механизм преобразования движения
Классы МПК: | F16H21/16 для взаимного преобразования вращательного движения и возвратно-поступательного движения F01B3/02 с качающейся шайбой F01B3/04 с передачей движения поршней посредством криволинейных поверхностей F02B75/26 двигатели с осями цилиндров, расположенными соосно, параллельно или наклонно по отношению к оси коренного вала; двигатели с осями цилиндров, расположенными по касательным к окружности, описанной вокруг оси коренного вала F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам |
Автор(ы): | Дворников Л.Т., Коган Б.И., Шмаков Е.Н. |
Патентообладатель(и): | Кузбасский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-06-06 публикация патента:
10.03.2002 |
Механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот и может быть использован в силовых приводах машин, например, в пневматических поршневых двигателях. Механизм состоит из ротора, выполненного в виде кулачковой шайбы с торцовыми синусоидальными направляющими дорожками, поршней, расположенных в цилиндрах и снабженных подшипниками качения, взаимодействующими с дорожками ротора и имеющими форму наружных колец в виде полуторов. Изобретение обеспечивает повышение надежности и долговечности за счет замены линейного контакта в кинематической паре точечным. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Механизм преобразования движения, состоящий из ротора с торцовыми функциональными синусоидальными дорожками и поршней, взаимодействующих с ротором через подшипники качения, отличающийся тем, что наружное кольцо подшипника качения выполнено в виде полутора и взаимодействует своей выпуклой частью с торцовыми функциональными синусоидальными дорожками ротора.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к силовым приводам машин, а именно к поршневым пневматическим двигателям. Известен механизм преобразования движения в поршневом пневмодвигателе П 7,5-12 (Зиневич В. Д., Гешлин Л.А. Поршневые и шестеренные пневмодвигатели горношахтного оборудования. - М.: Недра, 1982, рис. 3.1, стр. 56-57). Недостатком конструкции является наличие шатунов между поршнями и ротором, что существенно усложняет механизм и делает его громоздким. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является механизм преобразования движения в пневматическом двигателе ДАР-14 М (Зиневич В.Д., Гешлин Л.А. Поршневые и шестеренные пневмодвигатели горношахтного оборудования. - М.: Недра, 1982, рис. 3.11, стр. 65), в котором поршни приводят во вращение ротор через специально выполненные на нем синусоидальные функциональные торцовые дорожки, воздействуя на них наружными кольцами подшипников качения, установленных на осях в поршнях. Недостатком прототипа является то обстоятельство, что контакт между наружными кольцами подшипника качения и торцовой синусоидальной дорожкой ротора осуществляется по линии. В силу того что каждая точка линии контакта ротора имеет различную линейную скорость, в контакте возникает момент трения, который стремится развернуть наружное кольцо подшипника относительно внутреннего кольца в плоскости, перпендикулярной оси их вращения, что приводит к поломке подшипников и поршней. Задачей изобретения является устранение указанного недостатка и повышение надежности механизма преобразования движения. Решение задачи достигается тем, что в механизме преобразования движения, состоящем из ротора с торцовыми функциональными синусоидальными дорожками и поршней, взаимодействующих с ротором через подшипники качения, наружное кольцо подшипника качения выполнено в виде полутора и взаимодействует своей выпуклой частью с торцовыми функциональными синусоидальными дорожками ротора. Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен механизм преобразования движения в рабочем положении, поперечное сечение. Механизм преобразования движения (поступательного поршней во вращательное ротора) состоит из ротора, выполненного в виде кулачковой шайбы, с торцовыми функциональными синусоидальными дорожками 1 и сопрягаемыми с ними наружными кольцами подшипников качения 2, установленных на осях 3 поршней 4, расположенных в цилиндрах, образованных двумя полублоками 5 и 6. Наружное кольцо подшипника качения 2 выполнено в виде полутора. Механизм преобразования движения работает следующим образом. При подаче воздуха в полость цилиндра, образованную аксиальными отверстиями двух полублоков 5 и 6, поршень 4 с подшипниками 2 на осях 3 перемещается под действием воздуха и за счет контакта с функциональными синусоидальными торцовыми дорожками ротора, выполненного в виде кулачковой шайбы, сообщает последней вращение. При этом контакт звеньев кинематической пары точечный. Изобретение позволяет повысить надежность механизма преобразования движения, так как замена линейного контакта точечным исключает избыточную связь и момент сил трения, действовавший на подшипник качения и поршни и приводивший к их поломке.Класс F16H21/16 для взаимного преобразования вращательного движения и возвратно-поступательного движения
Класс F01B3/02 с качающейся шайбой
Класс F01B3/04 с передачей движения поршней посредством криволинейных поверхностей
Класс F02B75/26 двигатели с осями цилиндров, расположенными соосно, параллельно или наклонно по отношению к оси коренного вала; двигатели с осями цилиндров, расположенными по касательным к окружности, описанной вокруг оси коренного вала
Класс F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам