина 8 перемещается к проушине 9, сжимая пружину 10. Во время поворота защелки 6 ось пружины 10 пересекает плоскость А и перемещается в зону расположения между плоскостью А и зевом 2. В этом положении пружина 10 разжимается и удерживает рукоятку 7 в прижатом состоянии к опорному пальцу 11.
В тяжелых условиях работы, для предохранения от самопроизвольного поворота рукоятки 7 с защелкой 6 и открытия сцепного крюка, в отверстия 12 вставляют блокировочный палец, служащий упором для рукоятки 7 в нижнем ее положении (фиг.1).
Таким образом, снабжение запорного механизма предлагаемого сцепного крюка телескопически установленными между собой верхней и нижней проушинами, шарнирно закрепленными соответственно на защелке и на корпусе крюка, и размещение пружины между упомянутыми проушинами и соосно им исключает перекосы пружины во время работы в условиях загрязненности, что повышает надежность работы данного механизма и крюка в целом. Выполнение защелки за одно целое с рукояткой позволяет исключить применение многозвенного механизма для ее привода и использовать только две опорные поверхности, что значительно упрощает конструкцию крюка. Вышеуказанное расположение шарнира верхней проушины на защелке позволяет надежно фиксировать защелку в закрытом или открытом положениях. Расположение соосных сквозных отверстий в зоне перемещения рукоятки также позволяет упростить конструкцию крюка, т.к. отпадает необходимость изготовления отверстия в защелке под блокировочный палец.
Источники информации известного уровня техники
1. DE № 4235780 C1, МПК: A01B 59/043, B60D 1/04, опубл. 19.08.1993.
2. DE № 4315811 C1, МПК: A01B 59/043, опубл. 19.01.1995.
3. EP № 0850789 A1, МПК: B60D 1/04, A01B 59/043, опубл. 01.07.1998.
4. EP № 0937592 A1, МПК: B60D 1/04, A01B 59/043, опубл. 25.08.1999.
5. EP № 1522429 A1, МПК: B60D 1/04, опубл. 13.04.2005.
6. EP № 1604558 A1, МПК: А01 В 59/00, опубл. 14.12.2005.
7. EP № 1849632 A1, МПК: B60D 1/04, опубл. 31.10.2007.
8. FR № 2555398 A1, МПК: A01B 59/06, 59/043, опубл. 31.05.1985.
9. EP № 1111984 A1, МПК: A01B 59/043, опубл. 04.07.2001.
10. EP № 1145613 A1, МПК: A01B 59/00, опубл. 17.10.2001.
11. EP № 1389412 A1, МПК: A01B 59/00, опубл. 18.02.2004.
12. EP № 1532854 A1, МПК: A01B 59/00, опубл. 25.05.2005.
13. WO № 2005089528 A1, МПК: A01B 59/042, опубл. 29.09.2005.
14. EP № 1990220 A1, МПК: B60D 1/04, A01B 59/00, опубл. 12.11.2008.
15. DE № 3912414 C1, МПК: A01B 59/043, опубл. 13.06.1990 (прототип).
Класс B60D1/04 крюки; соединения в виде крюка и проушины
механизм аварийной отцепки - патент 2527634 (10.09.2014) | |
автотракторный поезд - патент 2464197 (20.10.2012) | |
автопоезд - патент 2457141 (27.07.2012) | |
крюковая сцепка - патент 2438881 (10.01.2012) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2363596 (10.08.2009) | |
автоматическое стыковочное устройство гидроразъема машинно- тракторного агрегата - патент 2108699 (20.04.1998) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2099201 (20.12.1997) |
Класс A01B59/00 Устройства, специально приспособленные для соединения животных или тракторов с сельскохозяйственными машинами или орудиями