устройство для управления трактором на склоновых землях
Классы МПК: | A01B69/00 Рулевое управление сельскохозяйственных машин или орудий; средства для направления сельскохозяйственных машин и орудий вдоль желаемой колеи B60G21/00 Системы связи для двух и более колес с эластичной подвеской, например для стабилизации корпуса транспортного средства при ускорении или замедлении движения или возникновения центробежных сил |
Автор(ы): | Калаев С.С. |
Патентообладатель(и): | Горский государственный аграрный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-02-16 публикация патента:
10.03.2001 |
Устройство содержит рулевое колесо, червяк, сектор, поворотный вал, сошку, поперечные тяги, поворотные рычаги, поворотные кулаки, управляемые колеса. Впереди трактора размещен подвижный балластный груз в виде маятника для привода шарнирно связанных с ним тяг параллелограмма и диагональных тяг вместе с подвижным кронштейном и фрикционной пластиной. Облегчается управление трактором на склоне, повышаются точность вождения и производительность труда. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Устройство для управления трактором на склоновых землях, содержащее рулевое колесо, червяк, сектор, поворотный вал, сошку, поперечные тяги, поворотные рычаги, поворотные кулаки, управляемые колеса, причем впереди трактора размещен подвижный балластный груз в виде маятника для привода шарнирно связанных с ним тяг параллелограмма и диагональных тяг вместе с подвижным кронштейном и фрикционной пластиной. 2. Устройство по п.1, содержащее рулевую сошку с управляемыми колесами, для удержания которых от самопроизвольного поворота в сторону спуска между подвижным кронштейном, фигурным ползуном и фрикционной пластиной за счет перекоса фрикционной пластины возникают силы трения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области сельского хозяйства, в частности к механизации горного земледелия, и может найти применение при обработке горных склонов. Известно устройство для управления трактором на склоновых землях, включающее рулевое колесо, червяк, сектор, поворотный вал, сошку, поперечные тяги, поворотные рычаги, поворотные кулаки, управляемые колеса (см. И.П. Ксеневич, П.А. Амельченко, П.Н. Степанюк, Трактор МТ3-80 и его модификации.- М., "Агропромиздат", 1991 стр. 192 - 198). Задача изобретения - обеспечить облегчение управления трактором на склоне, повышение точности вождения и производительности труда. Технический результат предлагаемого изобретения - облегчается управление трактором на склоне, повышается точность вождения и производительность труда путем передачи функции удерживания управляемых колес в повернутом состоянии в сторону подъема на угол увода устройства. Технический результат достигается тем, что впереди трактора размещен подвижный балластный груз в виде маятника для привода шарнирно связанных с ним тяг параллелограмма и диагональных тяг вместе с подвижным кронштейном и фрикционной пластиной. На чертеже изображен общий вид устройства. Устройство содержит рулевое колесо 1, червяк 2, сектор 3, поворотный вал 4, рулевую сошку 5, поперечные тяги 6, 7, поворотные рычаги 8, 9, поворотные кулаки 10, 11, управляемые колеса 12, 13, балластный груз 14, размещенный впереди трактора и выполняющий роль маятника для привода шарнирно связанных с ним тяг 15, 16 параллелограмма и диагональных тяг 17, 18 вместе с подвижным кронштейном 19 и фрикционной пластиной 20. Кроме того, устройство имеет фигурный ползун 21. Устройство работает следующим образом. При движении трактора поперек склона балластный груз (маятник) 14 отклоняется на угол, равный углу склона . Балластный груз 14, тяги 15 и 16, подвижный кронштейн 19 образуют параллелограмм (на равной местности образуют прямоугольник). Балластный груз 14, диагональные тяги 17 и 18, фрикционная пластика 20 образуют неправильные треугольники (на ровной местности образуют равнобедренные треугольники). Диагональные тяги 17 и 18 перемещают фрикционную пластину 20 на определенный угол , которая прижимает фигурный ползун 21, связанный кинематически с сошкой 5, поворотным валом 4, сектором 3, червяком 2, рулевым колесом 1, а также поперечными тягами 6 и 7, поворотными рычагами 8 и 9, поворотными кулаками 10 и 11, управляемыми колесами 12 и 13. Силы трения, возникающие за счет переноса фрикционной пластины, между фрикционной пластиной 20, фигурным ползуном 21 и подвижным кронштейном 19 поворачивают рулевую сошку 5 и создают удерживающий момент (наподобие воздействия водителя на рулевое колесо), который препятствует самопроизвольному повороту управляемых колес 12 и 13 не только в сторону спуска, но и поворачивает их на угол увода в сторону подъема (как при управляющем воздействии водителя), т.е. обеспечивается условие:Mу=Mо;
Mу=f1(Pт);
Pт=f2(Pн);
Pн=f3(Pм);
Pм=f4(mм, ) ,
где Mу - удерживающий момент;
Mо - отклоняющий момент;
Pт - сила трения между фрикционной пластиной, фигурным ползуном и подвижным кронштейном;
Pн - нормальная сила;
mм - масса маятника;
- угол склона. В итоге за водителем остаются только функции корректирования траектории движения, что обеспечивает более высокую точность вождения и производительность при значительном снижении психофизической нагрузки.
Класс A01B69/00 Рулевое управление сельскохозяйственных машин или орудий; средства для направления сельскохозяйственных машин и орудий вдоль желаемой колеи
Класс B60G21/00 Системы связи для двух и более колес с эластичной подвеской, например для стабилизации корпуса транспортного средства при ускорении или замедлении движения или возникновения центробежных сил