тягово-сцепное устройство автопоезда

Классы МПК:B60D1/04 крюки; соединения в виде крюка и проушины
B62D53/04 с транспортным средством, несущим значительную часть нагрузки другого транспортного средства и снабженным опорными приспособлениями для соединения с передней или задней частью другого транспортного средства 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Кубанский государственный аграрный университет
Приоритеты:
подача заявки:
1996-04-09
публикация патента:

Использование: в сельскохозяйственном машиностроении и может найти применение при эксплуатации тракторов и автомобилей. Сущность изобретения: тягово-сцепное устройство крепится на раму 1 тягача и содержит корпус 2, в котором размещены буксирный крюк 4 со штоком 5 и упругий элемент 3. Устройство снабжено механизмом передачи усилий на задние колеса тягача. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Тягово-сцепное устройство автопоезда, включающего тягач и прицеп, содержащее установленный на раме тягача корпус, в котором размещены буксирный крюк со штоком, упругий элемент, а также передняя и задняя упорные шайбы, и механизм передачи усилий на задние колеса тягача, отличающееся тем, что механизм передачи усилий на задние колеса тягача выполнен в виде закрепленных на задней упорной шайбе верхнего и нижнего плеч, имеющих возможность взаимодействия с упорами, расположенными на раме тягача, причем поверхности верхнего и нижнего плеч задней упорной шайбы и упоров, имеющие возможность контакта между собой, выполнены со скосами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автотракторостроению и может найти применение при эксплуатации тракторов и автомобилей.

Известно сцепное устройство, применяемое на отечественных грузовых автомобилях (А. М. Гуревич. "Тракторы и автомобили", Издательство "Колос", М. 1971, с. 461). Недостатком известного устройства является то, что оно, если работает в тяговом режиме, то догружает задние колеса, а в тормозном разгружает, что приводит к снижению сцепных качеств колес.

Известно и другое тягово-сцепное устройство автопоезда, включающего тягач и прицеп, содержащее установленный на раме тягача корпус, в котором размещены буксирный крюк со штоком, упругий элемент, а также передняя и задняя упорные шайбы, и механизм передачи усилий на задние колеса тягача (SU, авт. свид. 1299889, кл. B 62 D 53/04, 1987 г.).

Недостатком его является недостаточно высокие сцепные качества.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в создании простого по конструкции устройства с повышенными сцепными качествами за счет создания догружающих усилий на задние колеса тягача в значительном тяговом и тормозных режимах.

Для этого механизм передачи усилий за задние колеса тягача выполнен в виде закрепленных на задней упорной шайбе верхнего и нижнего плеч, имеющих возможность взаимодействия с упорами, расположенными на раме тягача, причем поверхности верхнего и нижнего плеч задней упорной шайбы и упоров, имеющие возможность контакта между собой, выполнены со скосами.

На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство в продольном разрезе по раме; на фиг. 2 схема сил в устройстве при значительном торможении; на фиг. 3 схема сил в устройстве при значительном тяговом усилии.

Устройство крепится на раму 1 тягача и содержит корпус 2, в который вставлен упругий элемент 3, крюк 4 со штоком 5 и упорными передней 6 и задней 7 шайбами (втулками). Последняя имеет плечи нижнее 8 и верхнее 9 и соответственно упоры 10 и 11, выполненные со скошенными контактирующими поверхностями 12 и 13, устраняющие перекос штока 5 в корпусе 2.

Устройство работает следующим образом.

При незначительной тяговой или тормозной нагрузке крюк 4 перемещается в упругом элементе 3 и опирается на его заднюю часть при тяговом режиме, а при тормозном режиме на переднюю часть упругого элемента, т.е. как в существующих прицепных устройствах незначительно догружая или разгружая задние колеса. Режим работы агрегата предлагаемым устройством в такой момент не нарушается.

При значительном тяговом усилии упругий элемент 3 сжимается и крюк 4 через шток и плечо 8 шайбы 7 опирается на верхний упор 10, создавая вертикальную силу от силы тяги ввиду наклона тяги под углом (см. фиг. 3).

При незначительном тормозном режиме прицеп воздействует на нижний упор 11 через крюк 4, шток 5 и нижнее плечо 9, вызывая вертикальную силу, действующую опять же вниз, догружая задние колеса.

Контактирующие поверхности 12 и 13 упоров 10 и 11 выполнены под углом или может быть другой формы, но так, чтобы при набегании они способствовали направлению линии действия тягового или тормозного усилия на ось дышла, чтобы шток 5 крюка 4 не опирался на корпус 2.

Догрузка задних колес зависит от длины дышла, от длины плеч 8 и 9 опорной шайбы 7 и тягового или тормозного усилия. Так, при тяговом или тормозном усилии 20 кН, при длине плеч 200 мм, т.е. наклоне линии действия силы под углом 8 10o

Pкsin8o 20тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 20992010,14 2,8 кН

Но тяговая и тормозная нагрузка может возрастать и до больших величин и тогда нужны значительные сцепные качества колес, что и обеспечивается предлагаемым устройством.

Преимуществом заявленного технического решения является повышение сцепных качеств задних колес, необходимых при значительных усилиях на крюке при тяговом и тормозном режимах работы, догрузкой колес, что увеличивает производительность агрегатов, долговечность (устраняет буксование) шин и безопасность движения.

Класс B60D1/04 крюки; соединения в виде крюка и проушины

механизм аварийной отцепки -  патент 2527634 (10.09.2014)
сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних тяг трёхточечного навесного устройства трактора -  патент 2523487 (20.07.2014)
автотракторный поезд -  патент 2464197 (20.10.2012)
автопоезд -  патент 2457141 (27.07.2012)
крюковая сцепка -  патент 2438881 (10.01.2012)
тягово-сцепное устройство автопоезда -  патент 2363596 (10.08.2009)
автоматическое стыковочное устройство гидроразъема машинно- тракторного агрегата -  патент 2108699 (20.04.1998)

Класс B62D53/04 с транспортным средством, несущим значительную часть нагрузки другого транспортного средства и снабженным опорными приспособлениями для соединения с передней или задней частью другого транспортного средства 

тягово-догрузочное устройство тракторного прицепа, агрегатируемого посредством гидрокрюка -  патент 2497706 (10.11.2013)
тросопневматическое тягово-догружающее устройство прицепных систем колесных автопоездов -  патент 2493018 (20.09.2013)
тросовый увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами -  патент 2484979 (20.06.2013)
увеличитель сцепного веса буксируемых автомобильных прицепов -  патент 2484611 (20.06.2013)
увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами -  патент 2483962 (10.06.2013)
автоматический корректор сцепного веса для увеличения проходимости и повышения производительности колесных тракторов при их агрегатировании с прицепами -  патент 2482974 (27.05.2013)
автотракторный поезд -  патент 2464197 (20.10.2012)
автопоезд -  патент 2457141 (27.07.2012)
устройство для повышения проходимости колесного трактора с двухосным прицепом -  патент 2456194 (20.07.2012)
автопоезд -  патент 2448858 (27.04.2012)
Наверх