способ посадки летательного аппарата
Классы МПК: | B64C13/18 с автопилотом B64F1/18 оптические или акустические средства обеспечения посадки G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов |
Автор(ы): | Алексеев Ю.Я., Дрогалин В.В., Канащенков А.И., Меркулов В.И., Рогов В.Я., Самарин О.Ф., Францев В.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Корпорация "Фазотрон - Научно-исследовательский институт радиостроения" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-09-16 публикация патента:
27.10.2003 |
Изобретение относится к системам посадки летательных аппаратов (ЛА). Взлетно-посадочную полосу (ВПП) оснащают четырьмя ориентирами, установленными на продольной и поперечной осях ВПП. Информацию о координатах ориентиров, значения курсового угла ВПП передают на ЛА. С ЛА проводят радиолокационный обзор земной поверхности и по сигналам от ориентиров определяют расстояния от этих ориентиров до ЛА. Основываясь на этих данных, вычисляют курс ЛА, углы крена и тангажа, значение вертикальной скорости ЛА. В результате формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Изобретение направлено на повышение уровня безопасности полетов. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Способ посадки летательного аппарата (ЛА), заключающийся в том, что взлетно-посадочную полосу (ВПП) оснащают четырьмя наземными ориентирами (НО), например пассивными радиолокационными уголковыми отражателями или маяками-ответчиками, которые размещают на продольной и поперечной осях симметрии ВПП по ее краям, при этом считают, что НО, наиболее удаленный от заходящего на посадку ЛА, является первым HO1, самый близкий к ЛА - вторым НО2, наблюдаемый с ЛА слева от ВПП - третьим НО3, наблюдаемый с ЛА справа от ВПП - четвертым НO4, причем, если в указанные места по каким либо причинам установить указанные НО невозможно, то их размещают вблизи этих мест, измеряют расстояния Zиi, где








вычисляют угол


и угол


вычисляют скорости изменения координат ЛА






по вычисленным значениям





Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к системам посадки (СП) летательных аппаратов (ЛА), в частности, к бортовым автономным СП ЛА в сложных метеоусловиях (СМУ) в любое время суток на необорудованные в радиотехническом отношении взлетно-посадочные полосы (ВПП), в том числе ровные участки дорог и земной поверхности. Известны [1, с. 244-247; 2, с.96-103, 108-115, 187-190; 3, с.306-311, 314-318; 4, с.305-311, 339-345] радиомаячные СП ЛА метрового и сантиметрового диапазонов, состоящие из наземного и бортового радиотехнического оборудования в виде курсового, глиссадного, маркерных, азимутального, угломестного, дальномерного радиомаяков и соответствующих радиоприемников на борту ЛА; радиолокационные СП, состоящие из наземного посадочного радиолокатора и средств связи оператора с летчиком; упрощенные СП с наземным оборудованием в виде приводных радиостанций, маркерных радиомаяков, радиопеленгатора и бортового оборудования, используемого в радиомаячных СП. Однако указанные СП обладают рядом существенных недостатков: невозможность быстрого оперативного развертывания таких СП на временных ВПП, ровных участках дорог и земной поверхности из-за большой массы, габаритов и сложности оборудования, отсутствие возможности измерения дальности между ЛА и ВПП для радиомаячных СП метрового диапазона длин волн и др. Известны также способы посадки ЛА на необорудованный радиотехническими системами аэродром с помощью системы наземных ориентиров (НО) в виде пластин [5] или сигнальных фонарей, расположенных вблизи ВПП [3, с. 355-357]. Однако существенным недостатком таких СП является необходимость визуального наблюдения летчиком НО, что в СМУ часто бывает невозможным. Из известных технических решений наиболее близким (прототипом) является способ автономного формирования посадочной информации для ЛА и устройство для его осуществления [6], предназначенный для посадки ЛА в условиях малой видимости на ВПП, необорудованную радиотехническими средствами посадки. Способ предусматривает выполнение следующих действий. При заходе ЛА на посадку производят радиолокационный обзор подстилающей поверхности земли с помощью бортовой радиолокационной станции (БРЛС) с целью обнаружения ВПП и получения ее изображения на экране индикатора. Визуально определяют боковое отклонение ЛА от глиссады в горизонтальной плоскости по отклонению оси симметрии изображения ВПП на экране индикатора относительно оси симметрии экрана индикатора и измеряют дальность до подстилающей поверхности в направлении линии визирования антенны, установленной под углом места, равном углу наклона глиссады к плоскости горизонта. Определяют отклонение ЛА от глиссады в вертикальной плоскости по отклонению по дальности изображения на экране индикатора начала ВПП относительно дальности до подстилающей поверхности в направлении линии визирования. Для определения ошибки управления ЛА по курсу вычисляют разность текущего курса ЛА и заданного посадочного курсового угла ВПП. Величину и знак указанной ошибки отображают на экране индикатора. При управлении ЛА в процессе захода его на посадку, снижения и посадки совмещают метку нулевого положения антенны по азимуту с меткой продольной оси ЛА и осью симметрии изображения ВПП. Недостатками прототипа являются: ограниченная дальность действия и низкая точность измерения дальности до начала ВПП из-за малой эффективной площади рассеяния (ЭПР) ВПП и земной поверхности при близком к нулю угле наклона диаграммы направленности антенны БРЛС относительно горизонта, большие ошибки измерения отклонения ЛА от глиссады в горизонтальной и вертикальной плоскостях, поскольку их оценка осуществляется летчиком визуально и без учета скорости отклонения ЛА от глиссады. Таким образом, задачей изобретения является увеличение дальности действия системы посадки, повышение точности измерения отклонения ЛА от глиссады, обеспечение измерений скоростей отклонения ЛА от глиссады в горизонтальной и вертикальной плоскостях и формирование сигналов управления ЛА, обеспечивающих высокую точность выдерживания им заданной траектории посадки и, тем самым, безопасность посадки в СМУ на необорудованную радиотехническими системами посадки ВПП. Поставленная задача достигается тем, что ВПП оснащают четырьмя НО, например, пассивными радиолокационными уголковыми отражателями [7] или маяками-ответчиками [4, с.342-344]. НО размещают (см. фиг.1) на продольной и поперечной осях симметрии ВПП у ее краев, причем считают, что НО, наиболее удаленный от заходящего на посадку ЛА, является первым (HO1), самый близкий к ЛА - вторым (НO2), наблюдаемый с ЛА слева от ВПП - третьим (НО3), наблюдаемый с ЛА справа от ВПП - четвертым (НO4). Если в указанные места по каким-либо причинам установить НО невозможно, то их размещают вблизи этих мест. Измеряют расстояния zиi, где
хi=xиi+l/2
местоположения НОi относительно Оцнвпп - центра начала ВПП.Значения координат x1 и z1= zи1 HO1, x2 и z2=zи2 НО2, х3 и x3=zи3 НО3, x4 и x4=zи4 HO4, а также значения курсового угла ВПП






По измеренным значениям дальностей Д1, Д3, Д4 и запомненным значениям координат НО x1, z1, х3, z3, x4, z4 вычисляют координаты ЛА Хла и zла относительно центра начала ВВП в горизонтальной плоскости по формулам


Вычисляют


и


Вычисляют скорости изменения координат ЛА






По вычисленным значениям










1, 2, 3, 4- наземные ориентиры HO1, HO2, НО3, НO4 соответственно;
5 - передающее устройство БРЛС;
6 - антенная система БРЛС;
7 - приемное устройство БРЛС;
8 - измеритель дальности и скорости сближения БРЛС;
9 - вычислитель, в состав которого входит запоминающее устройство (ЗУ);
10 - система автоматического управления (САУ) ЛА;
11 - система курсовертикали и воздушных сигналов ЛА;
12 - радиовысотомер;
13 - средство связи (любая связная радиостанция или система передачи данных);
14 - ЛА. Пассивные радиолокационные уголковые отражатели или маяки-ответчики, используемые в качестве НО, 1, 2, 3, 4 создают узконаправленное излучение радиолокационного сигнала максимальной интенсивности в направлении на источник облучения, перемещающийся в широком телесном угле [7; 4, с. 342-344]. На принципы построения и функциоинирования БРЛС, передающего устройства БРЛС 5, антенной системы БРЛС 6, приемного устройства БРЛС 7, измерителя дальности и скорости сближения БРЛС 8, а также вычислителя 9, САУ ЛА 10, системы курсовертикали и воздушных сигналов ЛА 11, радиовысотомера 12, средств связи 13 заявляемый способ не накладывает никаких ограничений, они подробно описаны в литературе [1, с. 59, 81-88, 319, 336-337; 8, с. 35, 36, 64-70, 158-167]. Система посадки ЛА на необорудованную в радиотехническом отношении ВПП с реализованным в ней заявляемым способом работает следующим образом. ВПП оснащают четырьмя НО: HO1, НО2, НО3 и НO4. Координаты всех НО х1, z1, х2, z2, х3, z3, х4, z4 относительно центра начала ВПП, а также значения курсового угла ВПП

















1. Боднер В.А. Системы управления летательными аппаратами. - М.: Машиностроение, 1973. 2. Бородин В.Т., Рыльский Г.И. Управление полетом самолетов и вертолетов. - М.: Машиностроение, 1972. 3. Духон Ю.И., Ильинский Н.Н. Средства управления летательными аппаратами. - М.: Воениздат, 1972. 4. Сафронов Н.А. Радиооборудование самолетов. - М: Машиностроение, 1993. 5. Лаврушко В.Н., Лопухов А.Н. Способ захода на посадку летательных аппаратов и система его обеспечения. Патент RU 2156720 С1, 24.12.1999. 6. Артемов В. Т. Способ автономного формирования посадочной информации для летательного аппарата и устройство для его осуществления. Патент SU 1836642 A3, 08.04.1991. 7. Артемов В.Т., Горин И.И. Система для посадки воздушных судов в условиях слабой освещенности и устройство для его реализации. Патент RU 2153443 С2, 28.04.1997. 8. Антипов В. Н., Исаев С.А., Лавров А.А., Меркулов В.И. Многофункциональные радиолокационные комплексы истребителей. - М.: Воениздат, 1994. 9. Меркулов В.И., Перов А.И., Саблин В.Н. и др. Радиолокационные измерители дальности и скорости / Под ред. В.Н. Саблина. - М.: Радио и связь, 1999. 10. Максимов М.В., Горгонов Г.И. Радиоэлектронные системы самонаведения. - М.: Радио и связь, 1982.
Класс B64F1/18 оптические или акустические средства обеспечения посадки
Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов