дизельное топливо
Классы МПК: | C10L1/08 для воспламенения от сжатия C10L1/18 содержащие кислород |
Автор(ы): | Булкатов А.Н., Капустин В.М., Митусова Т.Н., Мкртычев А.А., Ткачев И.И., Рудяк К.Б. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-12-29 публикация патента:
27.05.2003 |
Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно, к дизельному топливу, предназначенному для использования в быстроходных дизелях в зимних условиях и в условиях Крайнего Севера. Дизельное топливо содержит смесь прямогонной нефтяной фракции, выкипающей в интервале 110-140oС и прямогонной нефтяной фракции, выкипающей в интервале 200-360oС, взятых в соотношении 2: 1-6: 1 соответственно, и сополимерную присадку. В качестве присадки дизельное топливо содержит сополимер этилена, винилацетата и алкилметакрилата в количестве 0,005-0,05 мас.%. Предлагаемое дизельное топливо обладает улучшенной стабильностью при длительном хранении в условиях низких температур. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Дизельное топливо на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, содержащее сополимерную присадку, отличающееся тем, что в качестве основы оно содержит смесь прямогонной нефтяной фракции, выкипающей в интервале 110-240oС, и прямогонной нефтяной фракции, выкипающей в интервале 200-360oС, взятых в соотношении 2: 1-6: 1 соответственно. 2. Дизельное топливо по п. 1, отличающееся тем, что в качестве присадки оно содержит сополимер этилена, винилацетата и алкилметакрилата в количестве 0,005-0,05 мас. %.Описание изобретения к патенту
Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно, к дизельному топливу, предназначенному для использования в быстроходных дизелях в зимнее время, а также в условиях Крайнего Севера. Известно, что для улучшения реологических свойств дистиллятных дизельных топлив при низких температурах в их составах содержатся депрессорные сополимерные присадки. Так, например, известно дизельное топливо на основе фракции прямой перегонки нефти, выкипающей в интервале 150-450oС, которое в своем составе содержит присадку, представляющую сополимер этилена, винилового эфира насыщенной карбоновой кислоты и/или алкилового эфира этиленовой ненасыщенной карбоновой кислоты. (Заявка Японии 58-40391, С 10 L 1/18, 1983 г.)Известно также дизельное топливо на основе дистиллятной фракции, выкипающей в интервале 120-400oС, содержащее 0,001-1 маc.% присадки, представляющей собой сополимер этилена, винилацетата и алифатического диэфира фумаровой кислоты. (Патент США 3660057, С 10 L 1/18, 1972 г.
Однако известные составы дизельных топлив характеризуются неудовлетворительными эксплуатационными свойствами, вследствие повышенной дымности отработавших газов и высоких значений температуры помутнения, которые не удовлетворяют требованиям к применению топлив в условиях низких температур. Наиболее близким к заявляемому техническому решению является дизельное топливо на основе среднедистиллятной нефтяной фракции, выкипающей в интервале 175-360oС, содержащей 0,005-5 маc.% присадки, представляющей сополимер этилена с винилацетатом или метилметакрилатом. (Заявка Японии 58-134188, С 10 L 1/16, 1983 г.)
Недостатком этого дизельного топлива, как и описанных выше, является его недостаточная стабильность при длительном хранении в условиях низких температур, что значительно снижает его эффективность и потребительские свойства при использовании в зимних условиях и в условиях Крайнего Севера. Задачей настоящего изобретения является повышение стабильности дизельного топлива при длительном хранении при низких температурах. Для решения поставленной задачи предлагается дизельное топливо на основе смеси прямогонной нефтяной фракции, выкипающей в интервале 110-240oС, и прямогонной нефтяной фракции, выкипающей в интервале 200-360oС, взятых в соотношении 2:1-6:1 соответственно, содержащее сополимерную присадку. Причем в качестве присадки дизельное топливо содержит сополимер этилена, винилацетата и алкилметакрилата в количестве 0,005-0,05 мас.%. Отличием заявляемого технического решения является использование в качестве основы дизельного топлива смеси узких среднедистиллятных нефтяных фракций, взятых в определенном соотношении. Подобранное соотношение указанных фракций в сочетании с сополимерной присадкой обеспечивает получение дизельного топлива, которое отличается устойчивой стабильностью при холодном хранении при температурах ниже температуры помутнения дизельного топлива. Способ получения предлагаемого топлива заключается в прямой перегонке нефти или газового конденсата при поддерживании оптимального соотношения указанных фракций за счет различного отбора от потенциала топлива реактивного с последующим приготовлением дизельного топлива требуемого качества. Указанным способом было приготовлено 4 образца предлагаемого дизельного топлива. Для приготовления образцов дизельного топлива были использованы прямогонные среднедистиллятные фракции, имеющие характеристики, представленные в табл. 1. В качестве сополимерной присадки в образцы вводили присадку Dodiflow 4741, однако, могут быть использованы и другие сополимерные присадки аналогичного типа, например присадки серии Keroflux и др. Состав образцов дизельного топлива и результаты оценки низкотемпературных свойств и испытаний по методу холодного хранения комплекса методов квалификационной оценки топлив для быстроходных дизелей приведены в табл. 2. Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что предлагаемое дизельное топливо характеризуется высокой седиментационной устойчивостью при холодном хранении (при температуре на 5oС ниже температуры помутнения базового дизельного топлива она равна 92-100% при норме: не менее 80%).
Класс C10L1/08 для воспламенения от сжатия
Класс C10L1/18 содержащие кислород