многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/22 содержащие азот C10L10/10 для улучшения октанового числа C10L1/10 содержащее присадки B82B1/00 Наноструктуры |
Автор(ы): | Ткачев Алексей Григорьевич (RU), Слепов Севастьян Карпович (RU), Ткачев Максим Алексеевич (RU), Артемов Владимир Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Ткачев Алексей Григорьевич (RU), Слепов Севастьян Карпович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-10-10 публикация патента:
27.09.2013 |
Изобретение относится к многофункциональной добавке к автомобильному бензину, содержащей антидетонационные и другие компоненты, а также модифицирующую добавку. В качестве модифицирующей добавки используются углеродные наноматериалы (УНМ), предпочтительно в виде многослойных нанотрубок (УНТ) в пересчете на бензин в количестве от 10-6 до 10-4 мас.%. Также изобретение относится к топливной композиции для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащего многофункциональную добавку в количестве 0,3-3,0 мас.%. Использование многофункциональной добавки в бензине обеспечивает повышение ОЧ на 9-11 ед. и повышает эксплуатационные свойства бензина. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Многофункциональная добавка к автомобильному бензину, содержащая антидетонационные и другие компоненты, отличающаяся тем, что содержит углеродные наноматериалы (УНМ) предпочтительно в виде многослойных нанотрубок (УНТ) в пересчете на бензин в количестве от 10-6 до 10-4 мас.%.
2. Многофункциональная добавка к автомобильному бензину по п.1, отличающаяся тем, что содержит, мас.%:
Метил-трет-бутиловый эфир | 20-40 |
Моющую присадку, включающую модификатор трения | до 10 |
Стабилизатор цвета диэтиламин или триэтилентетрамин | 0,01-0,2 |
Модифицирующую добавку в виде углеродных | |
наноматериалов «Таунит» | от 10-2 до 10-5 |
Антидетонационную добавку на основе ароматических | |
аминов, включающую в качестве основного компонента | |
N-метиланилин | Остальное |
3. Топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащая многофункциональную добавку по п.1 в количестве 0,3-3,0 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу многофункциональной добавки к автомобильному бензину и к топливной композиции, содержащей эту добавку.
Известно широкое использование в составах автомобильных бензинов антидетонационных добавок на основе N-метиланилина (N-MA) (А.М. Данилов. Применение присадок в топливах. Справочное издание. М.: Мир, 2005, с.20-30).
Известна также добавка к автомобильным бензинам на основе метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), N-MA, метанола и моющей присадки (Автомаг) при следующем соотношении компонентов, % мас.: 6,5-70 N-MA; 0,5-5 N,N-диметиланилина, 0,5-27 третичного бутилового спирта; 0,5-30 метанола; моющей присадки не более 6, МТБЭ до 100. Добавка вводится в автомобильные бензины в концентрации до 20% мас. (пат. РФ № 2139914, 1999).
Недостатком указанной добавки является высокое содержание метанола, которое повышает ее токсичность и гигроскопичность, а также снижает стабильность бензинов при хранении. Моющая присадка Автомаг эффективна для устаревших карбюраторных двигателей и практически непригодна для современных двигателей с непосредственным впрыском топлива из-за низкой эффективности по устранению смолистых отложений на впускных клапанах и инжекторах.
Известна также добавка к автомобильным бензинам, содержащая, % мас.: 6,5-70 N-MA, 0,2-27 третичного бутилового спирта, не более 6,0 моющей присадки, 0,1-25 эфиров уксусной кислоты и сивушного масла и до 100 МТБЭ. В качестве моющей присадки используют присадку, содержащую продукт конденсации полиамина общей формулы NH_2-(СН_2 )_2-(NH-CH_2-CH_2)_n-NH_2, где n=0-4, с С_7-С_20 - жирными кислотами. Добавка предназначена для использования в автомобильных бензинах в концентрации до 20% мас. (Пат. РФ № 2155793, 2000).
Недостатком добавки является наличие моющей присадки с низкой термостабильностью, не обеспечивающей возможность ее применения при эксплуатации инжекторных двигателей внутреннего сгорания. Существенным недостатком добавки также является склонность к изменению цвета при хранении от светло-желтого до темно-коричневого (цвет по АСТМ Д 1500 от 0,5 до 8,0), а также к повышению количества отложений на впускных клапанах, особенно при использовании добавки в составе бензинов, содержащих продукты крекинга.
Наиболее близкой к заявляемой является добавка к автомобильным бензинам, содержащая, мас.%:
Метил-трет-бутиловый эфир | 20-40 |
Моющую присадку, включающую | |
модификатор трения (Хайтек 6437) | до 10 |
Стабилизатор цвета диэтиламин или триэтилентетрамин | 0,01-0,2 |
нано-материалов «Таунит» | от 10-2 до 10-5 |
Антидетонационную добавку на основе ароматических | |
аминов, включающая в качестве основного компонента | |
N-метиланилин | остальное. |
Такая топливная композиция может содержать многофункциональную добавку в количестве от 0,3 до 3,0 мас.% (пат. РФ № 2400529, МПК C10L 1/18, C10L 1/185, C10L 1/22, C10L 1/10, 2010 г.).
Недостатком добавки является недостаточное повышение октанового числа (ОЧ), не обеспечивающего возможность ее применения при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, в т.ч. инжекторных.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка многофункциональной добавки к автомобильным бензинам с высокими антидетонационными свойствами, а также топливной композиции включающей эту добавку.
Для решения поставленной задачи предлагается многофункциональная добавка к автомобильному бензину, содержащая антидетонационные и другие компоненты, содержащая углеродные наноматериалы (УНМ) предпочтительно в виде многослойных нанотрубок (УНТ) в пересчете на бензин в количестве от 10-6 до 10-4 мас.%.
Многофункциональная добавка к автомобильному бензину может содержать, мас.%:
Модифицирующую добавку в виде УНТ «Таунит» | |
в количестве | от 10-2 до 10-5 |
Метил-трет-бутиловый эфир | 20-40 |
Моющую присадку, включающую модификатор | |
трения | до 10 |
Стабилизатор цвета диэтиламин или триэтилентетрамин | 0,01-0,2 |
Антидетонационную добавку на | |
основе ароматических аминов - остальное, | |
включающая в качестве основного | |
компонента N-метиланилин | остальное. |
Также предлагается топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащая вышеуказанную многофункциональную добавку в количестве 0,3-3,0% мас.
Отличием заявляемого технического решения является содержание в составе добавки углеродных наноматнриалов (УНМ) предпочтительно в виде многослойных нанотрубок (УНТ) в пересчете на бензин в количестве от 10-6 до 10-4 мас.%.
Использование в составе добавки модифицирующей добавки в виде углеродных наноматериалов «Таунит» в пересчете на бензин в количестве от 10 -6 до 10-4 мас.% обеспечивает:
- увеличение 04 на 9-11 ед;
- эффективное устранение смолистых отложений на впускных клапанах и инжекторах;
- улучшает экологическую безопасность использования бензина за счет более полного окисления продуктов сгорания;
- обеспечивает стабильность топлива при низких температурах;
способствует уменьшению нагарообразования за счет их разрыхления.
Использование в составе добавки моющей присадки, включающей модификатор трения и показавшей высокие антикоррозионные свойства в композициях с ароматическими аминами, позволяет поддержать в чистоте основные элементы двигателей.
Введение в состав добавки диэтиламина или триэтилентетрамина позволяет повысить химическую стабильность, что приводит к стабилизации цвета добавки. Добавка может использоваться как для корректировки антидетонационных свойств товарных бензинов в системе обращения, восстановления их качества, так и при разработке технологии производства ассортимента высокооктановых автомобильных бензинов, отвечающих требованиям технического регламента.
Используемые в составе добавки компоненты являются продуктами промышленного производства. В предлагаемом составе добавки предпочтительно использование ароматического амина (N-MA) с минимальной примесью анилина, имеющего более низкую химическую стабильность и требующего применения антиокислителя.
В качестве ароматического амина в многофункциональной добавке используют N-MA технический улучшенный по СТО 00204168-001-2008 с содержанием N-MA 98,0% мас. или антидетонационную добавку на основе ароматических аминов АДА-СУПЕР по СТО 11605031-011-2007 с содержанием N-MA 98,5% мас. В качестве оксигената используют МТБЭ по ТУ 38.103704-90 с изм. 1-5.
В качестве стабилизатора цвета используют диэтиламин технический по ГОСТ 9875-88 или триэтилентетрамин, выпускаемый фирмой AKZO NOBEL (Швеция).
В качестве моющей присадки, включающей модификатор трения, используют присадку Хайтек 6437, выпускаемую фирмой Afton Chemical (Великобритания). Присадка Хайтек 6437 представляет маслянистую жидкость с плотностью при 15 °С 0,9134 г/см^3 ; температурой вспышки (РМС) 60 °С; температурой застывания <-43 °С; вязкостью при 40 °С 9,44 сСт. В органических растворителях присадка Хайтек 6437 образует прозрачный раствор и практически нерастворима в воде. Предлагаемую многофункциональную добавку готовят по безотходной технологии с использованием стандартного оборудования при температуре 15-35 °С путем смешения компонентов до получения однородного раствора.
Для испытаний 000 «Нано Тех Центр» (Тамбов) были предоставлены образцы углеродных нанотрубок Таунит, обработанные в сухом виде в дезинтеграторе.
Технические характеристики УНТ «Таунит» приведены в табл.1
Таблица 1 | ||
№ п/п | Характеристика | Значение |
1 | Наружный диаметр, нм | 20÷70 |
2 | Внутренний диаметр, нм | 5÷10 |
3 | Длина, мкм | 2 и более |
4 | Общий объем примесей, % (после очистки) | До 5 (до 1) |
5 | Насыпная плотность, г/см3 | 0,4÷0,6 |
6 | Удельная геометрическая поверхность, м2 /г | 120-130 и более |
7 | Термостабильность, °С | до 600 |
Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 3 образца предлагаемой добавки, состав которых приведен в табл.2. Влияние добавки на детонационную стойкость оценивалось моторным методом по АСТМ Д 2700-95(ГОСТ 511-82) на установке УИТ-85 по приросту октанового числа эталонной смеси «70» изооктана и н-гептана, взятых в соотношении 70:30 (по объему). Чем больше прирост октанового числа, тем выше антидетонационные свойства добавки. Для испытуемых образцов прирост составляет от 2,1 до 3,3 в сравнении с эталонной смесью.
Антикоррозионная эффективность добавки определялась по модифицированному методу АСТМ Д 66 5 в эталонном топливе ИТ (80% изооктана и 20% толуола по объему) в присутствии дистиллированной воды при температуре 38 °С в течение 4-х часов. В соответствии с рекомендациями указанного метода для определения степени коррозии поверхности стержня после испытания приняты визуальные критерии оценки, по которым максимальная степень коррозии (более 5% поверхности стержня покрыты продуктами коррозии) оценивается в 3 балла (этот показатель получен для эталонного топлива ИТ); поверхность стержня, свободная от следов коррозии (чистый стержень), оценивается в 0 баллов; для испытуемых образцов этот показатель составляет от 0 до 2-х баллов.
Моющая эффективность по оценке склонности автомобильного бензина к образованию отложений определена испытаниями в стендовых условиях на полноразмерном двигателе ВАЗ 2101 по методу СТО АНН 40488460-001-2004 предлагаемых образцов добавки в бензине типа АИ-95 в сравнении с исходным бензином. Моющие свойства бензина АИ-95 с предлагаемой добавкой, не содержащей моющей присадки Хайтек 6437, по методу СТО АНН 40488460-001-2004 составляют 98 мг/клапан. При наличии в добавке моющей присадки Хайтек-6437 с модификатором трения моющие свойства бензина АИ-95 значительно улучшаются (табл.2).
Оценка цвета добавки после 1 года хранения проведена визуально и по методу АСТМ Д 1500. В соответствии с указанным методом оценка цвета проводится в единицах АСТМ от 0,5 до 8 (от светло-желтого до темно-коричневого цвета). Чем больше единиц АСТМ, тем темнее цвет продукта. Из результатов, представленных в таблице 2, следует, что после 1 года хранения цвет образцов добавки визуально остался без изменения или слегка потемнел (от светло-желтого до желтого). По методу АСТМ Д 1500 установлено, что цвет соответствует от 1 до 4 единиц. С использованием предлагаемой добавки были приготовлены лабораторные образцы на основе 70% об. и-октана и 30% об. н-гептана.
Результаты испытаний образцов на ОЧ.
Таблица 2 | ||||
№ п/п | Испытуемый образец (моторный метод) | Состав испытуемого образца | ОЧ, ед | Прирост ОЧ, ед |
1 | Стандартная смесь ЭТС | 70% об. и-октана | 70,0 | - |
30% об. н-гептан | ||||
2 | Стандартная смесь +АДА | 70% об. и-октана | 76,0 | 6,0 |
30% об. н-гептан 1,5% мас. АДА | ||||
3 | Стандартная смесь + АДА+УНТ+Х2 | 70% об. и-октана 30% об. н-гептан 1,5% мас. АДА 10-4 мас. УНТ | 81,3 | 11,3 |
4 | Стандартная смесь + АДА + УНТ | 70% об. и-октана 30% об. н-гептан 1,5% мас. АДА 10-6 мас. УНТ | 79,5 | 9,5 |
Из данных, представленных в табл.2, видно, что разработанная добавка в заявленном интервале и соотношении компонентов обладает высокими антидетонационными свойствами. Наибольшую эффективность по антидетонационным свойствам показал образец 3. В то же время при значительном уменьшении - почти в 100 раз - содержания УНТ (образец 4) эффективность повышения 04 снизилась на 25%.
Таким образом, многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция обеспечивают повышение 04 на 9-11 ед. и повышает эксплуатационные свойства бензина.
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/22 содержащие азот
Класс C10L10/10 для улучшения октанового числа
Класс C10L1/10 содержащее присадки