способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для карбюраторных и инжекторных двигателей из прямогонного бензина

Классы МПК:C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах  1/16
C10L1/10 содержащее присадки 
C10L1/18 содержащие кислород 
C10L10/10 для улучшения октанового числа
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество Научно-производственная компания "АВЕРС" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-06-29
публикация патента:

Изобретение относится к способу повышения антидетонационных величин моторных топлив для карбюраторных и инжекторных двигателей, заключающийся в том, что к прямогонному бензину добавляют компонент, содержащий одно или несколько веществ из группы ацетилацетонатов 3d-металлов общей формулы М(C5H7O2 )n, где n=2-3, в количестве 10-12% масс. и оксигенаты в виде смеси алифатических спиртов С28 - остальное. Использование указанной присадки позволяет повысить октановое число базового неэтилированного моторного топлива, химическую устойчивость и низкую токсичность применяемых компонентов, а также обеспечивает возможность организации отечественного промышленного производства компонентов к бензиновым топливам отечественных товарных марок, их содержащих. 1 пр., 1 табл.

Формула изобретения

Способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для карбюраторных и инжекторных двигателей, заключающийся в том, что к прямогонному бензину добавляют компонент, содержащий одно или несколько веществ из группы ацетилацетонатов 3d-металлов общей формулы М(C5H7O2) n, где n=2-3, в количестве 10-12 мас.% и оксигенаты в виде смеси алифатических спиртов C2-C8 - остальное.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к компонентам для моторных топлив бензинового интервала кипения, используемых в карбюраторных и инжекторных двигателях внутреннего сгорания.

Известно, что бензиновое топливо содержит различные антидетонационные компоненты, предназначенные для повышения устойчивости к детонации с соответствующим уменьшением износа цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания и снижения токсичности выхлопа и удельных затрат моторного топлива за счет полноты сгорания зарядов топливовоздушных смесей (A.M.Данилов «Применение присадок в топливах для автомобилей». Справочное издание, М., Химия, 2000, с.54).

Известные антидетонационные присадки (добавки, композиции) состоят из органических производных одного или нескольких металлов и нескольких органических веществ; лучшими с точки зрения эксплуатационных показателей работы двигателя внутреннего сгорания являются присадки на основе тетраэтилсвинца (ТЭС) и применяются в виде 55-60% раствора ТЭС в бромистом этиле (т.н. «этиловая жидкость»). Главным недостатком этих присадок является высокая токсичность, хотя их продолжают ограниченно применять для изготовления автомобильного бензина А-76 этилированного по ГОСТ 2084 (Лернер М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив. - М.: Химия, 1979 г. - с.64-76). Эти присадки готовят смешением жидких и твердых растворимых компонентов в стандартных мешалках при температуре от 0 до 30°С.

Известны умеренно токсичные антидетонационные присадки к моторному топливу на основе металлоорганических соединений железа (МОСЖ), которые представляют собой ферроцен, и/или диэтилферроцен, и/или способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для   карбюраторных и инжекторных двигателей из прямогонного бензина, патент № 2486231 - гидрооксиизопропилферроцен, 1.0-5.0% масс. (патент РФ 2241023, 2004), обладающие высокой детонационной стойкостью, но имеющие существенный недостаток - повышенное нагарообразование, связанное с выделением при горении бензина твердых мелкодисперсных кристаллических окислов железа, которые полностью не выносятся с выхлопными газами и служат абразивом, отлагающимся на всех внутренних рабочих поверхностях камеры сгорания [Лернер М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив. - М.: Химия, 1979 г. - с.64-76]. Применение такого типа присадок разрешено только на ограниченном числе нефтеперерабатывающих заводов России; экспорт в развитые страны запрещен (Справочный каталог «Продукты нефтепереработки и их производители». - М.: ИЦ «Техинформ», 2003. - 376 с)).

Из других умеренно токсичных металлосодержащих антидетонационных присадок в настоящее время наиболее потребляемыми являются такие металлоорганические соединения (МОС), как циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ) (патент Китая 101144041, 2008) и его метильное производное (МЦТМ) (патенты Китая 101205493, 2008 и 101760265, 2010), гексакарбонилмолибден (ГКЖ) (патент РФ 2009176, 1994), 2.5-5.0% масс., применяемые также вместе с добавкой смеси алифатических спиртов 15-50% масс. (патент РФ 2102437, 1998), обладающие антидетонационной эффективностью, сравнимой с ТЭС и МОСЖ. К недостаткам применения данного типа присадок следует отнести прежде всего низкую химическую стабильность (неустойчивость) при хранении, сложность синтеза и высокую стоимость (дефицитность), характерные для всех химических соединений класса МОС и существенно удорожающих себестоимость добавки в целом.

Известна также неметаллосодержащая присадка, основной антидетонационной составляющей которой являются ароматические амины класса алкиланилинов 2.0-5.0% масс. (патент РФ 2354682, 2009), способ приготовления которой включает такой оригинальный метод повышения антидетонационной активности, как высокотемпературную обработку на последней стадии смеси основных компонентов металлическим марганцем в парожидкостной фазе. К достоинствам известной методики, кроме повышения октанового числа бензина на 5.4-6.3 ед., безусловно, следует отнести снижение токсичности до IV класса опасности, что выгодно отличает данную присадку от ранее описанных металлосодержащих аналогов на основе ТЭС и железо-, марганецсодержащих МОС, имеющих I и III классы опасности соответственно. Недостатками данной присадки и топлива, ее содержащего, являются такие существенные элементы, как сравнительно низкая антидетонационная эффективность присадки, сложность композиционного состава и усложненный в аппаратурно-технологическом исполнении процесс получения присадки, что существенно ограничивает возможность ее промышленного производства.

В качестве прототипа настоящего изобретения принята присадка к моторному топливу с торговым названием «Фэтерол-М» (патент РФ 2102437, 1998), включающая в качестве антидетонационных добавок металлорганические соединения марганца (МОСМ) группы ЦТМ и его производных, 0.03-0.60% масс. в расчете на металл, трет-бутиловый спирт, 15-50% масс., а также другие органические составляющие - остальное; массовая доля присадки 1-15% к базовому товарному АИ-76 до введения в него этиловой жидкости, обеспечивающие получение высокооктанового неэтилированного моторного топлива товарных марок (например, автомобильный бензин АИ-95) и снижение содержания СО в отработанных газах. Используемый в данном изобретении основной антидетонационный компонент группы ЦТМ представляет собой прозрачную жидкость оранжевого цвета со следующими характеристиками:

массовая доля марганца, % 24.40
плотность при 20°С, г/см3 1.38
температура кипения,°С 232.00
температура начала кристаллизации, °С 1.00
температура вспышки в закрытом тигле, °С 96.00
давление насыщенных паров при 20°С, мм рт.ст. 0.05

По заключению авторов данного изобретения, заявляемое МОСМ по совокупности представленных характеристик и каталожных данных представляет собой метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (II)

[121-08-133] (Alpha Aesar 2011-13, #47125, р.1514), в России не производится и является заказным импортным химическим реактивом, каталожная цена которого в настоящее время составляет способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для   карбюраторных и инжекторных двигателей из прямогонного бензина, патент № 2486231 1018/100 г, что при достижении главных технических результатов описанного изобретения - обеспечение высокой антидетонационной эффективности (повышение октанового числа базового моторного топлива на способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для   карбюраторных и инжекторных двигателей из прямогонного бензина, патент № 2486231 19 ед.) и снижение токсичности продукта до категории умеренно опасных веществ - содержит в себе очевидные ранее упоминаемые недостатки, характерные для химических соединений класса МОС - химическую нестабильность при хранении и эксплуатации и высокую себестоимость присадки в целом, определяемой характеристикой основного антидетонационного компонента - МЦТМ.

Достигаемый в предлагаемом решении технический результат заключается в повышении антидетонационных величин прямогонного бензина и состава антидетонационных компонентов, обеспечивающих следующие показатели по качеству и эксплуатационным характеристикам:

1) высокую антидетонационную эффективность - соответственное повышение октанового числа базового неэтилированного моторного топлива, определенного исследовательским методом (ОЧИ), на способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для   карбюраторных и инжекторных двигателей из прямогонного бензина, патент № 2486231 30 ед. при устранении эксплуатационных недостатков (нагарообразование, вредные выбросы и т.п.);

2) химическую устойчивость и низкую токсичность применяемых компонентов;

3) относительную простоту синтеза, доступность и «промышленную технологичность» способа получения (на базе отечественного сырья) как отдельных компонентов, так и присадки в целом (в концепции снижения себестоимости и импортозамещения);

Использование предлагаемого изобретения обеспечит возможность организации отечественного промышленного производства и повысит эксплуатационные характеристики разрабатываемых компонентов к бензиновым топливам отечественных товарных марок, их содержащих (АИ-92, АИ-95, АИ-98 и т.п.), в условиях применения в крупных (численность населения > 1 млн человек) городах при обязательном выполнении действующих санитарно-гигиенических норм.

Проведя многочисленные эксперименты по подбору реактивов топливных компонентов, заявитель разработал способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для карбюраторных и инжекторных двигателей из прямогонного бензина, заключающийся в том, что к прямогонному бензину добавляют компонент, содержащий одно или несколько веществ из группы ацетилацетонатов 3d-металлов общей формулы М(C5H7O2)n, где n=2-3, в количестве 10-12% масс. и оксигенаты в виде смеси алифатических спиртов C2-C8 - остальное.

Авторским коллективом настоящего изобретения на основании проведенных исследований был определен оптимальный класс химических соединений, обеспечивающих требования, вышеуказанные в пп.1-3, а именно - ацетилацетонаты мультивалентных 3d-металлов общей формулы М(C 5H7O2)n, где n=2-3, a M (3d-M) соответствует группе V(III), Cr(III), Mn(II-III), Fe(III), Co(II-III), Ni(II), Cu(II).

Ацетилацетонаты являются простейшими представителями соединений класса способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для   карбюраторных и инжекторных двигателей из прямогонного бензина, патент № 2486231 -дикетонатов металлов, объединяющего в себе как свойства неорганических солей (устойчивость на воздухе, высокая температура плавления, относительная простота синтеза методом обменного взаимодействия), так и типовые свойства металлоорганических соединений (летучесть, растворимость в органических растворителях), и главное для группы 3d-M - каталитическая активность в реакциях окисления углеводородов. Существенным фактором является и токсичность соединений данного класса: умеренно опасные вещества (III класс опасности по ГОСТ 12.1.005) для индивидуальных соединений, а по расчетной аддитивности токсиметрических характеристик всех входящих в водимый базовый состав прямогонного бензина товарной марки АИ-62 антидетонационных компонентов (массовая доля в конечном продукте по маркам АИ-92, АИ-95 и АИ-98) целевые продукты следует отнести к IV классу опасности - малоопасные вещества.

Следует также отметить и важные факторы доступности и низкой себестоимости данного класса соединений: все вещества класса ацетилацетонатов 3d-M синтезируются из отечественного сырья по традиционной технологии малотоннажной химии (бывшие предприятия Союзреактива) и имеют себестоимость < 1500 руб./кг для реактивных квалификаций по действующим нормативам Госстандарта.

Ниже приводятся типовые физико-химические характеристики ацетилацетонатов 3d-M, представляющих собой твердые, устойчивые на воздухе мелкокристаллические вещества:

массовая доля металла, %, в пределах 25-31
насыпная плотность при 20°С, г/см, в пределах 0.6-0.8
температура плавления,°С > 185

Особый фактор, характерный для данного класса соединений - высокая летучесть без разложения при температуре > 70°С, что снимает ограничения по нагарообразованию и т.п.

По результатам экспериментальных работ антидетонационные компоненты, выбранные из группы ацетилацетонатов 3d-M при введении, например, в базовый состав прямогонного бензина товарной марки АИ-62 в количестве 0.03, 0.06 и 0.09 %% масс. по металлу, обеспечивают гарантированный выход целевых продуктов бензинов марок АИ-92, АИ-95, АИ-98 по ГОСТ Р 51105 соответственно.

В соответствии с вышесказанным следует заключить, что разработанный состав антидетонационных компонентов на базе ацетилацетонатов 3d-M по всем без исключения показателям превосходит физико-химические, токсикологические, эксплуатационные и экономические характеристики материала выбранного прототипа.

Пример 1.

К базовому прямогонному бензину в количестве (0.10±0.01 дм3) при комнатной температуре (25±1°С) прибавляют насыщенный раствор ацетилацетоната кобальта (II) в трет-бутиловом спирте с массовой долей Со(C5H 7O2)2 10±1% в зависимости от целевого состава:

1) «АИ-92» - 0.001 дм3;

2) «АИ-95» - 0.002 дм 3;

3) «АИ-98» - 0.003 дм3 .

Затем реакционную смесь перемешивают на магнитной мешалке при комнатной температуре (25±1°С) в течение 10±1 мин и проводят контрольное измерение ОЧИ.

Заявляемые эффекты, обеспечиваемые разработанным составом добавляемого компонента, были достоверно подтверждены в проведенных исследованиях (табл.1).

Таблица 1.
Оцениваемая характеристики Эффект при добавлении компонента, по прототипу (патент РФ 2102437) Эффект при добавлении компонента по настоящему изобретению
ОЧИ базового топливаОЧИ целевого продуктаСостав, % масс. ОЧИ базового топлива ОЧИ целевого продукта
Октановое число, определенное исследовательским методом - ОЧИ, абс. ед.72 95 6298

Класс C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах  1/16

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
антидымная присадка -  патент 2472847 (20.01.2013)
антидымная присадка -  патент 2472844 (20.01.2013)
композиции смазочного масла и топливные композиции -  патент 2431637 (20.10.2011)
многофункциональная присадка к бензину -  патент 2427614 (27.08.2011)
присадка к топливу и смазочным материалам, содержащая борные эфиры алкилгидроксикарбоновых кислот -  патент 2395513 (27.07.2010)
способ работы кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей и топливная композиция для них -  патент 2386845 (20.04.2010)
топливная композиция, содержащая железо и марганец, для уменьшения засорения свечи зажигания -  патент 2355737 (20.05.2009)
присадка к моторному топливу, топливная композиция -  патент 2355736 (20.05.2009)
моющая присадка к моторному топливу и моторное топливо, ее содержащее -  патент 2355735 (20.05.2009)

Класс C10L1/10 содержащее присадки 

способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
ракетное топливо староверова - 14 (варианты) -  патент 2516825 (20.05.2014)
ракетное топливо староверова - 15 (варианты) -  патент 2516711 (20.05.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
ракетное топливо -  патент 2513850 (20.04.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
способ введения депрессорной присадки в парафинистую нефть -  патент 2508393 (27.02.2014)
способ получения противотурбулентной присадки с рециклом мономеров, способ получения противотурбулентной присадки, способ получения высших поли- -олефинов для этих способов и противотурбулентная присадка на их основе -  патент 2505551 (27.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L10/10 для улучшения октанового числа

Наверх