пятилинейный двухпозиционный золотниковый электропневмораспределитель привода дверей транспортного средства

Классы МПК:F15B13/043 с электрически управляемыми пилотными клапанами 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Павловский машиностроительный завод ВОСХОД"-ОАО "ПМЗ ВОСХОД" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-02-24
публикация патента:

Электропневмораспределитель предназначен для изменения направления потоков сжатого воздуха в пневмолиниях пневматических приводов, преимущественно для привода дверей транспортного средства. Электропневмораспределитель содержит корпус с центральной цилиндрической расточкой и радиально ориентированными каналами управления, цилиндрический золотник с уплотненными по наружной поверхности распределительными буртами, по меньшей мере, один электропневматический клапан управления, систему каналов и пневмолиний, соединяющих электропневмораспределитель с исполнительным механизмом (пневмоцилиндром), при этом цилиндрический золотник установлен непосредственно в расточке корпуса с возможностью осевого перемещения, уменьшения диаметров сечения каналов управления исполнительным механизмом за счет формирования дополнительных траекторий прохождения потоков проводимой среды в одном направлении, введения финишной обработки поверхности (зеркала) расточки методом пластической деформации и механической раскатки подпружиненными шариками, внедрения устройства автоматической компенсации износа уплотнителей распределительных буртов золотника, при этом в полости управления золотником с обеих сторон встроены приводы ручного дублирования электрического сигнала. Технический результат - повышение надежности, ресурса и технологичности изготовления 4 з.п. ф-лы, 5 ил. пятилинейный двухпозиционный золотниковый электропневмораспределитель   привода дверей транспортного средства, патент № 2266439

пятилинейный двухпозиционный золотниковый электропневмораспределитель   привода дверей транспортного средства, патент № 2266439 пятилинейный двухпозиционный золотниковый электропневмораспределитель   привода дверей транспортного средства, патент № 2266439 пятилинейный двухпозиционный золотниковый электропневмораспределитель   привода дверей транспортного средства, патент № 2266439 пятилинейный двухпозиционный золотниковый электропневмораспределитель   привода дверей транспортного средства, патент № 2266439 пятилинейный двухпозиционный золотниковый электропневмораспределитель   привода дверей транспортного средства, патент № 2266439

Формула изобретения

1. Пятилинейный двухпозиционный золотниковый электропневмораспределитель привода дверей транспортного средства (электропневмораспределитель), содержащий корпус с центральной цилиндрической расточкой и радиально ориентированными каналами управления, цилиндрический золотник с уплотненными по наружной поверхности распределительными буртами, по меньшей мере, один электропневматический клапан управления, систему каналов и пневмолиний, соединяющих электропневмораспределитель с исполнительным механизмом (пневмоцилиндром), отличающийся тем, что цилиндрический золотник установлен непосредственно внутри центральной цилиндрической расточки корпуса с образованием полостей распределения и управления с возможностью осевого перемещения и постоянного контактирования наружных уплотнений золотника с поверхностью расточки, взаимодействуя при этом своими рабочими кромками и уплотнителями средних распределительных буртов с образованными на поверхности расточки корпуса отсечными кромками радиально ориентированных каналов управления исполнительным механизмом (ИМ), каждый из которых в зоне пересечения со стенкой центральной расточки выполнен с меньшим диаметром сечения и сквозным - с пересечением обеих стенок расточки с образованием, по меньшей мере, одной пары диаметрально расположенных в одной плоскости друг против друга отсечных (проходных) отверстий для формирования, по меньшей мере, двух траекторий прохождения потоков проводимой среды в одном направлении с возможностью соединения этих потоков в полости-коллекторе выходного канала корпуса, соединенного с одной из полостей ИМ, причем площади сечений образованных отсечных отверстий выбраны из условий равенства расходов воздуха, поступающего во входной канал пневмораспределителя и выходящего из него в атмосферу, при этом между наружной поверхностью золотника и внутренней поверхностью центральной расточки корпуса установлен гарантированный кольцевой зазор, а финишная обработка поверхностного слоя расточки корпуса и формирование радиусов закругления на отсечных кромках каналов управления ИМ выполнены путем пластической деформации - механической раскаткой свободно вращающимися, аксиально перемещающимися и поджатыми к раскатываемому поверхностному слою подпружиненными шариками, причем отношение диаметра шарика к диаметру канала управления ИМ выбрано в соответствии с соотношением Dш /Dk=1,7...2, где Dш - диаметр шарика, D k - диаметр канала управления.

2. Электропневмораспределитель по п.1, отличающийся тем, что уплотнительные узлы средних распределительных буртов золотника выполнены в виде упругих резиновых колец, установленных в наружных кольцевых проточках прямоугольной формы с предварительным натягом по наружному диаметру и с возможностью одновременного контакта и взаимодействия с поверхностью расточки корпуса и торцовыми поверхностями канавок, а между внутренним диаметром резинового кольца и наружной поверхностью проточки образована кольцевая полость с возможностью сообщения ее с напорной полостью золотника, например, с помощью канала, расположенного в диаметральной плоскости под острым углом к установочной поверхности золотника, при этом наружный диаметр кольца, диаметр сечения кольца, ширина и диаметр канавки удовлетворяют следующим соотношениям:

Dн=Dp+0,5,

где Dн - наружный диаметр резинового кольца, Dp - диаметр расточки в корпусе,

bk=dk-(0...0,1),

где bk - ширина кольцевой канавки, dk - диаметр сечения резинового кольца,

Dk=Dвk-(1,7...2),

где Dk - диаметр канавки, Dвk - внутренний диаметр резинового кольца.

3. Электропневмораспределитель по п.1, отличающийся тем, что со стороны подвода командного давления в полости управления золотником соосно с ним с обеих сторон встроены приводы ручного дублирования электрического сигнала, выполненные в виде аксиально-подвижных стержней с цилиндрической головкой и охватывающих их уплотняющих втулок, неподвижно закрепленных в корпусе, при этом головка каждого стержня одним торцом уперта в торец внутренней цилиндрической расточки уплотняющей втулки с возможностью взаимодействия другим торцом с торцом золотника при перемещении стержня привода.

4. Электропневмораспределитель по п.1, отличающийся тем, что в корпус в каждый канал выхода отработанного воздуха соосно с каналом встроен дроссель с шумопоглотителем и возможностью осевого перемещения и регулирования величины пропускаемого потока, при этом дроссель выполнен в виде подпружиненного стакана с наружной резьбой и профилированной торцевой чашей, образующей осевой цилиндрический выступ с переходом его в участок с конической поверхностью, вершина конуса которого направлена в сторону перекрываемого канала, а внутри чаши с упором в ее донышко размещена предварительно поджатая пружина сжатия, второй опорный торец которой уперт в торцовую поверхность резьбовой расточки корпуса, причем в донышке чаши по периферии образован пояс перфорации сквозных отверстий с возможностью сообщения внутренней полости чаши стакана с атмосферой.

5. Электропневмораспределитель по п.4, отличающийся тем, что регулируемый дроссель с шумопоглотителем выполнен из полиэтилена или других подобных материалов и может изготавливаться с помощью рельефной формовки или литья.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области пневматических приборов и предназначено для изменения направления и (или) пуска (останова) потоков сжатого воздуха в пневмолиниях пневматических приводов преимущественно транспортных средств в зависимости от управляющего воздействия.

Известны электропневмораспределители (пневмораспределители) различных конструкций, управляющие пневмоцилиндрами открытия дверей транспортных средств (автобусов, троллейбусов, спецмашин и т.п.): с цилиндрическим золотником, с плоским золотником, клапанные и крановые.

Пневмораспределители с цилиндрическим золотником наиболее широко применяют в пневмоприводах управления створками дверей транспортных средств вследствие простоты, технологичности и широким функциональным возможностям.

На рис. 57а,г стр. 69 отраслевого каталога Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР «Элементы и устройства пневмоавтоматики высокого давления», Москва, 1990 г. показаны конструкции золотниковых пятилинейных пневмораспределителей по ГОСТ 21251-85 с цилиндрическим золотником и двусторонним пневматическим или электропневматическим управлением.

К недостатку известных конструкций следует отнести то, что Т-образные уплотнительные кольца работают в сложных условиях, так как при переключении пневмораспределителя эти кольца подвергаются циклическим механическим воздействиям кромок золотника и перепада давления в моменты входа колец в канавку (выхода колец из канавки) и, как следствие этого, подвергаются усиленному механическому износу.

В целом известная конструкция отличается сложностью и нетехнологичностью из-за необходимости обеспечения высокой точности размеров и взаимного расположения (соосности) взаимодействующих между собой деталей и корпуса.

Сложность конструкции, обусловленная наличием в ней большого количества сопрягаемых узлов и деталей в совокупности снижает надежность пневмораспределителя. Повышение трудоемкости изготовления, а следовательно, и стоимости пневмораспределителя, вытекает из перечисленных выше недостатков.

Приведенный привод ручного дублирования электрического сигнала пневмораспределителя в известных конструкциях выполнен с труднодоступным расположением нажимного элемента, что ограничивает возможность применения этой конструкции в пневмораспределителях приводов управления дверьми транспортного средства непосредственно из пассажирского салона.

Наиболее близким по технической сущности (прототипом) является пятилинейный двухпозиционный пневмораспределитель с цилиндрическим золотником и электрическим импульсным управлением SYJ3243 (каталог «SMC Пневматик», Япония (Copyright by SMC Pneumatik LLC, Russia 199106 St.Petersburg) стр. 176, 1998 г).

Данная конструкция содержит наибольшее количество сходных с заявляемым пневмораспределителем признаков, а именно: оба пневмораспределителя являются пятилинейными, двухпозиционными и каждый из которых содержит корпус, цилиндрический золотник, два электропневматических клапана управления и каналы, соединяющие пневмораспределитель с исполнительным механизмом, источником подачи сжатого воздуха и атмосферой.

Простоту указанной конструкции выгодно отличает то, что цилиндрический золотник пневмораспределителя под воздействием управляющего пневмосигнала аксиально перемещается в ту или другую сторону непосредственно в цилиндрической расточке корпуса. Для осуществления управления потоком сжатого воздуха в расточке корпуса выполнены коллекторные кольцевые канавки трапецеидального сечения для плавного вхождения или схода наружных уплотнений распределительных буртов золотника во время его рабочих перемещений. Изготовление таких канавок с высоким качеством поверхности заходных фасок представляет для производства определенные технологические трудности. Характер работы наружных уплотнений золотника с циклическими, знакопеременными деформациями по сечению аналогичен работе уплотнителей золотника описанного выше пневмораспределителя - аналога.

Как показали испытания и опытная эксплуатация, несмотря на применение средств подготовки воздуха, преимущественный износ эластичных (резиновых) уплотнителей распределительного золотника во время работы происходит по уплотнителям средних распределительных буртов из-за наносного и устойчивого отложения микрочастиц и пыли, оседаемых под давлением воздуха на поверхностях стенок отверстия, ограниченных межбуртовой полостью нагнетания золотника, который большую часть периода эксплуатации находится в неподвижном состоянии при отсутствии электрического сигнала и закрытой двери.

Например, при подаче электрического сигнала управления на открытие двери уплотнение среднего правого бурта золотника, перемещаясь из одного крайнего положения в другое, контактирует с указанными отложениями на стенках отверстия и подвергается усиленному износу, приводящему к потере герметичности и работоспособности привода в целом.

Герметичность по золотнику до подачи давления воздуха или невысоком значении этого давления обеспечивается в основном предварительным (монтажным) сжатием уплотнительных колец, установленных в кольцевых канавках на наружной поверхности. Это сжатие выражается соотношением относительной деформации сечения кольца:

W=(d-b)/d, где

d - диаметр сечения уплотнительного кольца,

b - глубина канавки.

При тенденции уменьшения диаметра сечения кольца увеличивается степень его износа и кольцо становится чувствительным к механическим повреждениям.

При подаче давления воздуха кольцо перемещается к внешней стороне канавки и, деформируясь, создает плотный контакт с уплотняемыми поверхностями. Во время рабочих перемещений золотника, в моменты прохождения уплотнителями, установленными на распределительных буртах золотника, острых кромок каналов управления, образуемых в результате пересечения этих каналов с поверхностью расточки корпуса, происходит «врезание» уплотнителя в указанные кромки с последующим постепенным механическим разрушением. Кроме этого возможно «выдавливание» уплотнителя рабочим давлением в кольцевые зазоры между уплотняемыми поверхностями золотника и направляющей расточки корпуса, что также способствует механическому разрушению уплотнителя и в конечном итоге приводит к потере герметичности пневмораспределителя.

В пневмораспределителях, включая и прототип-аналог, устранение механического заедания золотника с использованием способа принудительного центрирования при помощи уплотнительных элементов практически может быть обеспечено только при достаточно больших радиальных зазорах, устанавливаемых между наружной поверхностью золотника и направляющей поверхностью расточки корпуса. В свою очередь эти зазоры при определенных условиях могут удваиваться в случаях отжатия золотника к одной стороне расточки, например, при воздействии радиальной составляющей пневмодинамической силы, возникающей при работе неразгруженного золотника. Так как выдавливание уплотнительного кольца в зазор при одинаковом давлении происходит тем интенсивнее, чем больше величина зазора и меньше твердость резины, то от этих факторов в значительной степени зависит срок службы уплотнителя.

Кроме этого срок службы колец в значительной степени зависит от размеров отверстий и состояния кромок каналов управления ИМ, выведенных непосредственно на поверхность расточки корпуса и пересекаемых уплотнениями золотника в момент его срабатывания по сигналам управления. Существующая и распространенная система выполнения проходных каналов управления ИМ, напора и выхлопа с равными диаметрами сечения (площадью сечения) способна вызывать интенсивный износ или разрушение западающих в отверстия каналов корпуса уплотнительных колец золотника со всеми вытекающими из этого последствиями.

Снижение срока службы уплотнителей обуславливается и релаксационными процессами, при которых происходит непрерывное снижение контактного напряжения в течение эксплуатации и хранения, приводящее к потере герметичности уплотняемого соединения.

В конструкции пневмораспределителя-прототипа не предусмотрено применение пневмодросселей и шумопоглотителей, предназначенных для настройки величины расхода воздуха и снижения уровня шума при выходе отработанного воздуха из пневмораспределителя привода дверей транспортного средства, а механизм вспомогательного ручного дублирования выполнен с вертикальным и труднодоступным расположением нажимного элемента, что не позволяет применить известную конструкцию в пневмораспределителе привода управления дверьми пассажирского транспорта для экстренного открывания дверей или для управления в наладочном режиме (при отключенном электропитании).

В совокупности все указанные выше недостатки снижают показатели технологичности и надежности пневмораспределителя - прототипа.

Технической задачей заявляемого изобретения является упрощение конструкции пневмораспределителя и повышение технологичности его изготовления и сборки, повышение надежности и ресурса путем гарантированного обеспечения автоматической компенсации износа основных уплотнителей при работе золотника, улучшение условий работы уплотнителей и возможности применения уплотнительных колец из резины более высокой твердости, отличающихся большей износостойкостью и работоспособностью при увеличенных кольцевых зазорах по золотнику.

Другой задачей является обеспечение экстренного и аварийного открывания дверей транспортного средства непосредственно из пассажирского салона путем введения в пневмораспределитель упрощенной конструкции дублирующих устройств управления.

Поставленная задача решается тем, что в пятилинейном двухпозиционном золотниковом электропневмораспределителе привода дверей транспортного средства, содержащем корпус с центральной цилиндрической расточкой и радиально ориентированными каналами управления, цилиндрический золотник с уплотненными по наружной поверхности распределительными буртами, по меньшей мере один электропневматический клапан управления, систему каналов и пневмолиний, соединяющих электропневмораспределитель с исполнительным механизмом (пневмоцилиндром), согласно изобретению цилиндрический золотник установлен непосредственно внутри центральной цилиндрической расточки корпуса с образованием полостей распределения и управления с возможностью осевого перемещения и постоянного контактирования наружных уплотнений золотника с поверхностью расточки, взаимодействуя при этом своими рабочими кромками и уплотнителями средних распределительных буртов с образованными на поверхности расточки корпуса отсечными кромками радиально ориентированных каналов управления исполнительным механизмом (ИМ), каждый из которых в зоне пересечения со стенкой центральной расточки выполнен с меньшим диаметром сечения и сквозным - с пересечением обеих стенок расточки с образованием, по меньшей мере, одной пары диаметрально расположенных в одной плоскости друг против друга отсечных (проходных) отверстий для формирования по меньшей мере двух траекторий прохождения потоков проводимой среды в одном направлении с возможностью соединения этих потоков в полости-коллекторе выходного канала корпуса, соединенного с одной из полостей ИМ, причем площади сечений образованных отсечных отверстий выбраны из условий равенства расходов воздуха, поступающего во входной канал пневмораспределителя и выходящего из него в атмосферу, при этом между наружной поверхностью золотника и внутренней поверхностью центральной расточки корпуса установлен гарантированный кольцевой зазор, а финишная обработка поверхностного слоя расточки корпуса и формирование радиусов закругления на отсечных кромках каналов управления ИМ выполнены путем пластической деформации - механической раскаткой свободно вращающимися, аксиально перемещающимися и поджатыми к раскатываемому поверхностному слою подпружиненными шариками, причем отношение диаметра шарика к диаметру канала управления ИМ выбрано в соответствии с соотношением:

D ш/Dк=1,7...2, где:

Dш - диаметр шарика,

Dк - диаметр канала управления;

согласно изобретению уплотнительные узлы средних распределительных буртов золотника выполнены в виде упругих резиновых колец, установленных в наружных кольцевых проточках прямоугольной формы с предварительным натягом по наружному диаметру и возможностью одновременного контакта и взаимодействия с поверхностью расточки корпуса и торцовыми поверхностями канавок, а между внутренним диаметром резинового кольца и наружной поверхностью проточки образована кольцевая полость с возможностью сообщения ее с напорной полостью золотника, например, с помощью канала, расположенного в диаметральной плоскости под острым углом к установочной поверхности золотника, при этом наружный диаметр кольца, диаметр сечения кольца, ширина и диаметр канавки удовлетворяют следующим соотношениям:

Dн =Dp+0,5, где:

Dн - наружный диаметр резинового кольца, Dp - диаметр расточки в корпусе.

bк=dк-(0...0,1), где:

b к - ширина кольцевой канавки, dк - диаметр сечения резинового кольца.

Dк=Dвк-(1,7...2), где:

Dк - диаметр канавки, Dвк - внутренний диаметр резинового кольца;

согласно изобретению со стороны подвода командного давления в полости управления золотником, соосно ему, с обеих сторон встроены приводы ручного дублирования электрического сигнала, выполненные в виде аксиально-подвижных стержней с цилиндрической головкой и охватывающих их уплотняющих втулок, неподвижно закрепленных в корпусе, при этом головка каждого стержня одним торцом оперта в торец внутренней цилиндрической расточки уплотняющей втулки с возможностью взаимодействия другим торцом с торцом золотника при перемещении стержня привода, при этом в корпус, в каждый канал выхода отработанного воздуха, соосно каналу, встроен дроссель с шумопоглотителем и возможностью осевого перемещения и регулирования величины пропускаемого потока, при этом дроссель выполнен в виде подпружиненного стакана с наружной резьбой и профилированной торцевой чашей, образующей осевой цилиндрический выступ с переходом его в участок с конической поверхностью, вершина конуса которого направлена в сторону перекрываемого канала, а внутри чаши с упором в ее донышко размещена предварительно поджатая пружина сжатия, второй опорный торец которой оперт в торцовую поверхность резьбовой расточки корпуса, причем в донышке чаши, по периферии, образован пояс перфорации сквозных отверстий с возможностью сообщения внутренней полости чаши стакана с атмосферой, а регулируемый дроссель с шумопоглотителем выполнен из полиэтилена или других подобных материалов и может изготавливаться с помощью рельефной формовки или литья.

Предложенное конструктивное решение установки распределительного золотника непосредственно внутри центральной расточки корпуса с возможностью осевого перемещения значительно упростило конструкцию электропневмораспределителя и его сборку, одновременно повысило надежность и ресурс работы пневмораспределителя за счет:

- уменьшения диаметров сечений проходных каналов в корпусе в зоне пересечения со стенками расточки и контакта с наружными уплотнителями средних распределительных буртов золотника с обеспечением заданных расходных характеристик путем введения дополнительных симметрично расположенных проходных отверстий, одновременно улучшающих и динамику работы золотника,

- внедрения устройства автоматической компенсации износа наиболее нагруженных уплотнителей средних распределительных буртов золотника,

- введения финишной безабразивной обработки поверхностного слоя расточки корпуса под золотник с высоким качеством путем пластической деформации с применением механической раскатки шариками с одновременным формированием радиусов закруглений отсечных кромок распределительных каналов (каналов управления ИМ).

Введение в конструкцию пневмораспределителя двух дублирующих приводов ручного управления, расположенных соосно по обеим сторонам золотника, позволяет осуществить при отключенном электропитании и нажатии правого (по схеме) привода экстренное открывание двери из пассажирского салона, а при нажатии левого привода - закрывание двери, например, при необходимости проведения наладочно-восстановительных работ на транспортном средстве.

Введение в конструкцию пневмораспределителя регулирующих дросселей упрощает систему проводки по управлению дверьми, а введение шумопоглотителей снижает уровень шума при выходе отработанного воздуха из пневмораспределителя привода дверей транспортного средства.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где:

- На фиг.1 показан общий вид, разрез пятилинейного двухпозиционного золотникового электропневмораспределителя привода дверей транспортного средства (пневмораспределителя) в закрытом положении и схема пневмолиний, соединяющих пневмораспределитель с пневмоцилиндром управляющим дверьми.

На электропневматический клапан 12 подан импульсный электрический сигнал управления, створки двери закрыты, исполнительный шток 7 пневмоцилиндра 4 находится в убранном положении.

- На фиг.2 показано место А на фиг.1 - схема раскатки поверхности расточки корпуса под золотник 16 и отсечных кромок 22 каналов управления 2а, 25, 3а и 25а пневмоцилиндром ИМ поджатыми шариками.

- На фиг.3 показан общий вид, разрез пневмораспределителя в открытом положении. На электропневматический клапан 14 подан электрический сигнал управления, створки двери открыты, исполнительный шток 7 пневмоцилиндра 4 находится в выдвинутом положении.

- На фиг.4 показан общий вид, разрез пневмораспределителя при нажатом приводе 34 ручного дублирования электрического сигнала на закрытие двери. Электрический сигнал управления отсутствует.

- На фиг.5 показан общий вид, разрез пневмораспределителя при нажатом приводе 34а ручного дублирования электрического сигнала на открытие двери. Электрический сигнал управления отсутствует.

Пневмораспределитель (см. фиг.1) содержит корпус 1 с каналами 2 и 3 управления пневмоцилиндром 4 ИМ с рабочими полостями 5 и 6 и поршнем-штоком 7, с каналами 8 и 9 выпуска воздуха в атмосферу, с каналом напора 10, с каналом 11 подачи командного давления от электропневматического клапана 12 на закрытие двери, с каналом 13 подачи командного давления от электропневматического клапана 14 на открытие двери.

Внутри цилиндрической расточки 15 корпуса 1 установлен цилиндрический золотник 16 с образованием полостей распределения 17 и управления 18 и 18а и возможностью осевого перемещения и постоянного контактирования наружных уплотнений 19 (см.фиг.2) распределительных буртов 20 с поверхностью расточки 15, взаимодействуя при этом своими рабочими кромками 21 с образованными на поверхности расточки 15 корпуса 1 отсечными кромками 22 радиально ориентированных каналов управления 2а и 3а, каждый из которых, например 2а, выполнен с меньшим диаметром сечения по сравнению с каналами напора 10 или выхлопа 9 и сквозным с пересечением обеих стенок расточки 15 с образованием пары диаметрально расположенных в одной плоскости друг против друга отсечных отверстий 23 и 24 (фиг.2) для формирования двух траекторий прохождения потоков воздуха в одном направлении через каналы 2а и 25 с возможностью соединения этих потоков в полости-коллекторе 26 выходного канала 2 корпуса 1, соединенного с полостью 5 пневмоцилиндра 4 ИМ.

Между наружной поверхностью золотника 16 и внутренней поверхностью расточки 15 корпуса 1 установлен гарантированный кольцевой зазор 27 (фиг.2). Финишная безабразивная обработка поверхности 15 расточки корпуса 1 и формирование радиусов закругления R на отсечных кромках 22 каналов управления 2а, 3а, 25 и 25а выполнены путем пластической деформации - механической раскаткой поджатыми к раскатываемому поверхностному слою 15 шариками 28.

Уплотнительные узлы средних распределительных буртов 20 золотника 16 выполнены в виде установленных в кольцевых канавках 29 (фиг.2) круглых резиновых колец 19 с возможностью контакта с поверхностью расточки 15 и торцовыми (боковыми) поверхностями 30 кольцевых канавок 29. Между внутренним диаметром круглого резинового кольца 19 и наружной поверхностью канавки 29 образована кольцевая полость 31, соединенная с помощью углового канала 32 с напорной полостью (проточкой) 33 золотника 16.

Со стороны полостей управления 18 и 18а (см. фиг.1) золотника 16 встроены два привода 34 и 34а ручного дублирования электрического сигнала, каждый из которых выполнен в виде аксиально-подвижного стержня и охватывающей его уплотняющей втулки 35, закрепленной в корпусе 1. При нажатии на привод, например, 34, его противоположный торец 36, взаимодействуя с торцом цилиндрического золотника 16, перемещает его в другое крайнее положение, при котором реверсируется подача сжатого воздуха в пневмоцилиндр 4 ИМ.

В каналы выхода отработанного воздуха 8 и 9 (фиг.1) соосно с каналами, встроены дроссели с шумопоглотителями 37, выполненные в виде стакана с наружной резьбой и торцовой чаши 38, образующей осевой цилиндрический выступ 39 с переходом его в участок с конической поверхностью 40, вершина конуса которого направлена в сторону выходных каналов 8 или 9. Внутри чаши 38 размещена пружина сжатия 41 с упором в торцовую поверхность резьбовой расточки корпуса 1. В донышке чаши образован пояс перфорации сквозных шумопоглощающих отверстий 42, соединяющих внутреннюю полость чаши 38 с атмосферой.

Пневмораспределитель в системе пневмопривода управления дверьми транспортного средства работает следующим образом:

При подаче давления в канал напора 10 пневмораспределителя из системы питания автотранспортного средства сжатый воздух поступает в напорную межбуртовую проточку 33 золотника 16 (фиг.1,2), откуда он по угловым каналам 32 подается в кольцевые полости 31, образованные в канавках 29 под уплотнительными кольцами 19 средних распределительных буртов 20 золотника 16.

Под действием давления воздуха уплотнительные кольца 19 входят в плотный контакт с поверхностью расточки 15 корпуса 1 и боковыми (торцовыми) поверхностями 30 канавок 29, обеспечивая герметичность пневмораспределителя и автоматическую компенсацию износа резиновых уплотнителей в процессе всего периода эксплуатации привода дверей транспортного средства.

На электропневматический клапан управления 12 подан импульсный электрический сигнал управления (см. фиг.1).

Под действием электрического сигнала управления якорь электропневматического клапана 12 втягивается (перемещается вверх по схеме), открывая проход сжатого воздуха из канала подачи 10 в канал 11 подачи командного давления в полость управления 18, под действием которого цилиндрический золотник 16 перемещается в крайнее правое (по схеме) положение, при этом сжатый воздух из напорного канала 10 через золотник 16 поступает в каналы управления 2а и 25. Формируемые в каналах потоки соединяются в полости-коллекторе 26 выходного канала 2 и поступают в полость 5 пневмоцилиндра 4 ИМ. Поршень-шток 7 перемещается вовнутрь (в убранное положение), закрывая створки двери транспортного средства, сжатый воздух из правой полости 6 пневмоцилиндра 4 вытесняется в каналы 3, За и 25а, а далее через золотник 16, отверстия 42 дросселя-шумопоглотителя 37 поступает в атмосферу.

На электропневматический клапан управления 14 подан импульсный электрический сигнал управления (см. фиг.3).

Под действием электрического сигнала управления открывается проход сжатого воздуха в полость управления 18а. Золотник 16 перемещается в крайнее левое (по схеме) положение, при котором рабочее давление воздуха из канала подачи 10 поступает через каналы управления За, 25а и 3 в полость 6 пневмоцилиндра 4. Поршень-шток 7 выдвигается наружу - «на выпуск», открывая створки двери транспортного средства. Сжатый воздух из левой полости 5 пневмоцилиндра 4, каналы управления 2,2а и 25, золотник 16 вытесняется в канал 9, шумопоглотитель 37 и в атмосферу.

Электрический сигнал управления отсутствует. Привод 34 ручного дублирования электрического сигнала управления нажат (см. фиг.4).

При нажатии привода 34 золотник 16 перемещается в правое (по схеме) крайнее положение, при котором аналогично подаче электрического сигнала на электропневматический клапан 12, створки двери закрываются.

Электрический сигнал управления отсутствует. Привод 34а ручного дублирования электрического сигнала управления нажат (см. фиг.5).

При нажатии привода 34а золотник 16 перемещается в левое (по схеме) крайнее положение, при котором створки двери открываются.

Предлагаемая конструкция пневмораспределителя, имеющего меньшие габариты и массу, обеспечивающая возможность постоянного контактирования уплотнений цилиндрического золотника с корпусом без образования в нем трапецеидальных кольцевых коллекторных канавок, повышает технологичность и качество изготовления, существенно упрощает конструкцию и сборку пневмораспределителя, повышает его надежность и ресурс, а установка в конструкцию двух дублирующих приводов ручного управления позволяет повысить надежность системы привода дверей транспортного средства и безопасность его эксплуатации.

Класс F15B13/043 с электрически управляемыми пилотными клапанами 

двухступенчатый электрогидравлический механизм управления давлением -  патент 2459982 (27.08.2012)
устройство управления положением исполнительного механизма, устройство управления потоком топлива в авиационном двигателе с упомянутым устройством управления положением и авиационный двигатель -  патент 2459124 (20.08.2012)
четырехлинейный трехпозиционный гидрораспределитель с резервированным электроуправлением -  патент 2418201 (10.05.2011)
пятилинейный двухпозиционный золотниковый электропневмораспределитель -  патент 2379556 (20.01.2010)
гидравлическое устройство клапанного распределения -  патент 2365796 (27.08.2009)
электрогидравлический двухпозиционный четырехканальный золотниковый распределитель с исполнительным механизмом и гидравлическим клапаном -  патент 2347116 (20.02.2009)
двухкаскадный гидрораспределитель с регулированием времени переключения золотника второго каскада -  патент 2333401 (10.09.2008)
пневматический распределитель привода дверных механизмов транспортных средств -  патент 2237827 (10.10.2004)
пневмораспределитель клапанного типа -  патент 2211382 (27.08.2003)
гидрораспределитель -  патент 2184881 (10.07.2002)
Наверх