активирующая добавка для свинцовых аккумуляторов
Классы МПК: | H01M10/08 выбор материалов для электролитов H01M10/22 выбор материалов для электролитов |
Автор(ы): | Русин А.И., Клименкова И.А., Остапенко Е.И. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество закрытого типа "Электротяга" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-06-13 публикация патента:
27.11.2002 |
Изобретение относится к химическим источникам тока, в частности к свинцовым аккумуляторам. Активирующая добавка состоит из депассивирующей части и диспергатора, при этом соотношение депассиватора и диспергатора по массе составляет 1:1-1:0,1, а в качестве диспергатора взята, в частности, кальцинированная сода. Сочетание депассиватора и диспергатора обеспечивает быстрое растворение добавки в электролите, тем самым достигается попадание активирующей части добавки во внутрь блока электродов. В результате сокращается время начала эффективного восстановления засульфатированных электродов, обеспечивающее улучшение работоспособности батарей на холоду, особенно на стартерных режимах разряда. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Активирующая добавка для свинцовых аккумуляторов, состоящая из депассивирующей части и диспергатора, отличающаяся тем, что соотношение депассиватора и диспергатора по массе составляет 1: 11: 0,1. 2. Добавка по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве диспергатора взята кальцинированная сода.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к химическим источникам тока, в частности к свинцовым аккумуляторам. Известна активирующая добавка в электролит свинцовых аккумуляторов, предотвращающая сульфатацию электродных пластин, восстанавливающую емкость аккумуляторов. Такая добавка известна как модификатор "Чекос" ("Технические условия ТУ 2114-001-34908320-94"). Известен также выбранный в качестве прототипа десульфатирующий состав для свинцового аккумулятора (см. заявку Франции 2572854 "Несульфатирующиеся свинцовые аккумуляторы", МКИ Н 01 М 10/36, опубл. 09.05.86). В данном патенте электролит содержит сульфаты цинка и/или кадмия и добавки, регулирующие процесс электролиза, а именно, сульфаты щелочных металлов и следы переходных металлов и ртути. Общим недостатком вышеприведенных технических решений является то, что указанные добавки не позволяют снизить саморазряд и газовыделение, что весьма важно для эксплуатации аккумуляторов, особенно в закрытых помещениях. Как показали опыты, указанные добавки в электролит не обеспечивают эффективного процесса десульфатации свинцовых пластин во время эксплуатации аккумуляторов на холоду, особенно на стартерных режимах разряда, а также при хранении аккумуляторов в заряженном состоянии без обслуживания. Предлагаемым изобретением решается задача сокращения времени начала эффективного восстановления засульфатированных пластин. Для достижения этого технического результата предлагается активирующая добавка, состоящая из известной депассивирующей (десульфатирующей) части и диспергатора. Сочетание депассиватора и диспергатора обеспечивает быстрое растворение добавки в электролите, тем самым достигается попадание активирующей части добавки во внутрь блока электродов. В результате сокращается время начала эффективного восстановления засульфатированных электродов, обеспечивающее улучшение работоспособности батарей на холоду, особенно на стартерных режимах разряда. В качестве депассивирующей (десульфатирующей) части используется ионол (ГОСТ 10.894-76), в качестве диспергатора - кальцинированная сода. Указанный эффект достигается тем, что соотношение депассивирующей части добавки к диспергатору равно 1:1-1:0,1. Сущность изобретения поясняется следующими примерами. Пример 1. В электролит стартерных аккумуляторов после приведения их в рабочее состояние вводится ионол в количестве 1,5 г/л и кальцинированная сода в количестве 0,5 г/л. При разряде аккумуляторов при -30oС после введения добавки среднее разрядное напряжение увеличивается на 0,05 В, что повышает пусковую мощность аккумуляторов. Пример 2. После приведения стационарных аккумуляторов в действие и введения добавки при соотношении депассиватора и диспергатора 1:0,1 падение плотности электролита (см. чертеж), характеризующее степень сульфатации, при длительном хранении аккумуляторов в заряженном состоянии замедляется, что позволяет хранить аккумуляторы в постоянной готовности без дополнительного обслуживания более длительное время.Класс H01M10/08 выбор материалов для электролитов
Класс H01M10/22 выбор материалов для электролитов