способ управления электромагнитным подвесом ротора и устройство для его осуществления
Классы МПК: | H02K7/09 с использованием магнитных подшипников H02K29/06 с датчиками положения G05B11/26 в которых выходной сигнал является серией электрических импульсов |
Автор(ы): | Илендеев А.Г., Стариков А.В., Стариков В.А. |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-01-08 публикация патента:
27.10.2003 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных механизмах на электромагнитных опорах. Технический результат - повышение надежности в работе при аварийных ситуациях и снижение требования к страховочным подшипникам электромагнитного подвеса ротора. Способ управления электромагнитным подвесом ротора заключается в том, что по каждому каналу управления измеряют отклонение ротора от требуемого положения, в функции измеренного отклонения формируют сигналы управления электромагнитами. В случае выхода из строя датчиков положения ротора или регуляторов на входы силовых преобразователей каждого канала управления, компенсирующего силу веса ротора, подают сигнал, обеспечивающий разгрузку страховочных подшипников в аварийном режиме. После полной остановки ротора производят отключение силовых преобразователей электромагнитного подвеса. Устройство управления электромагнитным подвесом ротора в каждом канале управления содержит датчик положения ротора, блок регуляторов отклонения, коммутатор, силовой преобразователь, два электромагнита, блок диагностики аварийного состояния, блок управления коммутатором, блок задания параметров аварийного отключения. 2 с.п.ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Способ управления электромагнитным подвесом ротора, заключающийся в том, что по каждому каналу управления измеряют отклонение ротора от требуемого положения, в функции измеренного отклонения формируют сигналы управления электромагнитами, отличающийся тем, что в случае выхода из строя датчиков положения ротора или регуляторов на входы силовых преобразователей каждого канала управления, компенсирующего силу веса ротора, подают сигнал
где Gi - часть веса ротора, приходящаяся на i-й канал управления;
КF - коэффициент передачи, характеризующий изменение силы, действующей на ротор, при его отклонении от центрального положения;

Fi - составляющая силы поджатия к нижней опорной поверхности страховочного подшипника;
КШИМ - коэффициент передачи широтно-импульсного модулятора силового преобразователя;
КЭМ - коэффициент передачи, связывающий силу, действующую на ротор со стороны электромагнитов при его центральном положении, с соотношением токов в электромагнитах,
обеспечивающий разгрузку страховочных подшипников в аварийном режиме, причем после полной остановки ротора производят отключение силовых преобразователей электромагнитного подвеса. 2. Устройство управления электромагнитным подвесом ротора, каждый канал которого содержит датчик положения ротора, блок регуляторов отклонения, силовой преобразователь, два электромагнита, блок диагностики аварийного состояния, причем выход датчика положения ротора соединен с входом блока регуляторов отклонения и первым входом блока диагностики аварийного состояния, выход блока регуляторов отклонения соединен с вторым входом блока диагностики аварийного состояния, обмотки электромагнитов подключены к выходу силового преобразователя, отличающееся тем, что оно снабжено коммутатором, блоком управления коммутатором, блоком задания параметров аварийного отключения, причем выход блока регуляторов положения соединен с первым входом коммутатора, выход которого соединен с входом силового преобразователя, выход блока задания параметров аварийного отключения соединен со вторым входом коммутатора, выход блока диагностики аварийного состояния соединен с входом блока управления коммутатором, выход которого соединен с третьим входом коммутатора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных механизмах на электромагнитных опорах. Наиболее близким по технической сущности является механизм с магнитным подвесом ротора (см. а. с. СССР 1569932, опубл. в БИ 21, 1990 г.), в котором реализован способ управления, заключающийся в том, что по каждому каналу управления измеряется отклонение ротора от требуемого положения, в функции измеренного отклонения формируются сигналы управления электромагнитами, а в случае выхода из строя регуляторов одного из каналов или их связей переходят на резервный канал управления, при этом во время перехода подают максимальный сигнал на регулятор осевого электромагнитного подшипника, что приводит к смещению ротора в осевом направлении и его центрированию по специально выполненным конусным поверхностям кольца и страховочным шарикоподшипникам. Устройство управления электромагнитным подвесом ротора в этом случае содержит четыре канала управления радиальными магнитными подшипниками, каждый из которых содержит датчик положения ротора, регулятор тока и два электромагнита. Кроме этого, устройство управления содержит осевой магнитный подшипник, содержащий датчик положения, сумматор, регулятор тока и два электромагнита. Устройство снабжено также нормирующим преобразователем, а механизм содержит два страховочных подшипниковых узла, каждый из которых содержит подшипник с внутренней конусной поверхностью, закрепленный в корпусе, и кольцо с конусной наружной поверхностью, закрепленное на роторе. Недостатком наиболее близких способа и устройства управления электромагнитным подвесом ротора является то, что в случае выхода из строя резервных каналов управления весь выбег ротора будет происходить на страховочных подшипниках, причем к последним будет прикладываться полная сила веса ротора, а в случае применения электромагнитного подвеса в электродвигателях еще и силы магнитного притяжения. Кроме того, способ и устройство, взятые за прототип, не могут функционировать в случае выхода из строя собственно датчиков положения ротора, когда положение ротора по какой-либо координате не определено. Сущность изобретения состоит в том, что в способе управления электромагнитным подвесом ротора, заключающемся в том, что по каждому каналу управления измеряют отклонение ротора от требуемого положения, в функции измеренного отклонения формируют сигналы управления электромагнитами, в случае выхода из строя датчиков положения ротора или регуляторов на входы силовых преобразователей каждого канала управления, компенсирующего силу веса ротора, подают сигнал
обеспечивающий разгрузку страховочных подшипников в аварийном режиме, причем после полной остановки ротора производят отключение силовых преобразователей электромагнитного подвеса. Устройство управления электромагнитным подвесом ротора, каждый канал которого содержит датчик положения ротора, блок регуляторов отклонения, силовой преобразователь, два электромагнита, блок диагностики аварийного состояния, причем выход датчика положения ротора соединен с входом блока регуляторов отклонения и первым входом блока диагностики аварийного состояния, выход блока регуляторов отклонения соединен со вторым входом блока диагностики аварийного состояния, обмотки электромагнитов подключены к выходу силового преобразователя, снабжено коммутатором, блоком управления коммутатором, блоком задания параметров аварийного отключения, причем выход блока регуляторов положения соединен с первым входом коммутатора, выход которого соединен с входом силового преобразователя, выход блока задания параметров аварийного отключения соединен со вторым входом коммутатора, выход блока диагностики аварийного состояния соединен с входом блока управления коммутатором, выход которого соединен с третьим входом коммутатора. Существенные отличия находят свое выражение в новой совокупности действий для способа и новой совокупности связей между элементами устройства. Указанные совокупности действий и связей позволяют повысить надежность работы агрегата с электромагнитным подвесом ротора в аварийных ситуациях, вызванных отказом работы датчиков положения ротора или регуляторов. Кроме того, применение предлагаемых способа и устройства позволяют снизить требования к страховочным подшипникам электромагнитного подвеса ротора. На фиг.1 приведена структурная схема процесса перемещения ротора в поле электромагнитов как объекта управления; на фиг.2 представлена функциональная схема каждого канала системы управления электромагнитным подвесом ротора; на фиг. 3 изображено подключение обмоток электромагнитов к силовому преобразователю; на фиг.4 представлена функциональная схема блока диагностики аварийного состояния. Способ управления электромагнитным подвесом ротора осуществляется следующим образом. В штатном режиме работы с помощью датчиков положения по каждому каналу управления измеряют отклонение ротора от требуемого положения. В функции измеренного отклонения формируют сигналы управления электромагнитами таким образом, чтобы свести отклонение к нулю. За счет этого ротор удерживается в требуемом (центральном) положении. В случае выхода из строя датчиков положения или регуляторов хотя бы в одном из каналов управления осуществляют отключение электромагнитного подвеса и остановку агрегата с выбегом на страховочных подшипниках. При этом с целью разгрузки страховочных подшипников на входы силовых преобразователей каждого канала управления, компенсирующего силу веса ротора, подают сигнал Ni, обеспечивающий разгрузку страховочных подшипников в аварийном режиме, и поддерживают его до полной остановки ротора. При этом обеспечивается поджатие к нижней опорной поверхности страховочного подшипника с некоторой заранее определенной силой Fi, меньшей, чем составляющая силы веса ротора. Здесь Fi и Ni - составляющая силы и сигнал на входе силового преобразователя i-го канала управления соответственно. Значение сигнала Ni на входе каждого канала может быть определено, например, из следующего представления процессов, протекающих при перемещении ротора в поле электромагнитов и изображенных в виде структурной схемы (фиг. 1). На структурной схеме, например, канала управления по координате х приняты следующие обозначения: kшим - коэффициент передачи широтно-импульсного модулятора силового преобразователя; U - напряжение питания транзисторного моста силового преобразователя; Тэ - постоянная времени электрической цепи обмоток электромагнитов; kэм - коэффициент передачи, связывающий силу, действующую на ротор со стороны электромагнитов при его центральном положении с соотношением токов в электромагнитах; kF - коэффициент передачи, характеризующий изменение силы, действующей на ротор, при его отклонении от центрального положения; m - доля массы ротора, приходящаяся на канал х; E - коэффициент передачи, характеризующий приращение наводимой в обмотках электромагнитов ЭДС со скоростью перемещения ротора в магнитном поле; Fвх - внешняя сила, действующая по оси х; р - комплексная переменная или оператор дифференцирования. При разработке структурной схемы принят такой закон коммутации транзисторов моста силового преобразователя, что увеличение напряжение на одной из обмоток приводит к такому же уменьшению напряжения на другой. В соответствии со структурной схемой при равенстве нулю внешней силы Fвх для обеспечения силы Fi поджатая к страховочному подшипнику необходимо подать на вход i-го силового преобразователя сигнал

где Gi - часть веса ротора, приходящаяся на i-й канал управления;

Класс H02K7/09 с использованием магнитных подшипников
Класс H02K29/06 с датчиками положения
Класс G05B11/26 в которых выходной сигнал является серией электрических импульсов
цифровой регулятор для системы управления электромагнитным подвесом ротора - патент 2433443 (10.11.2011) | ![]() |
релейный регулятор - патент 2422870 (27.06.2011) | ![]() |
способ формирования управляющего сигнала в релейных системах с зоной нечувствительности и зоной непрерывного управления и релейный регулятор для его реализации - патент 2413965 (10.03.2011) | ![]() |
релейный регулятор - патент 2409824 (20.01.2011) | ![]() |
релейный регулятор - патент 2408914 (10.01.2011) | ![]() |
релейный регулятор - патент 2408046 (27.12.2010) | ![]() |
релейный регулятор - патент 2408045 (27.12.2010) | ![]() |
цифровой электропривод - патент 2404449 (20.11.2010) | ![]() |
релейный регулятор - патент 2401449 (10.10.2010) | |
релейный регулятор - патент 2342690 (27.12.2008) | ![]() |