самолет комбинированной схемы с газотурбоионным двигателем
Классы МПК: | B64C27/22 комбинированные вертолеты, те летательные аппараты со свойствами самолета и вертолета, например винтокрыл B64D27/22 с ядерными установками F03H5/00 Способы и устройства для создания реактивной тяги, не отнесенные к другим группам |
Автор(ы): | Григорчук В.С. |
Патентообладатель(и): | Григорчук Владимир Степанович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-12-20 публикация патента:
10.10.2002 |
Изобретение относится к области авиации. Самолет содержит фюзеляж, стабилизаторы с рулями направления и высоты, силовую установку, связанную с воздушным винтом, шасси и механизмы управления. Фюзеляж имеет две гладкие плоские верхнюю и нижнюю площадки, параллельные друг другу. На верхней площадке установлены ребра, образующие горизонтальные волновые каналы. Сверху над фюзеляжем установлено на стойках крыло, выполненное в форме заостренной спереди и сзади пластины, на верхней поверхности которой установлены ребра, образующие горизонтальные волновые каналы. Силовая установка имеет газотурбоионный двигатель, содержащий несколько газовых турбин, изолированных друг от друга и установленных на общем валу, один конец которого связан через центробежную муфту с пусковым электродвигателем, а другой - с ведущим валом понижающего редуктора. Впускной и выпускной каналы каждой газовой турбины соединены между собой трубопроводом, внутри которого размещены ионизатор газа, ускоряющая система и нейтрализатор. Ионизаторы газа, ускоряющие системы и нейтрализаторы через коммутирующее устройство соединены электрически с ядерными высоковольтными батареями, каждая из которых имеет соли радиоактивного металла. Изобретение направлено на повышение эксплуатационных качеств самолета. 20 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20
Формула изобретения
Самолет комбинированной схемы с газотурбоионным двигателем, содержащий фюзеляж с пилотским и пассажирским отделениями, вертикальный и горизонтальные стабилизаторы с рулями направления и высоты, силовую установку, соединенную с воздушным винтом, посадочное шасси, механизмы управления, отличающийся тем, что фюзеляж имеет верхнюю и нижнюю гладкие плоские площадки, параллельные друг другу, одинаковые по площади, на верхней из которых установлены вертикальные ребра, образующие горизонтальные волновые каналы, причем над верхней частью фюзеляжа на некотором расстоянии от него установлено крыло, выполненное в форме пластины, заостренной спереди и сзади, на верхней поверхности которой установлены ребра, образующие волновые горизонтальные каналы, кроме того, силовая установка выполнена в форме газотурбоионного двигателя, содержащего несколько газовых турбин, изолированных друг от друга и установленных на общем валу, один конец которого через центробежную муфту связан с пусковым электродвигателем, а другой конец соединен с ведущим валом понижающего редуктора, причем входной и выходной каналы каждой из газовых турбин соединены между собой трубопроводом, имеющим снаружи охладитель и штуцер с запорным краном, внутри которого установлены ионизатор газа, ускоряющая система и нейтрализатор, а внутренние полости газовых турбин и трубопроводов заполнены водородом под давлением, который является рабочим телом, кроме того, ядерные высоковольтные батареи, одинаковые по конструкции, объединены в несколько групп, каждая из которых представляет собой корпус, внутри которого размещен эмиттер, содержащий соли радиоактивного металла, причем корпус и эмиттер изолированы друг от друга вакуумом или диэлектриком, а сами батареи через коммутирующее устройство подключены к ионизаторам газа, ускоряющим системам и нейтрализаторам газовых турбин.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиации и может найти применение в качестве летательного аппарата тяжелее воздуха. Известен самолет РА-12 "Супер Крузер", моноплан высокопланной схемы, содержащий фюзеляж с пилотским и пассажирским отделениями, крыло с закрылками и элеронами, вертикальный и горизонтальные стабилизаторы с рулями направления и высоты, силовую установку, соединенную с воздушным винтом, посадочное шасси с задним опорным колесом, механизмы управления. Размах крыла 10,8 м, площадь крыла 16,6 м2, взлетная масса 794 кг, мощность двигателя 78,6-84,5 кВт, максимальная скорость 185 км/час /П. Бауэрс, Летательные аппараты нетрадиционных схем, пер. с англ., М., Мир, 1991, с.174, рис.8.15/. Недостатками известного самолета РА-12 "Супер Крузер" являются: небольшая дальность полета, большой расход топлива, малая грузоподъемность, загрязнение окружающей среды выхлопными газами. Указанные недостатки обусловлены конструкцией самолета. Известен также пассажирский самолет Як-18Т, моноплан низкопланной схемы, содержащий фюзеляж с пилотским и пассажирским отделениями, два полукрыла, вертикальный и горизонтальные стабилизаторы с рулями направления и высоты, силовою установку, соединенную с воздушным винтом, посадочное шасси с передним опорным колесом, механизмы управления. Взлетная масса 1620 кг, размах крыльев 11,16 м, длина 8,35 м, мощность двигателя 265 кВт, дальность полета 600 км, крейсерская скорость 250 км/час, экипаж 1 чел., число пассажиров 3 чел. /Авиация, энциклопедия, гл. ред. Г. П. Свищев, Большая Российская энциклопедия. Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. И.Е.Жуковского, М., 1994, с.680-682, рис.14/. Известный самолет Як-18Т как наиболее близкий по технической сущности и достигаемому полезному результату принят за прототип. Недостатки известного самолета Як-18Т, принятого за прототип, те же. Целью настоящего изобретения является повышение эксплуатационных качеств винтомоторного самолета. Указанная цель согласно изобретению обеспечивается тем, что два полукрыла аэродинамического профиля, двигатель внутреннего сгорания с топливными баками и фюзеляж заменены фюзеляжем в форме несущего корпуса, имеющего верхнюю и нижнюю гладкие плоские площадки, параллельные друг другу и одинаковые по площади, на верхней из которых установлены вертикальные ребра, образующие горизонтальные волновые каналы, крылом, установленным над фюзеляжем на стойках и представляющим собой пластину, заостренную с обеих сторон, имеющую верхнюю и нижнюю гладкие поверхности, на верхней из которых установлены вертикальные ребра, образующие продольные горизонтальные волновые каналы, газотурбоионным двигателем через соединительную муфту связанным с воздушным винтом, представляющим собой несколько газовых турбин, изолированных друг от друга и установленных на общем валу, один конец которого через центробежную муфту связан с пусковым электродвигателем, а другой конец соединен с ведущим валом понижающего редуктора, причем входной и выходной каналы каждой из газовых турбин соединены между собой трубопроводом, имеющим снаружи охладитель и штуцер с запорным краном, внутри которого установлены ионизатор газа, ускоряющая система и нейтрализатор, кроме того, внутренние полости газовых турбин и трубопроводов заполнены водородом под давлением, который является рабочим телом, ядерными высоковольтными батареями, каждая из которых представляет собой корпус, внутри которого установлен эмиттер, содержащий соли радиоактивного элемента, кроме того, корпус и эмиттер изолированы друг от друга вакуумом или диэлектриком, причем выводы вышеупомянутых батарей через коммутирующее устройство подключены к ионизаторам газа, ускоряющим системам и нейтрализаторам газовых турбин. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фигуре 1 изображен общий вид самолета комбинированной схемы с газотурбоионным двигателем, на фигуре 2 - вид на самолет спереди, на фигуре 3 - вид на самолет сверху, на фигуре 4 - общий вид пластинчатого крыла, на фигуре 5 - вид сверху на пластинчатое крыло, на фигуре 6 - вид снизу на пластинчатое крыло, на фигуре 7 - вид сверху на фюзеляж самолета при снятом крыле, на фигуре 8 - вид снизу на фюзеляж самолета, на фигуре 9 -схема образования волновых продольных каналов на пластинчатом крыле и фюзеляже самолета, на фигуре 10 - схема создания подъемной силы на пластинчатом крыле, на фигуре 11 - блок-схема силовой установки самолета, на фигуре 12 - общий вид газотурбоионного двигателя, на фигуре 13 - вид слева на газотурбоионный двигатель, на фигуре 14 - вид справа на газотурбоионный двигатель, на фигуре 15 - вид сбоку на газотурбоионный двигатель с частичным разрезом, на фигуре 16 - схема газотурбоионного двигателя, на фигуре 17 - электрическая схема газотурбоионного двигателя, на фигуре 18 - схема понижающего редуктора газотурбоионного двигателя, на фигуре 19 - устройство центробежной муфты газстурбоионного двигателя, на фигуре 20 - устройство ядерной высоковольтной батареи. Самолет комбинированной схемы с газотурбоионным двигателем содержит фюзеляж, представляющий собой несущий корпус 1 с пилотским и пассажирским отделениями, в задней части которого установлены вертикальный стабилизатор 2 с рулем направления 3, горизонтальные стабилизаторы 4, 5 с рулями высоты 6, 7 и элеронами 8, 9. Руль направления и рули высоты посредством тросовой проводки (на чертежах не показано) соединены со штурвалом управления самолетом. Фюзеляж имеет верхнюю 10 и нижнюю 11 плоские гладкие площадки, параллельные друг другу. На верхней площадке установлены продольные ребра 12, образующие продольные горизонтальные волновые каналы 13. Ширина каждого канала равна радиусу окружности, образующей кривизну волны. Неполные волновые каналы по краям фюзеляжа заполнены фигурными профилями 14. В верхней части фюзеляжа на стойках 15 закреплено пластинчатое крыло 16, имеющее верхнюю и нижнюю гладкие поверхности. На верхней поверхности установлены ребра 17, образующие продольные горизонтальные волновые каналы 18. Ширина каждого волнового канала равна радиусу окружности, образующей кривизну волны. Неполные волновые каналы по краям пластинчатого крыла, заостренного опереди и сзади, заполнены фигурными профилями 19. На фигуре 9 расстояния, проходимые воздушными потоками по нижней и верхней поверхностям части пластинчатого крыла, обозначены точками 20, 21. В передней части фюзеляжа выполнен полукруглый отсек 22 для размещения переднего колеса 23 и установлен газотурбоионный двигатель 24, который посредством соединительной муфты 25 соединен с воздушным винтом изменяемого шага 26. Газотурбоионный двигатель электрически соединен с аккумулятором 27 и через коммутирующее устройство 28 с высоковольтным источником тока 29. В задней нижней части самолета размещены основные колеса 30. Газотурбоионный двигатель содержит корпуса 31, 32, 33, закрытые крышками 34, 35, 36, соединенные болтами между собой, внутри которых установлены газовые турбины 37, 38, 39, закрепленные на общем валу 40. К крайним корпусам прикреплены корпус 41 центробежной муфты, связанной с пусковым электродвигателем 42, подключенным к аккумулятору, и корпус 43 понижающего редуктора. Центробежная муфта содержит ведущий вал 44, соединенный с валом пускового электродвигателя, на котором закреплена вилка 45, на концах которой с возможностью продольного перемещения установлены грузики 46, 47 с колодками 48, 49. На общем валу установлен диск 50 с фрикционной накладкой. Понижающий редуктор содержит ведущую шестерню 51, входящую в зацепление с ведомой шестерней 52 привода генератора электрического тока 53, установленного на корпусе понижающего редуктора, и ведущую шестерню 54, также закрепленную на общем валу и входящую в зацепление с большой шестерней 55 каретки, закрепленной на водиле 56, установленном на валу 57 газотурбоионного двигателя. Малая шестерня 58 каретки входит в зацепление с неподвижной шестерней 59, закрепленной на корпусе понижающего редуктора. Впускной и выпускной каналы каждой из газовых турбин соединены между собой трубопроводами 60, 61, 62, снаружи которых установлены охладители 63, 64, 65 и штуцера с запорными кранами 66. Внутри каждого из трубопроводов размещены ионизатор газа, ускоряющая система и нейтрализатор. Ионизатор газа содержит цилиндр 67, внутрь которого вставлен источник электронов 68 в форме круглого стержня, соединенного с ускоряющей сеткой 69, подключенных к высоковольтному источнику тока. Там же установлены замедляющая сетка 70 и нейтрализатор 71 в форме сетки. Внутренние поверхности трубопроводов и лопасти газовых турбин, входящих в эти трубопроводы, покрыты изоляционным материалом. Снаружи на ионизаторе газа установлен соленоид 72. Все соленоиды соединены последовательно и подключены к источнику тока. Внутренние полости трубопроводов и газовых турбин заполнены водородом под давлением, который является рабочим телом газотурбоионного двигателя. Высоковольтный источник тока представляет собой три группы ядерных (изотопных) высоковольтных батарей, соединенных в группах последовательно, а между группами параллельно. Первая группа ядерных высоковольтных батарей 73-77. Вторая группа ядерных высоковольтных батарей 78-82. Третья группе ядерных высоковольтных батарей 83-87. Все ядерные высоковольтные батареи одинаковы по конструкции и каждая из них содержит корпус 88, внутрь которого вставлен эмиттер 89, являющийся носителем

Класс B64C27/22 комбинированные вертолеты, те летательные аппараты со свойствами самолета и вертолета, например винтокрыл
Класс B64D27/22 с ядерными установками
Класс F03H5/00 Способы и устройства для создания реактивной тяги, не отнесенные к другим группам