увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами
Классы МПК: | B62D53/04 с транспортным средством, несущим значительную часть нагрузки другого транспортного средства и снабженным опорными приспособлениями для соединения с передней или задней частью другого транспортного средства B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства A01D59/04 узловязатели |
Автор(ы): | Щитов Сергей Васильевич (RU), Кузнецов Евгений Евгеньевич (RU), Кривуца Зоя Федоровна (RU) |
Патентообладатель(и): | ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-02-06 публикация патента:
10.06.2013 |
Изобретение относится к транспорту, а именно к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам для увеличения проходимости и повышения производительности колесных транспортных средств. Увеличитель сцепного веса содержит жесткую силовую связь, соединяющую дышло прицепа со сцепным устройством трактора. Устройство выполнено на дышле и подвеске прицепа и имеет вид спаренной полуэллиптической рессоры, проушинами установленной на кронштейны крепления рессор передней подвески прицепа. В срединной части рессоры закреплены направляющая стаканного типа с нажимным пружинным регулятором, с шаровой опорой в верхней его части, и проушина подрессоренного передающего рычага (рессоры). Центральная часть передающего рычага шарнирно соединена с установленным в средней части дышла прицепа кронштейном и создает двуплечий рычаг, который другим окончанием скреплен торсионной осью с площадкой шарнирного прижимного устройства, демпфером упирающегося в дышло. Достигается увеличение проходимости и повышение производительности колесных транспортных средств. 3 ил.
Формула изобретения
Увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами, содержащий жесткую силовую связь, соединяющую дышло прицепа со сцепным устройством трактора, отличающийся тем, что устройство выполнено на дышле и подвеске прицепа и имеет вид спаренной полуэллиптической рессоры, проушинами установленной на кронштейны крепления рессор передней подвески прицепа, в срединной части рессоры закреплены направляющая стаканного типа с нажимным пружинным регулятором, шаровой опорой в верхней его части, и проушина подрессоренного передающего рычага (рессоры), центральная часть которого шарнирно соединена с установленным в средней части дышла прицепа кронштейном и создает двуплечий рычаг, который другим окончанием скреплен торсионной осью с площадкой шарнирного прижимного устройства, демпфером упирающегося в дышло.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспорту, а именно к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам для увеличения проходимости и повышения производительности колесных транспортных средств при агрегатировании с прицепами в условиях их передвижения по скользкой дороге, бездорожью, малой несущей способности почв, наличия подстилающего мерзлотного слоя.
Известно устройство повышения проходимости колесных тракторов, агрегатируемых с прицепом (Патент РФ № 2303547, МКИ B62D 53/04), содержащее основную силовую связь дышла прицепа с трактором, гидронавесную систему трактора, подъемные рычаги, траверсу и гибкий тросовый элемент, датчик буксования ведущих колес, устройство привода золотника регулятора навесной системы трактора и электромагнит, управляющий указанным золотником.
Недостатком данного устройства является большое количество задействованных узлов и деталей, недолговечность гибкого тросового элемента при работе транспортного средства с прицепным агрегатом-прицепом в сложных дорожных условиях.
Известно устройство повышения проходимости колесных тракторов, агрегатируемых с прицепом, содержащее жесткую силовую связь, соединяющую дышло прицепа со сцепным устройством трактора, и гибкую тросовую силовую связь, соединяющую поперечину нижних продольных тяг навески трактора с передней осью прицепа, пружину, силовой регулятор, гидроцилиндр, электромагнитный датчик, позиционный регулятор (Патент РФ № 2297938, МКИ B62D 53/04, взято за прототип).
Недостатком данного устройства является недостаточная жесткость фиксации и крепления догружающего устройства - только за счет гибкой тросовой силовой связи, значительная трудоемкость установки, большое количество задействованных узлов и деталей, недолговечность гибкого тросового элемента при работе транспортного средства с прицепным агрегатом-прицепом в сложных дорожных условиях.
Технической задачей изобретения является увеличение проходимости и повышение производительности колесных транспортных средств при агрегатировании с прицепами в условиях их передвижения по скользкой дороге, бездорожью, малой несущей способности почв, наличия подстилающего мерзлотного слоя при достаточно простой конструкции вспомогательного устройства, простоте его изготовления, высокой надежности, удобстве в обслуживании и эксплуатации.
Техническим решением задачи является создание устанавливаемого на передней подвеске и дышле прицепа вспомогательного устройства-увеличителя сцепного веса, передающего часть собственной нагрузки агрегатируемого прицепачерез систему шарнирно-закрепленных, горизонтально вращающихся рычагов на сцепное устройство и ведущие кол еса буксирующего транспортного средства вцелях увеличения его проходимости, повышенияпроизводительности при выполнении работ.
Поставленная задача достигается тем, что вспомогательное устройство-увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами выполнено в виде спаренной полуэллиптической рессоры, проушинами установленной на кронштейны крепления рессор передней подвески прицепа. В срединной ее части закреплены направляющая стаканного типа с нажимным пружинным регулятором, шаровой опорой в верхней его части, и проушина подрессоренного передающего рычага (рессоры), центральная часть которого шарнирно соединена с установленным в средней части дышла прицепа кронштейном и создает двуплечий рычаг, который другим окончанием скреплен торсионной осью с площадкой шарнирного прижимного устройства, демпфером упирающегося в дышло и передающего нагрузку прицепа на сцепное устройство и ведущие колеса буксирующего транспортного средства.
На фиг.1 изображена принципиальная схема устройства-увеличителя сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами, на фиг.2 изображен профильный вид прицепа с установленным устройством-увеличителем сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами, на фиг.3 изображен профильный вид передней подвески прицепа с установленным устройством-увеличителем сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами.
Устройство-увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами содержит спаренную полуэллиптическую рессору 1, проушинами 2 установленную на кронштейны 3 крепления рессор 4 передней подвески 5 прицепа 6. В срединной части полуэллиптической рессоры 1 закреплены: направляющая 7 стаканного типа с нажимным пружинным регулятором 8, шаровой опорой 9 в верхней его части, и проушина 10 подрессоренного передающего рычага (рессоры) 11, центральная часть которого шарниром 12 соединена с установленным в средней части дышла прицепа 6 кронштейном 13 и создает двуплечий рычаг, который другим окончанием(проушиной) 14 скреплен торсионной осью 15 с площадкой 16 шарнирного прижимного устройства 17, демпфером 18 упирающегося в дышло 19 и передающего нагрузку прицепа 6 на сцепное устройство 20 буксирующего транспортного средства.
Устройство работает следующим образом
При загрузке перевозимыми грузами прицепа 6 происходит опускание его загрузочной площадки и рамы прицепа, вследствие чего весовая нагрузка передается через шаровую опору 9, установленную на раме прицепа 6, и нажимной пружинный регулятор 8 на проушину 10 подрессоренного передающего рычага 11, центральная часть которого шарниром 12 соединена с установленным в средней части дышла прицепа 6 кронштейном 13 и создает двуплечий рычаг, который другим окончанием (проушиной) 14 скреплен торсионной осью 15 с площадкой 16 шарнирного прижимного устройства 17, демпфером 18 упирающегося в дышло 19 и передающего нагрузку прицепа 6 на сцепное устройство 20 буксирующего транспортного средства, перераспределяя собственную нагрузку с ходовой части прицепа на ведущие колеса и сцепное устройство буксирующего транспортного средства, увеличивая его тягово-сцепные свойства, что позволяет без пробуксовки передвигаться, производя сельскохозяйственные работы и транспортные перевозки при низкой несущей способности почв.
При отсутствии необходимости передвижения с подключенным устройством увеличителем сцепного веса оператором-водителем буксирующего транспортного средства снимается скрепляющая торсионная ось 15, вследствие чего собственная нагрузка прицепа 6 перераспределяется с сцепного устройства 20 буксирующего транспортного средства на переднюю подвеску 5 прицепа 6.
Использование данного изобретения, обладающего высокой надежностью, низкой себестоимостью, удобством в обслуживании и эксплуатации, при достаточно простой конструкции и простоте изготовления устройства-увеличителя сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами, позволит увеличить проходимость и производительность колесных автомобилей и тракторов при их агрегатировании с прицепами, повысит их тягово-сцепные свойства при выполнении энергоемких работ, скорость движения по грунтам с низкой несущей способностью, уменьшит техногенное воздействие на обрабатываемые почвы, что приведет к экономии энергозатрат и увеличит экономический эффект от его применения в сельском хозяйстве.
Класс B62D53/04 с транспортным средством, несущим значительную часть нагрузки другого транспортного средства и снабженным опорными приспособлениями для соединения с передней или задней частью другого транспортного средства
Класс B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства
льнотеребилка - патент 2321203 (10.04.2008) |