способ перевода железной дороги с одной колеи на другую

Классы МПК:E01B26/00 Рельсы и их элементы, не отнесенные к какой-либо одной из основных групп  1/00
B61F7/00 Железнодорожные транспортные средства для передвижения по дорогам с различной шириной колеи
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Шарапов Сергей Николаевич (RU),
Исаенко Эдуард Петрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-12-18
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к реконструкции железных дорог, и может быть использовано для реконструкции эксплуатируемых железнодорожных линий при изменении ширины колеи. Способ перевода железной дороги с одной ширины колеи на другую, например с узкой на широкую или наоборот, заключается в том, что перевод производят без прерывания эксплуатации железной дороги в подготовительный период к переключению движения поездов с одной колеи на другую путем замены двухниточной конструкции рельсошпальной решетки на четырехниточную или трехниточную с корректировкой графика движения для пропуска рабочих поездов. Для переключения с одной колеи на другую останавливают движение грузовых и пассажирских поездов на расчетное время с предварительным выводом подвижного состава на станции, оборудованные для перестановки соответствующих ширине новой колеи тележек вагонов. Железную дорогу переводят с узкой колеи шириной 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм. Техническим результатом изобретения является выполнение основных объемов работ по переводу железной дороги с одной ширины колеи на другую без прекращения грузовых и пассажирских перевозок. 3 з.п. ф-лы, 1 ил. способ перевода железной дороги с одной колеи на другую, патент № 2263733

способ перевода железной дороги с одной колеи на другую, патент № 2263733

Формула изобретения

1. Способ перевода железной дороги с одной ширины колеи на другую, например с узкой на широкую или наоборот, отличающийся тем, что перевод производят без прерывания эксплуатации железной дороги в подготовительный период к переключению движения поездов с одной колеи на другую путем замены двухниточной конструкции рельсошпальной решетки на четырехниточную или трехниточную с корректировкой графика движения для пропуска рабочих поездов, а для переключения с одной колеи на другую останавливают движение грузовых и пассажирских поездов на расчетное время с предварительным выводом подвижного состава на станции, оборудованные для перестановки соответствующих ширине новой колеи тележек вагонов.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что железную дорогу переводят с узкой колеи шириной 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в конструкции четырехниточной или трехниточной рельсошпальной решетки используют железобетонные шпалы с бесподкладочным пружинным скреплением.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в конструкции четырехниточной или трехниточной рельсошпальной решетки используют деревянные шпалы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к реконструкции железных дорог и может быть использовано для реконструкции эксплуатируемых железнодорожных линий при изменении ширины колеи.

Известные способы замены верхнего строения пути на железнодорожных линиях с одной колеи на другую предусматривают прекращение эксплуатационной работы этих линий на период реконструкции [1] или строительство железной дороги на новом земляном полотне [2].

Недостатком этих способов является закрытие железнодорожных линий для грузовых и пассажирских перевозок, что приводит к негативным последствиям для железной дороги, а именно;

- прекращается поступление денежных средств от перевозок (доход) на период реконструкции;

- грузовладельцы и пассажиры переходят с железнодорожного на другие виды транспорта, а после завершения реконструкции объемы грузовых и пассажирских перевозок полностью не возвращаются;

- замедляется социально-экономическое развитие прилегающих территорий;

- повышается стоимость реконструкции.

Прототипом изобретения можно принять любой из изложенных выше известных способов.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение реконструкции верхнего строения пути, ИССО, средств СЦБ и других объектов инфраструктуры железной дороги при изменении ширины колеи без прекращения грузовых и пассажирских перевозок.

Указанная задача решается за счет того, что перевод железной дороги с одной ширины колеи на другую, например с узкой на широкую или наоборот, производят без прерывания эксплуатации железной дороги в подготовительный период к переключению движения поездов с одной колеи на другую путем замены двухниточной конструкции рельсошпальной решетки на четырехниточную или трехниточную с корректировкой графика движения для пропуска рабочих поездов, а для переключения с одной колеи на другую останавливают движение грузовых и пассажирских поездов на расчетное время с предварительным выводом подвижного состава на станции, оборудованные для перестановки соответствующих ширине новой колеи тележек вагонов. Причем, возможен перевод железной дороги с узкой колеи шириной 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм, а в конструкции четырехниточной или трехниточной рельсошпальной решетки могут быть использованы железобетонные шпалы с бесподкладочным пружинным скреплением или деревянные шпалы. Расчетное время остановки движения грузовых и пассажирских поездов для переключения с одной колеи на другую может составлять от 3 до 10 суток.

Применение трехниточной или четырехниточной конструкции рельсошпальной решетки на железобетонных или деревянных шпалах обеспечивает возможность раздельного движения поездов по одному из путей с узкой или широкой колеей, например, с шириной колеи 1067 мм или 1520 мм.

На чертеже в качестве примера показана конструкция четырехниточной рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах с использованием базового варианта промежуточного скрепления с пластинчатой клеммой.

Техническим результатом изобретения является выполнение основных объемов работ по переводу железной дороги с одной ширины колеи на другую без прекращения грузовых и пассажирских перевозок.

Предлагаемый способ перевода железной дороги с одной колеи на другую, например с колеи шириной 1067 мм на колею шириной 1520 мм, включает следующую последовательность основных работ:

Подготовительный период

1 этап:

- капитальный ремонт и реконструкция мостов, тоннелей, водопропускных труб, больных мест земляного полотна;

- капитальный ремонт земляного полотна с уширением основной площадки до норм широкой колеи;

- капитальный ремонт или реконструкция зданий и сооружений локомотивных депо и других предприятий железной дороги, связанных с подвижным составом;

- капитальный ремонт пути на перегонах и станциях (главные приемоотправочные) без изменения ширины колеи с рельсошпальной решеткой на 25 метровых инвентарных рельсах, железобетонных шпалах, предусматривающих укладку рельсовых нитей широкой колеи и неполной балластировкой (16-18 см под шпалой);

- укладка станционных путей и стрелочных переводов широкой колеи на новых площадках, или на новых осях площадок путей узкой колеи, выведенных из эксплуатации и демонтированных;

- укладка и оборудование временных погрузочно-выгрузочных путей общего пользования примыкающих к паркам широкой колеи;

- замена части путей действующих локомотивных депо и других предприятий дороги с узкой на широкую колею;

- укладка рельсовых плетей на свободные подрельсовые площадки широкой колеи с последующим закреплением в расчетном температурном интервале;

- удлинение части станционных путей по утвержденным нормам;

- монтаж рельсовых цепей на перегонах и станциях колеи 1520 мм;

2 этап:

- вывод подвижного состава на станции, оборудованные под перестановку тележек, например с 1067 на 1520 мм;

- вырезка балласта до подошвы шпал в местах переключения для рихтовки пути;

- подготовка рельсовых рубок;

- сборка стрелочных переводов широкой колеи возле мест укладки;

- монтаж средств СЦБ, в том числе установка новых входных и выходных светофоров.

Работы в окно, связанные с переключением движения поездов с узкой колеи на широкую:

- демонтаж одного - двух звеньев рельсошпальной решетки узкой колеи перед входными стрелочными переводами станций;

- соединение путей перегонов широкой колеи с подготовленными станционными путями посредством рихтовки и укладки рельсовых рубок или собранных, предварительно, стрелочных переводов широкой колеи;

- монтаж и включение средств СЦБ на путях широкой колеи;

- перестановка вагонов с узких тележек на тележки широкой колеи на оборудованных временных пунктах;

- в случае применения трехниточной конструкции рельсошпальной решетки постановка на новую ось пути перед мостами, тоннелями и негабаритными местами.

Заключительный период

- перекладка по проекту оставшихся станционных путей и стрелочных переводов на новых осях широкой колеи;

- демонтаж инвентарных рельсов узкой колеи;

- частичная досыпка земляного полотна;

- вторая балластировка пути с доведением до нормативной толщины балласта под шпалами;

- сплошная выправка пути;

- закрепление плетей бесстыкового пути в расчетном температурном интервале;

- завершение перекладки путей в локомотивных депо и других предприятиях железной дороги;

- перекладка рельсошпальной решетки подъездных путей нетранспортных предприятий, организаций;

- демонтаж пунктов перестановки вагонов;

- утилизация материалов верхнего строения пути.

Таким образом, предложенный способ перевода железной дороги с одной ширины колеи на другую позволяет не прерывать эксплуатацию железной дороги в подготовительный период к переключению движения поездов с одной колеи на другую, что способствует бесперебойности движения поездов и экономии эксплуатационных расходов, максимально сократить время переключения, а после переключения движения и демонтажа рельсов ненужной колеи эксплуатировать верхнее строение пути в нормативный срок, а также значительно снизить стоимость работ по реконструкции дороги.

Источники информации

1. Переустройство узкоколейной железнодорожной линии Среднесибирская - Карасук - Пресногорьковская - Кустанай Среднесибирской железной дороги на общесоюзную (1520 мм) ширину колеи. Проект "Алма-Ата ГИПРОТРАНС", 1960 г.

2. Переустройство узкоколейной железнодорожной линии Магнитогорск - Белорецк - Инзер Южно-Уральской железной дороги на нормальную (1520 мм) колею. Проект института"МОСГИПРОТРАНС", 1960 г.

Класс E01B26/00 Рельсы и их элементы, не отнесенные к какой-либо одной из основных групп  1/00

оградительная конструкция для железнодорожной линии -  патент 2517595 (27.05.2014)
тележка с поворотными осями для изменяемой колеи и стационарная установка для смены колеи рельсового пути -  патент 2493991 (27.09.2013)
скоростная железная дорога для перевозки крупногабаритных грузов и способ ее эксплуатации -  патент 2404899 (27.11.2010)
устройство для крепления опоры датчиков или коммутационных средств на рельсах -  патент 2398925 (10.09.2010)
транспортная система -  патент 2394958 (20.07.2010)
устройство рельсового пути и способ передвижения транспортного средства с энергоустановкой по рельсовому пути -  патент 2376406 (20.12.2009)
транспортная система юницкого (варианты) и способ построения транспортной системы -  патент 2224064 (20.02.2004)
транспортная система юницкого (варианты) и способ построения транспортной системы -  патент 2223357 (10.02.2004)
транспортная система юницкого (варианты) и способ построения транспортной системы -  патент 2220249 (27.12.2003)
устройство для крепления подкрановых рельсов -  патент 2048420 (20.11.1995)

Класс B61F7/00 Железнодорожные транспортные средства для передвижения по дорогам с различной шириной колеи

тележка с поворотными осями для изменяемой колеи и стационарная установка для смены колеи рельсового пути -  патент 2493991 (27.09.2013)
система мониторинга смены стандарта колеи колесной пары -  патент 2492062 (10.09.2013)
корпус подшипника колесной пары для рельсового транспортного средства -  патент 2448010 (20.04.2012)
устройство для перевода раздвижных колесных пар с одной колеи на другую -  патент 2369503 (10.10.2009)
колесная пара с регулируемой колеей для железнодорожного транспортного средства -  патент 2360815 (10.07.2009)
ведущая тележка рельсового транспортного средства -  патент 2312780 (20.12.2007)
устройство для перевода раздвижных колесных пар с одной колеи на другую -  патент 2309071 (27.10.2007)
раздвижная колесная пара -  патент 2222447 (27.01.2004)
устройство для перевода колесных пар с колеи 1520 на 1435 мм -  патент 2221720 (20.01.2004)
одноосевой ходовой механизм с подвижными независимыми колесами для сочлененных вагонов, предназначенных для транспортировки автомобилей -  патент 2198808 (20.02.2003)
Наверх