композиция жидкого топлива
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/19 сложные эфиры C10L1/22 содержащие азот C10L10/08 для улучшения смазывающей способности; для уменьшения износа C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах 1/16 |
Автор(ы): | Мамыкин Сергей Михайлович (RU), Лучкин Алексей Анатольевич (RU), Шабанов Александр Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Мамыкин Сергей Михайлович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-05-23 публикация патента:
27.08.2014 |
Изобретение относится к композиции жидкого топлива, включающее жидкое топливо и присадку в количестве 0,005-0,03 мас.%, при этом присадка к жидкому топливу содержит соль металла органической кислоты с числом углеродных атомов C15 -C18 в количестве 10-90 мас.%, в которой металл является металлом, расположенным в электрохимическом ряду активности правее водорода, ароматический амин 1-5 мас.%, полимер сукцинимида 3-10 мас.% и глицерин 1-75 мас.%. Технический результат заключается в повышении антифрикционных, противозадирных, антиокислительных и моющих свойств топлива и обеспечении защиты поверхностей трения деталей топливной аппаратуры от износа. 7 з.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Композиция жидкого топлива, включающая жидкое топливо и присадку в количестве 0,005-0,03 мас.%, отличающаяся тем, что присадка к жидкому топливу включает соль металла органической кислоты с числом углеродных атомов C15-C18 , в которой металл является металлом, расположенным в электрохимическом ряду активности правее водорода, ароматический амин, полимер сукцинимида и глицерин, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
соль металла органической кислоты | |
с числом углеродных атомов C15-C18 | 10-90 |
ароматический амин | 1-5 |
полимер сукцинимида | 3-9 |
глицерин | 1-75 |
2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве топлива содержит бензин.
3. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве топлива содержит дизельное топливо.
4. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве топлива содержит мазут.
5. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве топлива содержит сжиженный газ.
6. Композиция по любому из пп.1-5, отличающаяся тем, что в качестве полимера сукцинимида она содержит алкенилсукцинимид.
7. Композиция по п.6, отличающаяся тем, что в качестве соли металла органической кислоты с числом углеродных атомов C 15-C18 она предпочтительно содержит олеат меди.
8. Композиция по п.7, отличающаяся тем, что в качестве ароматического амина она содержит дифениламин или его гомологи.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к химической промышленности, в частности к горючим соединениям, предназначенным для реактивной, турбинной, дизельной, бензиновой и других систем сгорания. Более конкретно оно относится к композициям жидкого топлива, содержащим присадки, улучшающие их свойства.
Сернистые соединения являются причиной эмиссии агрессивного и токсичного сернистого ангидрида. Снижение содержания серы в топливе ведет к общему уменьшению выбросов оксидов серы, которые вызывают раздражение органов дыхания и образование кислотных дождей, а также коррозию металлов и разрушение каталитических нейтрализаторов. При этом отмечается также снижение количества твердых частиц в отработавших газах и образование отложений в топливной системе.
Следствием этого является необходимость свести к минимальному содержание серы в жидких топливах. В то время как ранее типичные дизельные топлива содержали серу в количестве 1 мас.% или более (в пересчете на элементарную серу), в настоящее время считается необходимым снизить ее содержание до уровня 0,01 мас.%.
Для удовлетворения требований к качеству топлив, особенно по содержанию серы, их гидроочистку проводят в более жестких условиях. В результате получают топлива со значительно меньшим содержанием серы, азот- и кислородсодержащих соединений, би- и полициклических ароматических углеводородов, причем эти гетероатомные соединения содержатся в виде относительно стабильных форм вследствие их гидрогенолиза. Все это приводит к ухудшению смазывающей способности топлив - важной эксплуатационной характеристики. Использование топлив в качестве смазывающего материала позволяет избежать сооружения дополнительной масляной системы и обеспечить смазку мелких деталей топливоподающей и регулирующей аппаратуры, где смазочные масла применить очень сложно. Интенсивность износа трущихся деталей при контакте с топливом определяется конструктивными и эксплуатационными особенностями топливных систем и свойствами применяемых топлив.
Снижение содержания в жидком топливе одного или нескольких таких компонентов, как сера, полициклические ароматические или полярные вещества, может вызвать снижение способности этого топлива смазывать систему впрыскивания в двигателе в такой степени, при которой, например, топливный насос высокого давления может выйти из строя на относительно ранней стадии эксплуатации двигателя. Поломки могут происходить в системах впрыскивания топлива, таких как центробежные распределители высокого давления, рядные многоплунжерные топливные насосы и форсунки. Проблема неудовлетворительной смазывающей способности жидких топлив станет, вероятно, еще более острой при будущих усовершенствованиях двигателей (с целью дальнейшего снижения выбросов), которые будут предъявлять к смазывающей способности еще более жесткие требования, чем при эксплуатации современных двигателей.
Подобным же образом низкая смазывающая способность может привести к проблемам износа в других механических устройствах, смазка которых зависит от естественной смазывающей способности жидкого топлива.
Следовательно, существует необходимость в создании усовершенствованных присадок, которые повышают смазывающую способность топлив, не проявляя потери эксплуатационных свойств.
Из уровня техники известен способ повышения смазывающей способности дизельных топлив с низким содержанием серы путем введения в их состав растительных масел, рапс-метилового эфира и других кислородсодержащих соединений растительного происхождения (Т.Н. Митусова, Е.В. Полинина, М.В. Калинина. Современные дизельные топлива и присадки к ним, - М. Издательство Техника . ООО ТУМА ГРУПП , 2002. - 64 с.).
Общим недостатком данных методов является вовлечение в состав топлива прямых или переработанных пищевых продуктов.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является композиция жидкого топлива, содержащая присадки, улучшающие их смазывающую способность. При этом присадка содержит алкил (C3-C20 ) нитрат, алкил (C1-C25) сукцинимид, сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или амид этой кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Алкил (C3-C20)нитрат | До 55 |
Алкил (C 1-C25)сукцинимид | 0,1-15,0 |
Сополимер высших эфиров C6 -C28 акриловой или | |
метакриловой кислот с этиленненасыщенным мономером | До 60 |
Ненасыщенная жирная кислота или ее амид | До 100 |
Композиция жидкого топлива содержит вышеуказанную присадку в количестве 0,01-1,0 мас.% (см. Патент РФ № 2320706, опубл. 27.03.2008).
Недостатком известной композиции является то, что она не обеспечивает требуемых смазывающих свойств и не позволяет улучшить экологию воздушного бассейна, уменьшая содержание в воздухе вредных выбросов, образующихся в том числе и от работы автомобильного транспорта на дизельных двигателях.
Задачей настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков.
Технический результат заключается в повышении антифрикционных, противозадирных, антиокислительных и моющих свойств топлива и обеспечении защиты поверхностей трения деталей топливной аппаратуры от износа.
Технический результат обеспечивается тем, что композиция жидкого топлива включает жидкое топливо и присадку в количестве 0,005-0,03 мас. %. При этом присадка к жидкому топливу включает соль металла органической кислоты с числом углеродных атомов C15-C18, в которой металл является металлом, расположенным в электрохимическом ряду активности правее водорода, ароматический амин, полимер сукцинимида и глицерин, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
соль металла органической кислоты | |
с числом углеродных атомов C15-C18 | 10-90 |
ароматический амин | 1-5 |
полимер сукцинимида | 3-10 |
глицерин | 1-75 |
В соответствии с частными случаями выполнения композиция может иметь следующие особенности.
В качестве топлива она может содержать бензин. В качестве топлива она может содержать дизельное топливо.
В качестве топлива она может содержать мазут.
В качестве топлива она может содержать сжиженный газ.
В качестве полимера сукцинимида она может содержать алкенилсукцинимид.
В качестве соли металла органической кислоты с числом углеродных атомов C15-C18 она предпочтительно содержит олеат меди.
В качестве ароматического амина она содержит дифениламин или его гомологи.
Настоящую композицию производят следующим образом. Первоначально готовят присадку.
Предлагаемую присадку готовят путем последовательного смешения компонентов при температуре около 50 °C и перемешивании.
Для приготовления образцов предлагаемой присадки использовали следующие компоненты.
Компонент А - включает соль металла органической кислоты с числом углеродных атомов C15-C18 , в которой металл является металлом, расположенным в электрохимическом ряду активности правее водорода. Это связано с тем, что эти металлы обладают более низкой восстановительной активностью.
Компонент Б - ароматический амин, в качестве которого используют дифениламин или его гомологи. Данный компонент является антиоксидантом.
Компонент В - полимер сукцинимида, в качестве которого могут использоваться промышленно выпускаемые присадки C-5А или Дипол-40, которые обеспечивают диспергирующие и моющие свойства.
Компонент Г - глицерин.
В таблице 1 приведены варианты составов присадки.
Таблица 1 | |||
Компонент | Состав 1, мас.% | Состав 2, мас.% | Состав 3, мас.% |
Олеат меди | 90 | 50 | 10 |
Дифениламин | 1 | 3 | 5 |
Глицерин | 6 | 41 | 75 |
Алкенилсукцинимид | 3 | 6 | 10 |
Полученная присадка представляет собой густую жидкость темно-зеленого цвета, которая полностью растворяется в топливе, образуя раствор, в котором металл находится в виде ионов и проходит через фильтрующие устройства, что позволяет использовать присадку в любых видах топлив.
Композицию жидкого топлива готовят следующим образом:
Первоначально готовится 10% раствор присадки в топливе, причем присадка вводится в мерную емкость, нагревается до 50°C, топливо нагревается до 50°C, все это примешивается в течение 30-50 мин. Полученная смесь отстаивается при комнатной температуре. Полученная композиция является стабильной. В процессе ее хранения добавка не отслаивается и не выпадает осадок. После чего полученный состав смешивается с основным объемом топлива в необходимой пропорции.
Испытания композиции жидкого топлива с различным содержанием смазывающей присадки показали следующее.
Для испытаний было подготовлены образцы:
1) с содержанием смазывающей присадки 0,5 см3 на 10 л дизельного топлива;
2) с содержанием смазывающей присадки 1,0 см3 на 10 л дизельного топлива;
3) с содержанием смазывающей присадки 1,5 см3 на 10 л дизельного топлива;
4) с содержанием смазывающей присадки 1,5 см3 на 10 л дизельного топлива (ввод присадки осуществлялся в холодное топливо).
Результаты испытаний приведены в таблице 2.
Таблица 2 | ||||
Наименование показателя, методика испытания | Образец | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60°C, мкм | 426 | 398 | 367 | 378 |
Цетановое число | 51,4 | 51,4 | 51,2 | 51,3 |
По итогу проведенных испытаний были сделаны следующие выводы:
- Существенно повышается смазывающая способность малосернистого дизельного топлива, причем в рамках исследованного диапазона концентраций наблюдается монотонный рост эффекта;
- Смазывающая присадка не оказывает существенного влияния на другие исследованные физико-химические показатели топлива, а также на процессы смесеобразования и сгорания топлива в цилиндре дизельного двигателя.
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/22 содержащие азот
Класс C10L10/08 для улучшения смазывающей способности; для уменьшения износа
Класс C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах 1/16