устройство для управления колесным трактором
Классы МПК: | A01B69/00 Рулевое управление сельскохозяйственных машин или орудий; средства для направления сельскохозяйственных машин и орудий вдоль желаемой колеи B62D17/00 Устройства на транспортных средствах для регулирования развала и сходимости передних колес или продольного наклона шкворней |
Автор(ы): | Калаев С.С. |
Патентообладатель(и): | Горский государственный аграрный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-02-16 публикация патента:
10.03.2001 |
Устройство содержит управляемые колеса с пневматическими шинами и шкворни. Внутри поворотных кулаков управляемых колес расположен упругий элемент, имеющий упругий контакт при повороте колес до 15° одним концом со шкворнем, а другим с подвижной втулкой. Повышается точность вождения и производительность труда. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Устройство для управления колесным трактором, содержащее управляемые колеса с пневматическими шинами и шкворни, отличающееся тем, что внутри поворотных кулаков управляемых колес расположен упругий элемент, имеющий упругий контакт при повороте колес до 15o одним концом со шкворнем, а другим - с подвижной втулкой.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к рулевому управлению колесных сельскохозяйственных тракторов на склонах. Наиболее близким изобретением к предложенному является устройство для управления колесным трактором, содержащее управляемые колеса с пневматическими шипами и шкворни (В.А.Скотников и др. Основы теории и расчета трактора и автомобиля, Москва, Агропромиздат 1986, с.214-218). Однако этот механизм позволяет с достаточной точностью управлять трактором, например, на посеве на скоростях до 9 км/ч. Современные энергонасыщенные тракторы на многих полевых работах могут работать на скоростях до 15 км/ч (МТЗ-80, МТЗ-100), но из-за ограниченности стабилизирующего момента водитель работает на более низких скоростях, что приводит к снижению точности, производительности и повышению затрат труда. Задача изобретения - повышение скорости и точности вождения. Технический результат изобретения - повышение точности вождения и производительности труда путем дополнительного повышения стабилизирующего момента управляемых колес. Технический результат достигается тем, что внутри поворотных колес расположен упругий элемент, имеющий упругий контакт, при повороте колес до 15o одним концом со шкворнем, а другим с подвижной втулкой. На фиг. 1 изображен общий вид устройства для управления колесным трактором (вертикальный разрез). На фиг. 2 (разрез А-А) изображено рабочее положение фиксатора и толкателя. На фиг. 3 (разрез А-А) изображено начало совместного поворота шкворня, упругого элемента и подвижной втулки. На фиг.4 (разрез А-А) изображено совместное расположение шкворня, толкателя, фиксатора, подвижной втулки после поворота на угол более 15o. Устройство содержит поворотный рычаг 1, крышку 2, втулки 3,17 шкворня 4, гайку 5, подвижную втулку 6, крышку фиксатора 7, пружины фиксатора 8,9, фиксатор 10, толкатель 11, пружину подвески 12, упругий элемент 13, кронштейны 14,15 поворотного кулачка управляемого колеса с пневматическими шинами, упорный подшипник 16. Упругий элемент 13 расположен внутри поворотных кулаков управляющих колес и имеет упругий контакт, при повороте колес до 15o одним концом со шкворнем 4, а другим с подвижной втулкой 6. Чтобы на упругость элемента 13 не влияли вертикальные колебания трактора, в шкворне 4 имеется вертикальный паз. Устройство работает следующим образом. При повороте рычага 1 со шкворнем 4 до 15o (обычно при работе в гоне максимальный угол поворота управляемых колес не превышает 15o от заданного направления движения) в упругом элементе 13 появляются квазиупругие силы, которые создают дополнительный стабилизирующий момент, возвращающий колеса в нейтральное положение после исчезновения управляющих или возмущающих воздействий. Вертикальный паз в шкворне 4 позволяет толкателю 11 оставаться в рабочем положении до угла поворота шкворня 4, не превышающего 15o, фиг.2. При повороте шкворня 4 более 15o (на разворотах трактора в конце гона) вертикальный паз шкворня 4 своим буртиком нажимает на толкатель 11, который выдавливает фиксатор 10 в тело неподвижного кронштейна 15 (фиг.3) и происходит совместное (холостое) движение шкворня 4, упругого элемента 13 и подвижной втулки 6. В этом случае, если упругий элемент 13 не создает квазиупругих сил и стабилизирующий момент обусловлен только совокупностью углов установки управляемых колес и упругостью пневматических шин, после разворота трактора в конце гона при новом рабочем ходе трактора процесс работы устройства повторяется. В итоге, создается дополнительный стабилизирующий момент, повышающий точность вождения и производительность на повышенных скоростях (9-15) км/ч.Класс A01B69/00 Рулевое управление сельскохозяйственных машин или орудий; средства для направления сельскохозяйственных машин и орудий вдоль желаемой колеи
Класс B62D17/00 Устройства на транспортных средствах для регулирования развала и сходимости передних колес или продольного наклона шкворней