двухосный прицеп
Классы МПК: | B62D53/08 сцепки с опорным кругом B62D63/08 конструктивные элементы и приспособления B62D13/00 Рулевое управление прицепов |
Автор(ы): | Сливинский Евгений Васильевич (RU), Ефанов Олег Николаевич (RU), Туленинова Юлия Сергеевна (RU), Климов Роман Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-04-30 публикация патента:
27.08.2011 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Двухосный прицеп содержит кузов и шасси с установленным на нем поворотным кругом. Поворотный круг состоит из верхнего и нижнего кольца. На торце вертикальной образующей стенки верхнего кольца размещены зубья, взаимосвязанные с зубчатым колесом, жестко закрепленным на упругом стержне. Стержень расположен с возможностью вращения в направляющей втулке и неподвижно с помощью шлицев в другой втулке. Втулки жестко установлены на нижнем кольце поворотного круга. Достигается повышение надежности и упрощение конструкции прицепа. 2 ил.
Формула изобретения
Двухосный прицеп, содержащий кузов и шасси с установленным на нем поворотным кругом, состоящим из верхнего и нижнего колец, отличающийся тем, что на торце вертикальной образующей стенки верхнего кольца поворотного круга размещены зубья, взаимосвязанные с зубчатым колесом, жестко закрепленном на упругом стержне, который с возможностью вращения распложен в направляющей втулке и неподвижно с помощью шлицев в другой втулке, причем упомянутые втулки жестко установлены на нижнем кольце поворотного круга.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкции автомобильных и тракторных прицепов.
Известен двухосный прицеп, и в частности автомобильный прицеп модели ИАП3-754Е (см. книгу М.С.Высоцкий и др. Автомобильные и тракторные прицепы. - М.: Машгиз, 1962 г.), который состоит (см. стр.39-48, фиг.28 и фиг.32) из рамы прицепа, взаимосвязанной с подкатной тележкой с дышлом через поворотный круг. Такой поворотный круг представляет собой два кольца (нижнее и верхнее), связанных между собой замковым кольцом (соединительная проволока, фиг.32) и перекатываемых друг относительно друга через шаровой погон (шарики, фиг.32). Существенным недостатком такого прицепа является то, что в процессе его движения в составе автопоезда последний подвержен значительным колебаниям виляния, которые снижают безопасность движения, повышают износ деталей прицепа, а следовательно, приводят к снижению его надежности (см., например, книгу М.М.Щукин. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. - М.: Машгиз, 1961 г., стр.131-134).
Известен также прицеп (патент RU 2258018), как и предыдущий содержащий раму и подкатную тележку, между которыми установлен поворотный круг, снабженный криволинейной формы пустотелой оболочкой круглого сечения, внутри которой подвижно размещено тело сферической формы, снабженное каналами с обратными клапанами и жестко установленное на криволинейном стержне. Несмотря на достаточно высокую эффективность такого устройства, направленную на снижения виляний прицепов при их движении, оно достаточно сложно по конструкции из-за наличия уплотненных элементов, размещенных в торцевых частях криволинейной формы пустотелой оболочки, и поэтому в практике недостаточно надежно.
Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции описанного устройства.
Поставленная цель достигается тем, что на торце вертикальной образующей стенки верхнего кольца поворотного круга размещены зубья, взаимосвязанные с зубчатым колесом, жестко закрепленным на упругом стержне, который с возможностью вращения распложен в направляющей втулке и неподвижно с помощью шлицев в другой втулке, причем упомянутые втулки жестко установлены на нижнем кольце поворотного круга.
На фиг.1 показан общий вид двухосного прицепа, а на фиг.2 - его поворотный круг в разрезе.
Двухосный прицеп состоит из кузова 1, установленного на раме 2, и подкатной тележки 3. Рама 2 и подкатная тележка 3 снабжены колесами 4. Между рамой 2 и подкатной тележкой 3 установлен поворотный круг, состоящий из верхнего кольца 5 и нижнего кольца 6, взаимосвязанных между собой запорным кольцом 7. На верхнем кольце 5 выполнены зубья 8, взаимодействующие с зубьями зубчатого колеса 9, закрепленного на упругом стержне 10. Упругий стержень 10 неподвижно размещен в направляющей втулке 11 и также неподвижно с помощью шлицев 12 во втулке 13, которые жестко закреплены на нижнем кольце поворотного круга 6. Верхнее кольцо 5 и нижнее кольцо 6 взаимодействуют между собой через шаровой погон 14.
Работает двухосный прицеп следующим образом. При прямолинейном движении прицепа, например по стрелке А, его подкатная тележка 3 расположена соосно продольной оси симметрии рамы 2 и кузова 1, при этом продольная ось упругого стержня 10 также лежит в продольной плоскости симметрично указанных конструкционных элементов прицепа. В случае возникновения виляния прицепа, т.е. его колебаний в поперечной плоскости, подкатная тележка 3 получает угловой поворот, и тогда за счет зубчатого зацепления, создаваемого зубьями 8, и зубчатого колеса 9 последнее, поворачиваясь, закручивает упругий стержень 10 относительно его продольной оси за счет того, что другой его конец жестко закреплен во втулке 13 с помощью шлицев 12. Такой угловой поворот упругого стержня 10 происходит с сопротивлением, создаваемым последним, что и способствует сопротивлению поворота подкатной тележки 3, т.е. происходит демпфирование указанного силового воздействия, вызванного вилянием прицепа. После этого за счет упругих свойств упругого стержня 10 происходит поворот зубчатого колеса 9 в обратном направлении, создавая тем самым прямолинейность движения прицепа. Далее описанные процессы могут повторяться неоднократно.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известным очевидно, так как оно более просто по конструкции и эффективно демпфирует механическим путем динамические нагрузки, вызванные вилянием прицепа.
Класс B62D53/08 сцепки с опорным кругом
седельно-сцепное устройство - патент 2514321 (27.04.2014) | |
седельно-сцепное устройство - патент 2503573 (10.01.2014) | |
автотракторный двухосный прицеп - патент 2493996 (27.09.2013) | |
прицеп - патент 2489294 (10.08.2013) | |
способ и система для регулирования линейного положения седельно-сцепного устройства - патент 2483963 (10.06.2013) | |
сцепное устройство для транспортных средств - патент 2478514 (10.04.2013) | |
сцепное устройство для транспортных средств для механического соединения первого и второго транспортных средств - патент 2470819 (27.12.2012) | |
прицеп - патент 2465166 (27.10.2012) | |
опорно-сцепное устройство автопоезда - патент 2432292 (27.10.2011) | |
прицеп - патент 2428345 (10.09.2011) |
Класс B62D63/08 конструктивные элементы и приспособления
сцепная петля - патент 2529709 (27.09.2014) | |
прицеп - патент 2489294 (10.08.2013) | |
прицеп - патент 2428345 (10.09.2011) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2397883 (27.08.2010) | |
полуприцеп - патент 2392162 (20.06.2010) | |
прицепное транспортное средство - патент 2372242 (10.11.2009) | |
регулируемая по высоте опора для полуприцепов или им подобных средств - патент 2350497 (27.03.2009) | |
сельскохозяйственная машина л.н. буркова - патент 2335872 (20.10.2008) | |
прицепное транспортное средство - патент 2232099 (10.07.2004) | |
сцепное устройство двухзвенного транспортного средства - патент 2160206 (10.12.2000) |
Класс B62D13/00 Рулевое управление прицепов
сочлененное транспортное средство и трейлер для сочлененного транспортного средства - патент 2518697 (10.06.2014) | |
система принудительного управления - патент 2515620 (20.05.2014) | |
сцепное устройство тягача - патент 2503552 (10.01.2014) | |
прицеп - патент 2489294 (10.08.2013) | |
система управления колесами полуприцепа - патент 2440265 (20.01.2012) | |
система и способ рулевого управления состава колесных транспортных средств - патент 2438909 (10.01.2012) | |
прицеп - патент 2428345 (10.09.2011) | |
конвейерный механизм с шарнирным соединителем - патент 2424937 (27.07.2011) | |
автопоезд - патент 2372241 (10.11.2009) | |
большегрузный автопоезд - патент 2371344 (27.10.2009) |