седельно-сцепное устройство
Классы МПК: | B62D53/08 сцепки с опорным кругом B60D1/06 сцепки шарового типа |
Автор(ы): | ШАРМЮЛЛЕР Йозеф (AT), ШАРМЮЛЛЕР Йозеф мл. (AT) |
Патентообладатель(и): | ШАРМЮЛЛЕР Йозеф (AT), ШАРМЮЛЛЕР Йозеф мл. (AT) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-11-09 публикация патента:
27.04.2014 |
(57) Изобретение относится к седельно-сцепному устройству для сцепления седельного тягача с седельным прицепом. Седельно-сцепное устройство (1) имеет опорную плиту (2) для монтажа на седельном тягаче и зацепляющий элемент (3) для монтажа на седельном прицепе. Опорная плита (2) выполнена для приема зацепляющего элемента (3). Зацепляющий элемент (3) включает в себя сцепной шар (31). Опорная плита (2) имеет сферическое гнездо (21) и включает в себя прижимной элемент (23), который выполнен с возможностью перемещения из освобождающего положения (230) в удерживающее положение (231). Прижимной элемент (23) включает в себя контактную область (232) для обеспечения контакта со сцепным шаром (31), расположенным в удерживающем положении (231) в сферическом гнезде (21). Исполнительное устройство (7) предусмотрено для манипулирования фиксирующим элементом (4) и выполнено с возможностью установки в фиксирующее положение, отпускающее положение и положение готовности. При этом предусмотрено устройство (8) для приведения исполнительного устройства (7) из отпускающего положения в положение готовности при приведении прижимного элемента (23) из удерживающего положения (231) в освобождающее положение (230). Достигается повышение проходимости седельного автопоезда. 10 з.п. ф-лы, 15 ил.
Формула изобретения
1. Седельно-сцепное устройство (1) для сцепления седельного тягача с седельным прицепом, имеющее опорную плиту (2) для монтажа на седельном тягаче и зацепляющий элемент (3) для монтажа на седельном прицепе, при этом опорная плита (2) выполнена для приема зацепляющего элемента (3), причем зацепляющий элемент (3) включает в себя сцепной шар (31), а опорная плита (2) имеет сферическое гнездо (21), причем опорная плита (2) включает в себя прижимной элемент (23), который выполнен с возможностью перемещения из освобождающего положения (230) в удерживающее положение (231), и при этом этот прижимной элемент (23) включает в себя контактную область (232) для обеспечения контакта со сцепным шаром (31), расположенным в удерживающем положении (231) в сферическом гнезде (21), отличающееся тем, что предусмотрено исполнительное устройство (7) для манипулирования фиксирующим элементом (4), при этом исполнительное устройство (7) выполнено с возможностью установки в фиксирующее положение (71), отпускающее положение (72) и положение (73) готовности, и что предусмотрено устройство (8) для приведения исполнительного устройства (7) из отпускающего положения (72) в положение (73) готовности при приведении прижимного элемента (23) из удерживающего положения (231) в освобождающее положение (230).
2. Седельно-сцепное устройство по п.1, отличающееся тем, что имеется примыкающая к сферическому гнезду (21) направляющая (22) скольжения для направления сцепного шара (31) к сферическому гнезду (21).
3. Седельно-сцепное устройство по пп.1 или 2, отличающееся тем, что сферическое гнездо (21) выполнено по существу в форме полусферы.
4. Седельно-сцепное устройство по п.3, отличающееся тем, что сферическое гнездо (21) имеет цилиндрическую область (212), примыкающую к имеющей форму полусферы области (211).
5. Седельно-сцепное устройство по п.1, отличающееся тем, что прижимной элемент (23) установлен с возможностью вращения вокруг первой опорной точки (5) и в удерживающем положении (231) посредством фиксирующего элемента (4) может фиксироваться во второй опорной точке (6).
6. Седельно-сцепное устройство по п.1, отличающееся тем, что контактная область (232) прижимного элемента (23) выполнена по существу в форме серпа, и в удерживающем положении (231) в отдельных областях расположена в имеющей форму полусферы области сферического гнезда (21).
7. Седельно-сцепное устройство по пп.5 или 6, отличающееся тем, что, если смотреть в смонтированном положении, первая опорная точка (5) и/или вторая опорная точка (6) находятся ниже центра шара, вписанного в сферическое гнездо (21).
8. Седельно-сцепное устройство по п.5, отличающееся тем, что в области первой опорной точки (5) расположен деформационный элемент.
9. Седельно-сцепное устройство по п.8, отличающееся тем, что деформационный элемент выполнен в виде упругого кольца.
10. Седельно-сцепное устройство по п.1, отличающееся тем, что исполнительное устройство (7) включает в себя ручной рычаг (74).
11. Седельно-сцепное устройство по п.1, отличающееся тем, что исполнительное устройство (7) включает в себя по меньшей мере один элемент с текучей средой, в частности гидравлический цилиндр и/или пневматический цилиндр.
Описание изобретения к патенту
Изобретение касается седельно-сцепного устройства согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения.
Седельно-сцепные элементы, монтируемые на седельный тягач, соответственно на седельный прицеп, являются частью седельного автопоезда. Седельные автопоезда представляют собой транспортные средства, обладающие возможностью гибкого использования с оптимальными затратами.
Седельный автопоезд включает в себя седельный тягач и присоединенный седельный прицеп. Седельный автопоезд может быть также назван автомобилем с прицепом. Седельный тягач может быть также назван автомобилем с седельным устройством. Седельный прицеп представляет собой прицеп без передней оси, однако обычно с несколькими задними осями. Седельный прицеп известен также под названиями седельный полуприцеп, полуприцеп, или, соответственно, трейлер. Седельно-сцепное устройство при этом, если смотреть в направлении движения автомобиля с прицепом, расположено впереди крайней задней оси седельного тягача. Таким образом, седельный тягач может нести часть массы прицепа.
Недостатком традиционных седельных автопоездов является то, что они имеют низкую проходимость, то есть на неровной местности быстро достигают пределов своего использования.
Задачей изобретения является предоставление седельно-сцепного устройства вышеназванного рода, которое обеспечит возможность высокой проходимости седельного автопоезда.
В соответствии с изобретением это достигается с помощью признаков п.1 формулы изобретения.
Благодаря сцепному шару обеспечивается то преимущество, что седельный прицеп и седельный тягач соединены друг с другом с возможностью вращения относительно друг друга как вокруг по меньшей мере одной вертикальной оси, так и вокруг по меньшей мере одной горизонтальной оси, при этом седельно-сцепное устройство образует шаровой шарнир. Благодаря этому обеспечивается то преимущество, что седельный автопоезд может ехать также по неровной местности, и даже на неровной местности может быть обеспечено надежное соединение седельного тягача и седельного прицепа.
Зависимые пункты формулы изобретения, которые так же как и п.1 формулы изобретения, одновременно являются частью описания, касаются других предпочтительных вариантов осуществления изобретения.
Изобретение поясняется более подробно со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых изображены в качестве примера только предпочтительные варианты осуществления. При этом показано:
фиг.1 - седельно-сцепное устройство одного из предпочтительных вариантов осуществления на виде сверху;
фиг.2 - седельно-сцепное устройство, показанное на фиг.1, на виде под углом;
фиг.3 - седельно-сцепное устройство, показанное на фиг.1, на схематичном виде спереди в первом, соединенном и зафиксированном положении;
фиг.4 - седельно-сцепное устройство, показанное на фиг.1, в сечении на схематичном виде сбоку в положении, показанном на фиг.3;
фиг.5 - седельно-сцепное устройство, показанное на фиг.1, на схематичном виде спереди во втором, соединенном и подвижном положении;
фиг.6 - седельно-сцепное устройство, показанное на фиг.1, в сечении на схематичном виде сбоку, в положении, показанном на фиг.5;
фиг.7 - седельно-сцепное устройство, показанное на фиг.1, на схематичном виде спереди в третьем, отсоединенном положении;
фиг.8 - седельно-сцепное устройство, показанное на фиг.1, в сечении на схематичном виде сбоку, в положении, показанном на фиг.7;
фиг.9 - фрагмент седельно-сцепного устройства, показанного на фиг.1, на виде сверху, при этом на фрагменте изображено включающее в себя ручной рычаг исполнительное устройство, при этом седельно-сцепное устройство находится в первом, соединенном и зафиксированном положении, а исполнительное устройство управления - в своем фиксирующем положении;
фиг.10 - фрагмент, показанный на фиг.9, при этом седельно-сцепное устройство находится во втором, соединенном и подвижном положении, а исполнительное устройство в свободном (нерабочем) положении;
фиг.11 - фрагмент, показанный на фиг.9, при этом седельно-сцепное устройство находится в третьем, отсоединенном положении, а исполнительное устройство - в положении готовности;
фиг.12 - входящий в зацепление элемент, показанный на фиг.1, на виде под углом;
фиг.13 - опорная плита седельного устройства, показанная на фиг.1, на виде под углом;
фиг.14 - изображенная на фиг.13 опорная плита на виде сверху; и
фиг.15 - изображенная на фиг.13 опорная плита на виде сбоку.
На фиг.1-15 показаны по меньшей мере части или фрагменты предпочтительного первого варианта осуществления седельно-сцепного устройства 1 для соединения седельного тягача с седельным прицепом, снабженного опорной плитой 2 для монтажа на седельном тягаче и зацепляющим элементом 3 для монтажа на седельном прицепе, при этом опорная плита 2 выполнена для по меньшей мере частичного приема зацепляющего элемента 3. У седельно-сцепного устройства для улучшения проходимости седельного автопоезда, состоящего из седельного тягача и седельного прицепа, предусмотрено, что зацепляющий элемент 3 включает в себя сцепной шар 31.
Это позволяет получить уже названные преимущества и предпочтительные эффекты. Преимущество при этом заключается в том, что седельный тягач и присоединенный седельный прицеп могут заданным образом как поворачиваться относительно друг друга, так и опрокидываться друг относительно друга. При этом предпочтительно, чтобы при заданном относительном опрокидывании, то есть повороте вокруг горизонтальной оси относительно друг друга, например на 10° между седельным тягачом и седельным прицепом, седельный тягач и седельный прицеп, как обычно, могли также поворачиваться друг относительно друга. Причем, в частности, преимущество заключается в том, что при этом не возникает чрезмерных нагрузок на седельно-сцепное устройство 1 и/или внутри него, за счет чего также может быть повышена устойчивость седельно-сцепного устройства 1.
Посредством седельно-сцепного устройства возможна надежная передача усилий, в частности растягивающих и боковых направляющих усилий, от седельного прицепа к седельному тягачу и в обратном направлении действия.
Опорная плита 2 монтируется на седельном тягаче и может для этого, в частности, крепиться, в частности прикручиваться посредством охватывающей опорную плиту 2 несущей пластины 20 к седельному автопоезду.
Зацепляющий элемент 3 монтируется на седельном прицепе и может для этого, в частности, прикручиваться к седельному прицепу.
Опорная плита 2 и/или зацепляющий элемент 3 могут содержать сталь или преимущественно состоять из стали.
В частности, при этом может быть предусмотрено, чтобы опорная плита 2 имела сферическое гнездо 21, как это предусмотрено в предпочтительном первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1. При этом сферическое гнездо 21 может быть по своей форме выполнено по существу зеркально сцепному шару 31, благодаря чему сцепной шар 31 может надежно приниматься в сферическое гнездо 21, и сцепной шар 31 может надежно вращаться в сферическом гнезде 21 во всех направлениях, благодаря чему зацепляющий элемент 3, входящий в сферическое гнездо 21, может вращаться и опрокидываться. Причем предпочтительно то, что при этом в каждом из этих положений зацепления зацепляющего элемента 3 возможна надежная передача усилий от седельного тягача к седельному прицепу и наоборот.
Предпочтительным образом может быть также предусмотрено, чтобы сферическое гнездо 21 было выполнено по существу в форме полусферы. При этом сферическое гнездо 21 образует имеющую форму полусферы внутреннюю поверхность для приема шарообразной наружной поверхности сцепного шара 31.
Соединение между седельным тягачом и седельным прицепом может обеспечиваться особенно надежно, если сферическое гнездо 21 будет иметь цилиндрическую область 212, примыкающую к имеющей форму полусферы области 211, как это предусмотрено в предпочтительном первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1.
В предпочтительном усовершенствовании может быть предусмотрено, чтобы имелась примыкающая к сферическому гнезду 21 направляющая 22 скольжения для направления сцепного шара 31 к сферическому гнезду 21, как это предусмотрено в предпочтительном первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1. Таким образом, может быть упрощен ввод сцепного шара 31 в сферическое гнездо 21. Для соединения седельный тягач может быть сдвинут назад, в направлении стоящего при этом седельного прицепа. При этом сцепной шар 31 может быть просто введен в широкую по краям и сужающуюся направляющую 22 скольжения. Посредством направляющей 22 скольжения при дальнейшем смещении назад седельного тягача сцепной шар 31 может быть сдвинут дальше, по существу автоматически, в направлении сферического гнезда 21.
В частности, может быть предусмотрено, чтобы опорная плита 2 включала в себя прижимной элемент 23, чтобы этот прижимной элемент 23 мог перемещаться из освобождающего положения 230 в удерживающее положение 231, в частности поворачиваться, и чтобы этот прижимной элемент 23 включал в себя контактную область 232 для обеспечения контакта со сцепным шаром 31, находящимся в удерживающем положении 231 в сферическом гнезде 21, как это предусмотрено в предпочтительном первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1. При этом прижимной элемент 23 предназначен для стопорения сцепного шара 31 в соединенном положении зацепляющего элемента 3. Прижимной элемент 23 и сферическое гнездо 21 заключены внутри опорной плиты 2, благодаря чему прижимной элемент 23 и сферическое гнездо 21 служат для монтажа на седельном тягаче и в рабочем положении смонтированы на седельном тягаче.
Зафиксированный таким образом сцепной шар 31 может, однако, продолжать вращаться в сферическом гнезде 21, в частности практически во всех возможных направлениях. Таким образом, может быть также обеспечена возможность вращения и возможность наклона седельного тягача относительно седельного прицепа. При этом, в частности, может быть предусмотрено, чтобы сферическое гнездо было снабжено выемкой 25 для приема заключенного внутри опорной плиты 2 прижимного элемента 23, при этом прижимной элемент 23 может перемещаться относительно опорной плиты 2, в частности, сдвигаться и/или поворачиваться внутри выемки 25.
В этой связи может быть предусмотрено, чтобы прижимной элемент 23 был установлен с возможностью вращения вокруг, если смотреть на прижимной элемент 23 сбоку, первой опорной точки 5 первой опорной оси, и в удерживающем положении 231 посредством фиксирующего элемента 4, если смотреть на прижимной элемент 23 сбоку, мог фиксироваться во второй опорной точке 6 второй опорной оси. Таким образом, прижимной элемент 23 может, с одной стороны, просто, а с другой стороны, надежно фиксировать сцепной шар 31 в соединенном (состыкованном) положении, как это предусмотрено в предпочтительном первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1. В первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1 для этого предусмотрено, что первая опорная точка 5 образована находящимися на одной линии проемами в опорной плите 2 и прижимном элементе 23. Для обеспечения опоры в эти находящиеся на одной линии проемы вставляется палец, который образует опору. Кроме того, в первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1 для этого предусмотрено, что вторая опорная точка 6 образована другими проемами в опорной плите 2 и прижимном элементе 23, которые находятся на одной линии в удерживающем положении 231. В эти другие проемы для фиксации прижимного элемента 23 в удерживающем положении 231 введен фиксирующий элемент 4, в частности, установленный в других проемах с возможностью продольного перемещения.
В частности, первая опорная ось может располагаться перпендикулярно основному направлению перемещения, вдоль которого по существу может передвигаться сцепной шар 31 в сферическом гнезде 21 при соединении (стыковке) и которое, в частности, может быть расположено по существу перпендикулярно к несущей пластине 20, предпочтительно по существу вертикально. В частности, первая опорная ось может быть расположена параллельно несущей пластине 20, которая, в частности, может быть расположена по существу параллельно горизонтальной плоскости. В частности, первая опорная ось может быть расположена по существу горизонтально. Первая опорная ось и вторая опорная ось могут быть предпочтительным образом параллельными друг другу. Прижимной элемент 23 может, таким образом, поворачиваться, в частности, в параллельной к основному направлению перемещения плоскости, предпочтительно в вертикальной, то есть отвесной, плоскости. Поворотное движение прижимного элемента 23, при котором прижимной элемент 23 вращается вокруг первой опорной точки 5, и поперечное движение сцепного шара 31 в основном направлении перемещения могут при этом особенно надежно взаимодействовать.
В одном другом предпочтительном варианте осуществления, который не изображен, прижимной элемент 23 может направляться посредством продольной направляющей, и посредством исполнительного элемента подводиться к сцепному шару 31, соответственно, отводиться от него. Продольная направляющая может при этом заменять первую опорную точку 5, а исполнительный элемент - вторую опорную точку 6.
В одном другом предпочтительном варианте осуществления, который не изображен, может быть предусмотрено, чтобы прижимной элемент 23 был зафиксирован в удерживающем положении 231 посредством поворотной заслонки, для чего она находится в первом положении заслонки. Для освобождения движения прижимного элемента 23 заслонка может быть повернута из первого положения заслонки, что может происходить путем дистанционного управления или дистанционного воздействия, а затем прижимной элемент 23 может переместиться в освобождающее положение 230, в частности повернуться. В освобождающем положении 230 может быть предусмотрено, чтобы заслонка находилась во втором положении заслонки, в котором уже по существу без дополнительных действий она могла быть повернута назад в первое положение заслонки, как только прижимной элемент 23 снова будет находиться в удерживающем положении 231. Для этого заслонка может быть предварительно напряжена во второе положение заслонки. В частности, возможно дистанционное управление заслонкой.
В частности, может быть предусмотрено, чтобы контактная область 232 прижимного элемента 23 была выполнена по существу в форме серпа, и в удерживающем положении 231 в отдельных областях расположена в имеющей форму полусферы области сферического гнезда 21, как это предусмотрено в предпочтительном первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1. Преимущество при этом заключается в том, что прижимной элемент 23 в удерживающем положении 231 особенно хорошо подходит для дополнения контура сферического гнезда 21.
Контактная область 232, имеющая форму серпа, в комбинации с надлежащим положением первой опорной точки 5 может при этом предпочтительным образом способствовать тому, чтобы при опускании зацепляющего элемента 3 с целью соединения прижимной элемент 23 с помощью сцепного шара 31 мог вращаться вокруг первой опорной точки 5 в удерживающее положение 231, в частности вращаться без дополнительного содействия. Предпочтительным образом можно обеспечить, чтобы прижимной элемент 23 при этом без дополнительных содействий перемещался в удерживающее положение 231, чем может быть упрощен процесс соединения седельного прицепа с седельным тягачом.
В усовершенствованном осуществлении контактной области 232 может быть предусмотрено, чтобы только одна частичная область была выполнена в форме серпа. Предпочтительно при этом, что изготовление геометрии контактной области 232 может быть простым, при этом все же может быть гарантировано преимущество, что процесс соединения седельного прицепа с седельным тягачом может выполняться особенно просто.
В усовершенствовании, в частности, первого варианта осуществления седельно-сцепного устройства 1 может быть предусмотрено, чтобы в области первой опорной точки 5 был расположен деформационный элемент. Преимущество при этом заключается в том, что таким образом удары, возникающие при движении автомобиля с прицепом, то есть силовые импульсы, могут демпфироваться деформационным элементом, при этом можно избежать возникновения кратковременных чрезмерных пиков напряжений в седельно-сцепном устройстве 1. Предпочтительным образом так может быть повышен срок службы седельно-сцепного устройства 1.
В этой связи, в частности, может быть предусмотрено, чтобы деформационный элемент был выполнен в виде упругого кольца. Это делает возможным особенно простой и компактный монтаж деформационного элемента в области первой опорной точки 5.
Особенно предпочтительным образом, как изображено на фиг.1, 2, 3, 5, 7, 9, 10 и 11, может быть предусмотрено исполнительное устройство 7 для манипулирования фиксирующим элементом 4, при этом исполнительное устройство 7 может устанавливаться в фиксирующее положение 71, отпускающее положение 72 и положение 73 готовности, и что предусмотрено устройство 8 для приведения исполнительного устройства 7 из отпускающего положения 72 в положение 73 готовности при приведении прижимного элемента 23 из удерживающего положения 231 в освобождающее положение 230. Предпочтительным образом при этом можно распознать соответствующее положение седельно-сцепного устройства 1 даже по хорошо видимому положению исполнительного устройства 7. Фиксирующий элемент 4 может особенно предпочтительным образом быть соединен с исполнительным устройством 7 и при этом совершать относительное перемещение вместе с исполнительным устройством 7, в частности сдвигаться относительно прижимного элемента 23. Фиксирующий элемент 4 может быть выполнен по существу в виде пальца, как это происходит в первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1.
Фиксирующее положение 71 в первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1 изображено на фрагменте, показанном на фиг.9. В фиксирующем положении 71 прижимной элемент 23 находится в удерживающем положении 231, и при этом прижимной элемент 23 зафиксирован от вращения относительно первой опорной точки 5, для чего фиксирующий элемент 4 во второй опорной точке 6 зафиксирован посредством исполнительного устройства 7. Отпускающее положение 72 изображено на фрагменте, показанном на фиг.10. В отпускающем положении 72 прижимной элемент 23 может находиться как в удерживающем положении 231, так и в освобождающем положении 230 или в промежуточном положении, и при этом прижимной элемент 23 обладает возможностью вращения вокруг первой опорной точки 5, для чего фиксирующий элемент 4 посредством исполнительного устройства 7 расположен на расстоянии от второй опорной точки 6. Исполнительное устройство 7 может быть, в частности, снабжено крюком 75 для зацепления седельно-сцепного устройства 1. Исполнительное устройство 7 может приводиться в отпускающее положение 72 вручную и после зацепления в отпускающем положении 72 оставаться в нем до разъединения зацепления.
Для перевода исполнительного устройства 7 из его фиксирующего положения 71 в его отпускающее положение 72 оно может, в частности, вручную по существу смещаться в продольном направлении, в отдельных областях извлекаться из опорной плиты 2 и посредством крюка 75 зацепляться за опорную плиту 2. При этом, в частности, может быть предусмотрено, чтобы фиксирующий элемент 4 извлекался из образующих вторую опорную точку 6 проемов, по меньшей мере в отдельных областях.
Положение 73 готовности изображено на фрагменте, показанном на фиг.11. В положении 73 готовности крюк 75 может отсоединяться от седельно-сцепного устройства 1, при этом исполнительное устройство 7 установлено с возможностью перемещения, в частности смещения в продольном направлении. В положении 73 готовности может быть, в частности, предусмотрено, чтобы фиксирующий элемент 4 примыкал к поверхности прижимного элемента 23 и посредством исполнительного устройства 7 был предварительно напряжен для продвижения в другие, образующие вторую опорную точку 6 проемы. При этом положение исполнительного устройства 7 по существу определяется тем, что фиксирующий элемент 4 примыкает к поверхности прижимного элемента 23 и таким образом препятствует дальнейшему смещению исполнительного устройства 7 в направлении прижимного элемента 23.
В положении 73 готовности прижимной элемент 23 может находиться как в удерживающем положении 231, так и в освобождающем положении 230, или в промежуточном положении, и при этом прижимной элемент 23 также обладает возможностью вращения вокруг первой опорной точки 5. Преимущество при этом заключается в том, что фиксирующий элемент 4, в частности, без дополнительных действий может проникать в другие проемы, и таким образом прижимной элемент 23 может фиксироваться по положению во второй опорной точке 6, если прижимной элемент 23 расположен в своем удерживающем положении 231. При этом предпочтительно, что таким образом прижимной элемент 23 может быть надежно установлен без возможности вращения как в первой опорной точке 5, так и во второй опорной точке 6, при этом прижимной элемент 23 надежно зафиксирован в своем удерживающем положении 31, и поэтому прижимной элемент 23 надежно фиксирует сцепной шар 31 внутри сферического гнезда 21.
Для перевода исполнительного устройства 7 из его отпускающего положения 72 в его положение 73 готовности оно может освобождаться из зацепленного за опорную плиту 2 отпускающего положения 72. Особенно предпочтительно это может осуществляться, когда на прижимном элементе 23 и/или на исполнительном устройстве 7 расположены средства для отцепления крюка 75 от седельно-сцепного устройства 1. Благодаря этому крюк 75, когда прижимной элемент 23 и исполнительное устройство 7 находятся в контакте, может без дополнительных действий отсоединяться от опорной плиты 2, и исполнительное устройство 7 может, в частности, без дополнительных действий приходить в положение 73 готовности.
В усовершенствованном варианте может быть предусмотрено, чтобы образующие вторую опорную точку 6 другие проемы вместо формы отверстия, по меньшей мере, в отдельных областях были выполнены с углами, в частности четырехугольными, предпочтительно квадратными. При этом фиксирующий элемент 4 может быть также выполнен с подходящей к ним геометрией, то есть зеркально, и может состоять из соответствующей трехмерной фасонной детали.
Предпочтительно исполнительное устройство 7 может включать в себя ручной рычаг 74, как это предусмотрено в первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1. Преимущество при этом заключается в том, что исполнительное устройство 7 особенно просто манипулируется вручную.
Предпочтительно может быть предусмотрено, чтобы исполнительное устройство 7 включало в себя по меньшей мере один элемент с текучей средой, в частности гидравлический цилиндр и/или пневматический цилиндр. Таким образом, возможно особенно простое дистанционное управление исполнительным устройством 7, например, из кабины автомобиля с седельным прицепом.
В предпочтительном усовершенствовании на седельно-сцепном устройстве 1 может быть расположен стопорный элемент 77 для стопорения фиксирующего положения 71 исполнительного устройства 7. Стопорный элемент 77 может при этом блокировать движение исполнительного устройства 7 из фиксирующего положения 71 в отпускающее положение 72 или, соответственно, в положение 73 готовности.
Предпочтительным образом может быть предусмотрено, что стопорный элемент 77 для деблокирования исполнительного устройства 7 должен быть выдвинут из блокирующего положения, в частности повернут. При этом стопорный элемент 77 может быть выполнен в виде поворотного рычага.
В этой связи может быть предусмотрено, чтобы если исполнительное устройство 7 переводится из положения 73 готовности в фиксирующее положение 71, что при надлежащем положении прижимного элемента 23, в частности может осуществляться без дополнительных действий по существу автоматически, чтобы стопорный элемент 77 без дополнительных действий перемещался, в частности, поворачивался в положение, блокирующее исполнительное устройство 7 в фиксирующем положении 71. В частности, это перемещение, в частности этот поворот, в блокирующее положение стопорного элемента 77 может происходить под действием силы тяжести. В этом положении стопорный элемент 77, в свою очередь, посредством второго стопорения, в частности, посредством стопорения шплинтом может быть застопорен от непреднамеренного перемещения и/или поворота стопорного элемента 77 из блокирующего положения.
На фиг.12 изображен зацепляющий элемент 3 первого варианта осуществления седельно-сцепного устройства 1, который включает в себя сцепной шар 31.
На фиг.13-15 показаны различные виды опорной плиты 2 первого варианта осуществления седельно-сцепного устройства 1, при этом, в частности, на этих фигурах видна выемка 25 для приема заключенного в опорной плите 2 прижимного элемента 23.
В предпочтительном усовершенствовании, в частности первого варианта осуществления седельно-сцепного устройства 1, может быть предусмотрено, чтобы седельно-сцепное устройство 1 имело средства для разъединения при заданном угле опрокидывания между седельным тягачом и седельным прицепом. С помощью таких средств может быть обеспечено, что если либо седельный тягач, либо седельный прицеп совершают боковое опрокидывание, седельно-сцепное устройство 1 разъединяется, и при этом седельный прицеп или, соответственно, седельный тягач не опрокидываются одновременно. Это средство для разъединения может быть при этом названо расцепляющим средством и может быть, в частности, выполнено в виде вставки из полимерного материала, в частности вставки из резины, вставки из дуропласта и/или вставки из термопласта, в сферическом гнезде 21 и/или на прижимном элементе 23. Предпочтительным образом вставка из полимерного материала может при этом заданным образом деформироваться и/или разрушаться так, что сцепной шар 31, несмотря на удерживающее положение 231 прижимного элемента 23, может удаляться из опорной плиты 2. Например, при этом если прицеп катится под откос, может обеспечиваться возможность, чтобы седельный автопоезд не тянулся вместе с седельным прицепом. Таким образом, могут быть предотвращены тяжелые аварии и защищены люди, так как при этом в случае аварии седельный тягач и седельный прицеп обычно отделяются друг от друга.
В частности, может быть предусмотрено, чтобы, если смотреть в смонтированном положении, первая опорная точка 5 и/или вторая опорная точка 6 находились ниже центра шара, вписанного в сферическое гнездо 21. Причем в первом варианте осуществления седельно-сцепного устройства 1 предусмотрено, чтобы первая опорная точка 5 находилась значительно ниже центра этого вписанного шара, и чтобы вторая опорная точка 6 находилась примерно на одинаковой высоте с центром этого вписанного шара. Это предпочтительное расположение может обеспечить дополнительную защиту в случае аварии: при этом в случае аварии, то есть при силовой нагрузке выше средней, вторая опорная точка 6 может образовывать центр вращения для вращения прижимного элемента 23, если первая опорная точка 5 по меньшей мере частично освобождает прижимной элемент 23. Для этого первая опорная точка 5 может иметь, например, сильно деформируемый резиновый элемент и/или место заданного разрушения, которое может быть предусмотрено в пальце и/или во вставке из полимерного материала. В результате прижимной элемент 23 может вращаться вокруг второй опорной точки 6. Если вторая опорная точка 6 находится ниже центра вписанного шара, то прижимной элемент 23 при извлечении сцепного шара 31 из сферического гнезда 21 может отклоняться от шара и облегчать извлечение. Таким образом, сцепной шар 31 может вытягиваться из сферического гнезда 21 с заданным усилием, чем может быть обеспечена защита в случае аварии.
Другие предлагаемые изобретением варианты осуществления включают в себя только часть описанных признаков, при этом может быть предусмотрена любая комбинация признаков, в частности, также различных описанных вариантов осуществления.
Класс B62D53/08 сцепки с опорным кругом
седельно-сцепное устройство - патент 2503573 (10.01.2014) | |
автотракторный двухосный прицеп - патент 2493996 (27.09.2013) | |
прицеп - патент 2489294 (10.08.2013) | |
способ и система для регулирования линейного положения седельно-сцепного устройства - патент 2483963 (10.06.2013) | |
сцепное устройство для транспортных средств - патент 2478514 (10.04.2013) | |
сцепное устройство для транспортных средств для механического соединения первого и второго транспортных средств - патент 2470819 (27.12.2012) | |
прицеп - патент 2465166 (27.10.2012) | |
опорно-сцепное устройство автопоезда - патент 2432292 (27.10.2011) | |
прицеп - патент 2428345 (10.09.2011) | |
двухосный прицеп - патент 2427495 (27.08.2011) |
Класс B60D1/06 сцепки шарового типа
сцепная петля - патент 2529709 (27.09.2014) | |
тягово-сцепное устройство для прицепа - патент 2521884 (10.07.2014) | |
тягово-сцепное устройство легковесного автопоезда - патент 2493974 (27.09.2013) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2493973 (27.09.2013) | |
шаровое сцепное устройство с подвижно установленным уплотнением - патент 2424914 (27.07.2011) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2397883 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2397882 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2397881 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2314936 (20.01.2008) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2293661 (20.02.2007) |