способ определения запаса топлива на летательном аппарате
Классы МПК: | G01F9/02 путем сопоставления со скоростью транспортного средства G01F23/00 Индикация или измерение уровня жидких, газообразных или сыпучих тел, например индикация изменения объема, индикация с помощью сигнальных устройств G01F15/02 для компенсации или коррекции изменений давления, плотности или температуры B64D37/00 Устройства, связанные с подачей топлива к силовой установке |
Автор(ы): | Грибов Д.И. (RU), Литвинов Г.А. (RU), Розин В.Ю. (RU), Шварцман М.Д. (RU), Якушев С.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "ОКБ Сухого" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-11-10 публикация патента:
20.08.2004 |
В полете определяют запас топлива в контрольный момент времени, затем определяют текущий расход топлива и вычисляют количество израсходованного топлива от контрольного до текущего момента, разность между запасом топлива в контрольный момент и количеством израсходованного топлива отображают средствами индикации. Текущий расход топлива определяют по измеряемым параметрам полета и параметрам работы силовой установки с использованием предварительно подготовленного массива зависимости расхода топлива от значений этих параметров, при необходимости осуществляя интерполяцию. Запас топлива корректируют по установленным в топливных баках летательного аппарата (ЛА) реперным датчикам уровня. В качестве параметров полета используют скорость, высоту полета и отклонение температуры наружного воздуха от температуры на измеренной высоте полета по международной стандартной атмосфере. В качестве измеряемого параметра работы силовой установки используют крутящий момент на валу двигателя, или число оборотов ротора или винта, или температуру газов за турбиной двигателя, а также значения отбора мощности от двигателя и отбора воздуха на нужды ЛА. Изобретение позволяет снизить вес средств измерения запаса топлива и повысить надежность. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Способ определения запаса топлива на летательном аппарате (ЛА), согласно которому определяют запас топлива в контрольный момент времени и в следующие за контрольным моменты времени полета определяют текущий расход топлива в единицу времени, вычисляют количество израсходованного топлива как интеграл текущего расхода топлива в единицу времени от контрольного момента времени до текущего момента времени, определяют запас топлива в текущий момент времени как разность между значением запаса топлива в контрольный момент времени и вычисленным количеством израсходованного топлива и отображают запас топлива с помощью средств индикации, отличающийся тем, что в упомянутые следующие за контрольным моменты времени измеряют текущие параметры полета и параметры работы силовой установки ЛА и по ним определяют текущий расход топлива в единицу времени с использованием предварительно подготовленного массива, элементы которого представляют собой значения расхода топлива в единицу времени для наборов узловых значений параметров полета и параметров работы силовой установки ЛА, осуществляя интерполяцию, если измеренные значения параметров отличаются от узловых значений.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что показания запаса топлива корректируют по сигналам установленных в топливных баках реперных дискретных датчиков уровня топлива, при этом в качестве контрольного момента времени поочередно принимают момент достижения уровнем топлива уровня установки реперного датчика.3. Способ по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что в качестве измеряемых параметров полета используют скорость ЛА, высоту полета и отклонение температуры наружного воздуха от температуры на измеренной высоте полета по международной стандартной атмосфере.4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что в качестве измеряемого параметра работы силовой установки используют один из следующих параметров: крутящий момент на валу двигателя, или число оборотов ротора двигателя, или число оборотов винта (для турбовинтового двигателя), или температуру газов за турбиной двигателя.5. Способ по п.4, отличающийся тем, что в качестве измеряемых параметров работы силовой установки дополнительно используют значение величины отбора мощности от двигателя на нужды ЛА и значение величины отбора воздуха на нужды ЛА.6. Способ по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что параллельно определяют запас топлива другим способом, в процессе полета летательного аппарата отслеживают работоспособность аппаратуры, реализующей другой способ, и фиксируют ее показания, в качестве контрольного момента времени используют момент отказа упомянутой аппаратуры, а запас топлива в контрольный момент времени определяют по ее показаниям перед моментом отказа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиации, в частности, к способам определения запаса топлива на борту летательного аппарата (ЛА). Преимущественной областью применения является дальнемагистральная авиация, в особенности гражданская. Предлагаемый способ может использоваться как в качестве основного, так и в качестве резервного.Известны требования, предъявляемые нормами летной годности (НЛГС), авиационными правилами (АП) к надежности летательных аппаратов (ЛА) и их систем. К числу систем, к которым предъявляются жесткие требования безотказности, относятся и самолетные системы измерения запаса топлива на борту.В настоящее время количество топлива на борту определяют с помощью следующих способов (Демотенко Н.Т., Кравец А.С. и др. Авиационные силовые установки. Системы и устройства. - М.: Транспорт, 1976, стр.178-180; Лещинер Л.Б., Ульянов И.Е. Проектирование топливных систем самолетов. - М.: Машиностроение, 1975, стр.225-229):1. Измерением уровня топлива в баке с последующим вычислением запаса топлива на основании градуировочной характеристики бака (зависимости объема топлива в баке от его уровня). Топливомерные системы, предназначенные для реализации этого способа, включают в себя устанавливаемые в топливных баках датчики уровня топлива, блок обработки и преобразования идущих от датчиков сигналов и индикатор. Датчики могут быть различного типа: поплавковые (потенциометрические), электроемкостные, ультразвуковые и т.д. Недостатком этого способа является зависимость точности определения от положения ЛА в пространстве, от правильности установки датчиков, от их количества в измеряемом объеме.2. Измерением расхода топлива, вытекающего из баков и поступающего в двигатели, с последующим вычислением запаса как разницы между количеством заправленного в бак топлива и количеством израсходованного топлива. Расходомерные системы включают в себя датчики расхода, устанавливаемые в топливных магистралях, блок преобразования и индикатор. Недостатком такого способа является накопление ошибки измерения в процессе полета.Общим недостатком известных способов является значительный вес (до 1% веса топлива) топливомерных и расходомерных систем, реализующих эти способы, что увеличивает вес самолета и ухудшает его летные характеристики.Кроме того, основным недостатком таких систем является недостаточная надежность, не отвечающая современным требованиям по безотказности (АП и НЛГС). Для обеспечения требований по надежности необходимо резервировать каналы топливоизмерения или устанавливать на самолет две независимые системы определения запаса топлива (как правило, одну топливомерную и одну расходомерную - см.: Демотенко Н.Т., Кравец А.С. и др. Авиационные силовые установки. Системы и устройства. - М.: Транспорт, 1976, стр.180). При этом резервирование систем не удовлетворяет требованиям авиационных правил, если их аппаратура преобразования объединена (с целью уменьшения веса) в единый комплекс.В то же время современные самолеты оборудованы независимыми от средств измерения запаса топлива вычислительными системами, обрабатывающими сигналы многочисленных приборов аэронавигации и способными прогнозировать условия полета.Наиболее близким к изобретению является способ, реализованный в системе управления и измерения запаса топлива самолета ИЛ-114 (см.: ИЛ-114. Руководство по технической эксплуатации. Раздел 28. Топливная система. Подраздел 28.40.00. Приборы и устройства контроля. Описание и работа.). Система состоит из трех частей (там же, стр.7):- измерительной, включающей топливомерные датчики, датчик плотности, блок топливомера и индикаторы,- вычислительной, включающей блок электронных преобразований,- автоматической, состоящей из датчиков-сигнализаторов.В процессе работы системы осуществляется непрерывное непосредственное измерение массы топлива в баках с помощью топливомерных датчиков, которые осуществляют преобразование уровня топлива в баках в электрическую емкость, пропорциональную запасу топлива. Одновременно непрерывно измеряется текущий расход топлива с помощью датчиков расхода с последующим определением суммарного остатка топлива на самолете. Система осуществляет контроль и за другими параметрами процесса расхода топлива, а определяемые ею параметры отображаются на индикаторах. Для повышения надежности в системе предусмотрено резервирование аппаратуры.Недостатком этой комплексной системы является значительный общий вес ее компонентов.Задачей изобретения является снижение веса технических средств, устанавливаемых на ЛА специально для целей определения запаса топлива, и повышение надежности работы используемых для этого технических средств.Задача решается с помощью способа определения запаса топлива на летательном аппарате (ЛА), согласно которому определяют запас топлива в контрольный момент времени и в следующие за контрольным моменты времени полета определяют текущий расход топлива в единицу времени, вычисляют количество израсходованного топлива как интеграл текущего расхода топлива в единицу времени от контрольного момента времени до текущего момента времени, определяют запас топлива в текущий момент времени как разность между значением запаса топлива в контрольный момент времени и вычисленным количеством израсходованного топлива и отображают запас топлива с помощью средств индикации, который отличается тем, что в упомянутые следующие за контрольным моменты времени измеряют текущие параметры полета и параметры работы силовой установки ЛА и по ним определяют текущий расход топлива в единицу времени с использованием предварительно подготовленного массива, элементы которого представляют собой значения расхода топлива в единицу времени для наборов узловых значений параметров полета и параметров работы силовой установки ЛА, осуществляя интерполяцию, если измеренные значения параметров отличаются от узловых значений.Для устранения накопленной в процессе определения запаса топлива ошибки, вызванной невозможностью учета всех параметров, влияющих на расход топлива, показания запаса топлива корректируют по сигналам установленных в топливных баках реперных дискретных датчиков уровня топлива, при этом в качестве контрольного момента времени поочередно принимают момент достижения уровнем топлива уровня установки реперного датчика.В качестве измеряемых параметров полета используют скорость ЛА, высоту полета и отклонение температуры наружного воздуха от температуры на измеренной высоте полета по международной стандартной атмосфере.В качестве измеряемого параметра работы силовой установки используют один из следующих параметров: крутящий момент на валу двигателя, или число оборотов ротора двигателя, или число оборотов винта (для турбовинтового двигателя), или температуру газов за турбиной двигателя.В качестве измеряемых параметров работы силовой установки дополнительно используют значение величины отбора мощности от двигателя на нужды ЛА и значение величины отбора воздуха на нужды ЛА.Способ может быть реализован параллельно с определением запаса топлива другим способом. В этом случае в процессе полета параллельно определяют запас топлива другим способом, в процессе полета летательного аппарата отслеживают работоспособность аппаратуры, реализующей другой способ, и фиксируют ее показания, в качестве контрольного момента времени используют момент отказа упомянутой аппаратуры, а запас топлива в контрольный момент определяют по ее показаниям перед моментом отказа.Предлагаемое изобретение позволяет:1. за счет использования достижений современной вычислительной техники реализовать новый принцип определения запаса топлива, заключающийся в том, что текущий расход топлива вычисляется в режиме реального времени по введенному в вычислитель массиву, элементы которого представляют собой значения расхода топлива в единицу времени для наборов узловых значений параметров полета (высоты, скорости, температуры наружного воздуха), и параметров работы силовой установки;2. уменьшить вес бортовой топливоизмерительной аппаратуры (ТИА), так как для реализации предлагаемой системы используются уже имеющиеся на ЛА датчики и информационно-измерительные системы, а в качестве вычислителя используется интегральный бортовой вычислитель. Устанавливаемыми на ЛА специально для реализации предлагаемого способа (но известными) являются только реперные дискретные датчики уровня топлива. Суммарный вес этих датчиков значительно меньше веса известных систем измерения и индикации запаса топлива;3. повысить надежность, т.к. надежность входящих в предлагаемую систему элементов заведомо выше надежности применяемой ныне ТИА.Изобретение поясняется чертежами.На фиг.1, 2 показаны типовые высотно-скоростные характеристики (ВСХ) двигателей ЛА: на фиг.1 - зависимость тяги двигателя Р от скорости полета V (или числа М) в условиях международной стандартной атмосферы (МСА) для различных значений высоты полета Н при постоянном числе оборотов двигателя n и при постоянных значениях отбора мощности































Класс G01F9/02 путем сопоставления со скоростью транспортного средства
способ определения запаса топлива на летательном аппарате и система для его реализации - патент 2207304 (27.06.2003) |
Класс G01F23/00 Индикация или измерение уровня жидких, газообразных или сыпучих тел, например индикация изменения объема, индикация с помощью сигнальных устройств
Класс G01F15/02 для компенсации или коррекции изменений давления, плотности или температуры
Класс B64D37/00 Устройства, связанные с подачей топлива к силовой установке