сцепное устройство
Классы МПК: | B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства |
Автор(ы): | Богданович В.П., Пархоменко Г.Г., Рыков В.Б. |
Патентообладатель(и): | Всероссийский научно-исследовательский проектно- технологический институт механизации и электрификации сельского хозяйства |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-12-28 публикация патента:
20.04.2000 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам тягового и прицепного транспортных средств, образующих сельскохозяйственный машинотракторный агрегат. Сцепное устройство содержит четырехзвенный механизм, верхнее звено и нижнее звено которого одними концами шарнирно соединены с рамой, а другими концами шарнирно соединены с вертикальным звеном. Перемещение нижнего звена ограничено упором рамы. В середине вертикального звена жестко закреплен кронштейн, который шарниром связан со сцепным узлом дышла. Шарнир соединения дышла с прицепом смещен относительно оси колес прицепа в сторону тягача. Нижнее звено шарнирно связано с рамой гидроцилиндром, который соединен с гидрораспределителем. Технический результат - обеспечение догрузки задних колес тягача. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Сцепное устройство, содержащее четырехзвенный рычажный механизм, одним из звеньев которого является рама тягача, связанная шарнирно верхним звеном и нижним звеном с вертикальным звеном, снабженным сцепным узлом, соединенным с дышлом прицепа, отличающееся тем, что рама тягача имеет упор для ограничения перемещения нижнего звена, верхнее и нижнее звенья расположены по одну сторону от вертикального звена, середина которого посредством кронштейна соединена со сцепным узлом, а расстояние между креплениями на раме тягача шарниров верхнего звена и нижнего звена меньше, чем расстояние между креплениями их шарниров на вертикальном звене, при этом шарнир соединения дышла с прицепом смещен относительно оси колес прицепа в сторону тягача, а нижнее звено шарнирно связано с рамой тягача гидроцилиндром, соединенным с гидрораспределителем гидросистемы тягача.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам тягового и прицепного транспортных средств, образующих сельскохозяйственный машино-транспортный агрегат. Известно сцепное устройство (а.с. 464461, B 60 D 1/00 B 62 D 53/04), содержащее тяговый рычаг - дышло, шарнирно присоединенный к кронштейну рамы прицепа, при этом шарнир соединения дышла с прицепом смещен относительно оси колес прицепа в сторону тягача. Противоположным концом дышло посредством сцепного узла связано с рамой тягача. Недостатком известного сцепного устройства является осуществление догрузки задних колес тягача только от использования части веса прицепа в условиях равномерного движения и действия силы инерции прицепа в условиях неравномерного движения сочлененных транспортных средств. Известно тягово-сцепное устройство (а.с. 1832081, B 60 D 53/04), у которого рычажной механизм догрузки задних колес тягача содержит крестовину с вертикальными и горизонтальными звеньями. Вертикальные звенья тяговыми рычагами шарнирно связаны с тягачом и прицепом, а горизонтальные звенья с расположенными на их концах катками установлены в направляющие, которые размещены на тягаче и прицепе. Недостаток известного тягово-сцепного устройства состоит в том, что догрузка задних колес тягача происходит только при равномерном движении и разгоне автопоезда. При торможении автопоезда, оснащенного известным тягово-сцепным устройством, задние колеса разгружаются. Известно прицепное устройство (пат. 2047500 РФ B 60 D 1/00), содержащее четырехзвенный рычажной механизм, одним из звеньев которого является рама тягача, связанная шарнирно верхним звеном и нижним звеном с вертикальным звеном, снабженным сцепным узлом, соединенным с дышлом прицепа. Хотя известное прицепное устройство исключает передачу колебаний тягача на прицеп и обратно, но не обеспечивает догрузку задних колес тягача. Для устранения отмеченных недостатков предлагается сцепное устройство, содержащее четырехзвенный рычажный механизм, одним из звеньев которого является рама тягача, связанная шарнирно верхним звеном и нижним звеном с вертикальным звеном, снабженным сцепным узлом, соединенным с дышлом прицепа, рама тягача имеет упор для ограничения перемещения нижнего звена, верхнее и нижнее звенья расположены по одну сторону вертикального звена, середина которого посредством кронштейна соединена со сцепным узлом, а расстояние между креплениями на раме тягача шарниров верхнего звена и нижнего звена меньше, чем расстояние между креплениями их шарниров на вертикальном звене, при этом шарнир соединения дышла с прицепом смещен относительно оси колес прицепа в сторону тягача, а нижнее звено шарнирно связано с рамой тягача гидроцилиндром, соединенным с гидрораспределителем гидросистемы тягача. На чертеже изображено предлагаемое сцепное устройство. Четырехзвенный механизм сцепного устройства смонтирован на раме 1 тягача после его задних колес 2. Нижнее звено 3 и верхнее звено 4 механизма шарнирно соединены одними концами с рамой 1, а другими концами шарнирно соединены с вертикальным звеном 5. Рама тягача имеет упор 6 для ограничения перемещения нижнего звена 3. В середине вертикального звена 5 жестко закреплен кронштейн 7, который шарниром 8 соединен со сцепным узлом 9 дышла 10 прицепа 11. Шарнир 12 соединения дышла 10 с прицепом 11 смещен относительно оси колес 13 прицепа 11 в сторону тягача. Нижнее звено 3 шарнирно связано с рамой 1 тягача гидроцилиндром 14, соединенным с гидрораспределителем 15 гидросистемы тягача. Устройство работает следующим образом. При равномерном движении сцепленных тягача и прицепа благодаря смещению шарнира 12 в сторону тягача часть веса прицепа 11 через вертикальное звено 5, связанное кронштейном 7 и сцепным узлом 9 с дышлом 10, и нижнее звено 3, которое передает часть веса прицепа на упор 6 рамы 1, догружает задние колеса 2 тягача. Установкой золотника гидрораспределителя 15 в "плавающее" положение производится разблокирование четырехзвенного механизма. Полости гидроцилиндра 14 соединяются между собой, а звенья механизма могут перемещаться друг относительно друга, как показано на фиг. 1. Тяговое сопротивление прицепа 11 воздействует на шарнир 8 и поворачивает двухплечий рычаг, образованный вертикальным звеном 5 и кронштейном 7, против часовой стрелки. В шарнирах вертикального звена 5 возникают равные усилия, которые воздействуют на верхнее звено 4 и нижнее звено 3 и, тем самым, перемещают раму 1 тягача вниз, догружая задние колеса 2 тягача. Для ограничения догрузки задних колес 2 тягача, если, например, загруженность прицепа значительна и догружающая часть веса прицепа 11 велика, производится блокировка четырехзвенного механизма гидроцилиндром 14. Кроме блокировки четырехзвенного механизма гидроцилиндр 14 используется для ограничения перемещения вертикального звена 5 вверх и установки шарнира 8 в требуемое положение для улучшения условий сцепки тягача с прицепом 11. Таким образом, предлагаемое сцепное устройство позволяет улучшить тягово-сцепные свойства тягача в условиях равномерного и неравномерного движений сцепленных тягача и прицепа 11. Предлагаемое изобретение не оказывает отрицательного влияния на окружающую среду, так как не нарушает верхний слой почвы за счет исключения пробуксовки колес.Класс B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства