способ определения силы сопротивления рабочих машин
Классы МПК: | G01L5/13 для измерения тяговой или движущей силы транспортных средств G01M17/007 колесных или гусеничных транспортных средств |
Автор(ы): | Щетинин Н.В. |
Патентообладатель(и): | Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-12-15 публикация патента:
10.01.2002 |
Способ относится к сельскохозяйственному приборостроению. При рабочем ходе трактора за счет снижения подачи топлива достигают частоты вращения коленчатого вала, соответствующей максимальному крутящему моменту. Мгновенно увеличивают подачу топлива до максимальной. При достижении номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя во время разгона трактора измеряют угловое ускорение коленчатого вала. Аналогично измеряют ускорение коленчатого вала при разгоне трактора без рабочих машин и по формулам, полученным из уравнений движения трактора и рабочих машин, определяют силу сопротивления рабочих машин. Техническим результатом является упрощение измерения и снижение его трудоемкости.
Формула изобретения
Способ определения силы сопротивления рабочих машин, включающий измерение силы взаимодействия трактора и рабочих машин за счет того, что при рабочем ходе трактора путем снижения подачи топлива достигают минимальной частоты вращения коленчатого вала, соответствующей максимальному крутящему моменту, мгновенно увеличивают подачу топлива до максимальной, при достижении номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя во время разгона трактора измеряют угловое ускорение коленчатого вала, отличающийся тем, что измеряют ускорение коленчатого вала двигателя при номинальной частоте его вращения в режиме разгона трактора без рабочих машин, а силу сопротивления рабочих машин определяют по формулеРс= Мт((d





Мт - приведенная масса трактора;
(d


iтp - общее передаточное число трансмиссии;
rк - радиус качения;
Мсхм - приведенная масса рабочих машин;
(d

Ра - скатывающая сила трактора с рабочими машинами.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению. Известен способ определения сопротивления рабочих машин, при котором измеряется крюковое усилие, производится интегрирование крюкового усилия по пути, т. е. определяются работа на участке пути, и среднее по пути крюковое усилие определяется как частное от деления работы крюкового усилия на длину пути. Крюковое усилие при неустановившемся движении равно сумме силы сопротивления сельскохозяйственных машин и их силы инерции. Поскольку при интегрировании по пути при стационарном стохастическом процессе изменения сил сопротивления рабочих машин работа сил инерции близка к нулю, то среднее сопротивление рабочих машин на участке интегрирования приближенно равно среднему крюковому усилию [1] . Недостатком этого способа является то, что он не позволяет определять мгновенные значения усилий и обладает высокой трудоемкостью измерений. Известен способ определения сопротивления рабочих машин путем измерения и регистрации крюкового усилия по деформации упругого звена с помощью тензометрических тяговых измерителей [1] . При этом делается допущение о равенстве сил сопротивления рабочих машин крюковому усилию, т. е. не учитывается наличие сил инерции, имеющихся при стационарном случайном процессе изменения сил сопротивления рабочих машин. К недостаткам способа относятся сложность эксплуатации оборудования и высокая трудоемкость динамометрирования сельскохозяйственных машин. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ определения сопротивления рабочих машин путем измерения силы взаимодействия трактора и рабочих машин, заключающийся в том, что при рабочем ходе трактора за счет снижения подачи топлива достигают минимальной частоты вращения коленчатого вала, соответствующей максимальному крутящему моменту, мгновенно увеличивают подачу топлива до максимальной, при достижении номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя во время разгона трактора измеряют угловое ускорение коленчатого вала и из уравнений движения трактора и рабочих машин определяют силу сопротивления рабочих машин [2] . К недостаткам способа относятся необходимость определения номинального крутящего момента двигателя и сопротивления перекатыванию трактора при его холостом ходе путем динамометрирования, что является сложным и трудоемким процессом. Предлагаемым изобретением решается задача упрощения процесса измерения и снижение его трудоемкости. Для достижения этого технического результата в предлагаемом способе определения сил сопротивления рабочих машин измерение крутящего момента двигателя и сопротивления перекатыванию трактора заменяется измерением углового ускорения коленчатого вала двигателя трактора без рабочих машин в режиме его свободного разгона при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. При движении на горизонтальном участке уравнение движения трактора с рабочими машинами имеет вид [3]Mт(dv/dt)= Pдв-Pf-Pкp, (1)
где Мт - приведенная масса трактора;
dv/dt - ускорение трактора при осуществлении технологической работы;
Рдв - движущая сила трактора;
Pf - сила сопротивления перекатыванию;
Ркр - крюковое усилие трактора. Движущая сила трактора определяется по известной формуле
Рдв= Мк

где Мк - крутящий момент двигателя;

iтp - общее передаточное число трансмиссии;
rк - радиус качения. При движении трактора без нагрузки Ркр= 0 и уравнение его движения имеет вид
Mт(dv/dt)xx= Рдв-Pf, (3)
где (dv/dt)хх - ускорение трактора при движении без рабочих машин. Если известны приведенная масса трактора, движущая сила и ускорение, то сила сопротивления перекатыванию трактора определится по формуле
Рf= Рдв-(dv/dt)xxМт. (4)
Уравнение движения рабочих машин имеет вид
Mcхм(dv/dt)= Pт-Pс. (5)
где Мсхм - масса рабочих машин (приведенная);
Рт - сила тяги трактора, равная по величине крюковому усилию трактора Ркр и противоположно направленная, т. е. Рт= Ркр;
Рс - сила сопротивления рабочих машин. Откуда Pс= Pкp-Mсхм(dv/dt) (6)
Если ускорения холостого хода трактора и ускорение трактора с рабочими машинами произвести при одинаковом режиме работы двигателя, то из уравнений (1), (4) и (6) получим
Mт(dv/dt)= Mт(dv/dt)хх-Рс-Mсхм(dv/dt), (7)
откуда
Pс= Мт(dv/dt)хх-Mт(dv/dt)-Mcхм(dv/dt),
Pс= Mт(dv/dt)хх-(Мт+Mсхм)(dv/dt). (8)
Выражение Mт(dv/dt)xx характеризует совокупную силу тяги, действующую на трактор с рабочими машинами при заданной номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, выражение (Мт+Мсхм)(dv/dt) - силу инерции, их разность - сопротивление рабочих машин. Совокупная сила тяги трактора не зависит от сопротивления машин, а зависит только от эксплуатационных характеристик трактора. При эксплуатации мощность двигателя уменьшается, трактор в режиме свободного разгона будет иметь меньшее ускорение. Ускорение трактора при разгоне без рабочих машин связано с угловым ускорением коленчатого вала двигателя зависимостью
(dv/dt)хх= ((d


где (d


iтр - общее передаточное число трансмиссии;
rк - радиус качения. Ускорение трактора при разгоне трактора с рабочими машинами связано с угловым ускорением коленчатого вала двигателя зависимостью
(dv/dt)= ((d


где d


Pa= Gsin

где Ра - скатывающая сила трактора с рабочими машинами,
G - вес трактора с рабочими машинами,

Рс= Мт((d







1. Иофинов С. А. и др. Приборы для учета и контроля работы тракторных агрегатов. - Л. : Машиностроение, 1972, с. 83-98. 2. Патент РФ 2115902. 3. Иофинов С. А. и др. Эксплуатация машинно-тракторного парка, 2-е изд. - М. : Колос, 1984, с. 9 - 38.
Класс G01L5/13 для измерения тяговой или движущей силы транспортных средств
Класс G01M17/007 колесных или гусеничных транспортных средств