способ получения высокооктанового бензина

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
C10L1/18 содержащие кислород 
C10L1/22 содержащие азот 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Кардаш Александр Филиппович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-27
публикация патента:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Способ получения высокооктанового бензина включает транспортировку и перегонку жидкого углеводородного сырья с выделением бензиновой фракции. Предварительно в углеводородное сырье вводят смесь компонентов в следующем соотношении, мас. %: C4-H10 0,01-0,85; C5-H12 0,01-7,87; C6H14 0,01-14,31; C7H16 0,01-28,71; C8H18 0,01-18,31; C9H20 0,01-10,74; C10H22 0,01-19,21, углеводородное сырье до 100. Способ повышает качество бензина и снижает технологические затраты. 3 з.п. ф-лы, 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ получения высокооктанового бензина, включающий транспортировку и перегонку углеводородного сырья с выделением бензиновой фракции, отличающийся тем, что предварительно в углеводородное сырье вводят смесь компонентов в следующем соотношении, мас.%:

C4-H10 - 0,01 - 0,85

C5-H12 - 0,01 - 7,87

C6H14 - 0,01 - 14,31

C7H16 - 0,01 - 28,71

C8H18 - 0,01 - 18,31

C9H20 - 0,01 - 10,74

C10H22 - 0,01 - 19,21

2. Способ получения высокооктанового бензина по п.1, отличающийся тем, что в бензиновую фракцию вводят дополнительно толуол в количестве 0,01 - 20,0 мас.%.

3. Способ получения высокооктанового бензина по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в бензиновую фракцию вводят самостоятельно или дополнительно метилтретбутиловый эфир в количестве 0,01 - 20,0 мас.%.

4. Способ получения высокооктанового бензина по пп.1, 2 и 3, отличающийся тем, что в бензиновую фракцию вводят самостоятельно или дополнительно смесь компонентов в следующем количестве, мас.%:

Анилин - 0,01 - 1,0

Диметиланилин - 0,01 - 3,0

Метиланилин - 0,01 - 10,0о

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтегазоперерабатывающей и нефтехимической промышленности при производстве товарного автомобильного бензина.

Известен способ получения высокооктанового бензина по патенту РФ N 2112013, МКИ6 C 10 G 50/00, C 07 C 2/12.

Сущностью изобретения является способ получения высокооктанового бензина путем контактирования олефиносодержащих C3-C5 углеводородного сырья от 1000 до 7000 ч-1.

Указанный способ обладает существенными недостатками: он является достаточно энергоемким, обладает наличием технологических отходов в виде легких и тяжелых фракций и не обеспечивает достаточно высокие показатели детонационной стойкости у получаемого бензина с фракционными свойствами в пределах НК-25oC - КК-360oC.

Известен способ получения бензина по патенту РФ N 2108367, МКИ6 C 10 G 59/00.

Способ осуществляется путем каталитического риформинга прямогонной фракции, последующего фракционирования части бензина каталитического риформинга с получением целевого продукта, путем введения фракции бензина каталитического риформинга, отличающийся тем, что фракционированию подвергают 5-70 мас.% бензина каталитического риформинга, выделяют фракцию, выкипающую в интервале 110oC-КК, которую затем смешивают с бензином каталитического риформинга и алкилатом в следующем соотношении, мас.%:

Фракция 110oC-КК бензина каталитического риформинга - 10-50

Бензин каталитического риформинга - 10-70

Алкилат - До 100

Однако данный способ обладает существенными недостатками: он является достаточно энергоемким и не обеспечивает достаточно высокие показатели детонационной стойкости у получаемого бензина.

Техническая задача, решаемая изобретением, - обеспечение получения высокооктанового бензина, при одновременном увеличении объемов производства с сокращением энергозатрат.

Указанная техническая задача решается тем, что способ получения высокооктанового бензина, заключается в введении дополнительных веществ, в используемое жидкое углеводородное сырье дополнительно вводят смесь компонентов в следующем соотношении, мас.%:

C4H10 - 0,01 - 0,85

C5H12 - 0,01 - 7,87

C6H14 - 0,01 - 14,31

C7H16 - 0,01 - 28,31

C8H18 - 0,01 - 18,31

C9H20 - 0,01 - 10,74

C10H22 - 0,01 - 19,21

Имеются варианты способа получения высокооктанового бензина, отличающиеся тем, что в бензиновую фракцию вводят дополнительно, мас.%:

Анилин - 0,01 - 1,0

Диметиланилин - 0,01 - 3,0

Метиланилин - 0,01 - 10,0

Толуол - 0,01 - 20,0

Метилтретбутиловый эфир - 0,01 - 20,0

Автором разработана совокупность существенных отличительных признаков, необходимых и достаточных для однозначного и положительного решения заявленной технической задачи.

Заявленный способ осуществляется следующим образом.

В качестве исходного углеводородного сырья могут быть использованы все виды жидкого углеводородного сырья, в том числе нефть, конденсат и их фракции.

В используемое углеводородное сырье, перед его транспортировкой или перегонкой дополнительно вводят смесь компонентов в следующем их количестве, мас.%:

C4H10 - 0,01 - 0,85

C5H12 - 0,01 - 7,87

C6H14 - 0,01 - 14,31

C7H16 - 0,01 - 28,71

C8H18 - 0,01 - 18,31

C9H20 - 0,01 - 10,74

C10H22 - 0,01 - 19,21

и затем подвергают полученный продукт перегонки с выделением и последующим использованием бензиновой фракции по назначению.

Транспортировку полученного продукта можно осуществлять всеми видами транспорта, включая трубопроводные системы, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт до нефтегазоперерабатывающих заводов или отдельных установок.

Возможны варианты, когда в полученную бензиновую фракцию самостоятельно или дополнительно вводят, мас.%:

Анилин - 0,01-1,0

Диметиланилин - 0,01-3,0

Метиланилин - 0,01-10,0

Толуол - 0,01-20,0

Метилтретбутиловый эфир - 0,01-20,0

Допускается замена используемого метилтретбутилового эфира на взаимозаменяемые органические соединения типа этилтретбутиловый эфир, метилфторлентениловый эфир, метиламиновый эфир или смесь с метиловым спиртом, этиловым спиртом, третбутиловым спиртом, фторбутиловым спиртом и другими.

Предложенный способ осуществляется как в заводских, так и в иных условиях, приспособленных для выполнения подобных работ.

Пример N 1 (таблица)

В жидкое углеводородное сырье, выкипающее до 360oC перед использованием его на нефтегазоперегонной установке, вводим смесь дополнительных компонентов в следующем их составе, мас.%:

C4H10 - 0,425

C5H12 - 3,935

C6H14 - 7,155

C7H16 - 14,355

C8H18 - 9,155

C9H20 - 5,37

C10H22 - 9,655

Углеводородное сырье (нефть) - До 100

затем перегоняем и выделяем бензиновую фракцию, выкипающую в интервале 25-210oC.

Пример N 2 (таблица)

В полученную по примеру N 1 бензиновую фракцию, выкипающую в интервале 25-210oC, вводим смесь компонентов в следующем их количестве, мас.%:

Анилин - 1,0

Диметиланилин - 3,0

Метиланилин - 10,0

Пример N 3 (таблица)

В полученную по примеру N 1 бензиновую фракцию, выкипающую в интервале 25-210oC, вводим компоненты в следующем их количестве, мас.%:

Анилин - 1,0

Диметиланилин - 3,0

Метиланилин - 10,0

Толуол - 20,0

Пример N 4 (таблица)

В полученную по примеру N 1 бензиновую фракцию, выкипающую в пределах 25-210oC, вводим дополнительные компоненты в следующем их количестве, мас.%:

Анилин - 1,0

Диметиланилин - 3,0

Метиланилин - 10,0

Метилтретбутиловый эфир - 20,0

Пример N 5 (таблица)

В полученную по примеру N 1 бензиновую фракцию, выкипающую в интервале 25-210oC, вводим дополнительные компоненты в следующем их количестве, мас.%:

Анилин - 1,0

Диметиланилин - 3,0

Метиланилин - 10,0

Толуол - 20,0

Метилтретбутиловый эфир - 20,0

В таблице приведены качественные показатели используемого углеводородного сырья, включая детонационную стойкость (октановое число), фракционный состав и новые их значения в результате использования предложенного способа. Использование заявленного способа позволяет увеличить производство высокооктанового бензина с требуемыми показателями к маркам АИ-76, А-80, АИ-91 и АИ-93, а при определенных условиях и к АИ-95, АИ-98 до 70% от общего объема используемого жидкого углеводородного сырья и одновременно уменьшить технологические энергозатраты на 60% и более от сложившихся технологий, с повышением антидетонационных свойств у используемых бензиновых фракций, выкипающих в интервале 25-210oC по исследовательскому методу (детонационной стойкости) в товарном бензине на 8,7-24,6 единиц.

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L1/22 содержащие азот 

Наверх