наружное зеркало заднего вида для транспортного средства
Классы МПК: | B60R1/06 установленные снаружи транспортного средства |
Патентообладатель(и): | Алюков Михаил Витимович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-08-25 публикация патента:
20.04.2006 |
Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться при проектировании конструкции наружного зеркала транспортного средства с возможностью регулирования положения зеркала с места водителя при закрытой двери. Наружное зеркало заднего вида для транспортного средства содержит опору, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства, с которой пружинным элементом с возможностью разъема сопряжен корпус с отражательным элементом. Отражательный элемент снабжен приводом регулировки его положения относительно корпуса и управляющим элементом, выведенным в салон транспортного средства. Узел сочленения корпуса и опоры выполнен в виде двух опорных поверхностей, развернутых друг относительно друга на угол складывания, равный 60°. Опорные поверхности выполнены плавно сглаженными с возможностью их центрирования при вхождении в контакт до полного зацепления в рабочем положении, а пружинный элемент выполнен в виде двух цилиндрических пружин. Расположение пружин и усилие натяжения определяются из математических зависимостей. Технический результат заключается в повышении стабильности фиксирования корпуса зеркала в рабочем или сложенном состоянии, а также в снижении трудозатрат при производстве зеркал. 4 ил.
Формула изобретения
Наружное зеркало заднего вида для транспортного средства, содержащее опору, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства, с которой пружинным элементом с возможностью разъема сопряжен корпус с отражательным элементом, последний, в свою очередь, снабжен приводом регулировки его положения относительно корпуса и управляющим элементом, выведенным в салон транспортного средства, отличающееся тем, что узел сочленения корпуса и опоры выполнен в виде двух опорных поверхностей, развернутых относительно друг друга на угол складывания, равный 60°, при этом опорные поверхности выполнены плавно сглаженными с возможностью их центрирования при вхождении в контакт до полного зацепления в рабочем положении, а пружинный элемент выполнен в виде двух цилиндрических пружин, расположение которых, как и усилие натяжения, находятся в следующей зависимости:
Fу(2lн+l)6М дL,
Fу(2lв+l)4M дL,
где М - масса корпуса зеркала с приводом и зеркальным элементом;
L - расстояние по горизонтали от точки касания до центра приложения массы корпуса зеркала;
Fу - сила упругого натяжения пружинного элемента в нормальном состоянии;
lн - расстояние от нижней точки касания до оси нижнего пружинного элемента;
l - расстояние между осями нижнего и верхнего пружинного элемента;
l в - расстояние от верхней точки касания до оси верхнего пружинного элемента;
g - ускорение свободного падения 9,8 м/с2.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться при проектировании конструкции наружного зеркала транспортного средства с возможностью регулирования положения зеркала с места водителя при закрытой двери.
Известно "Зеркало заднего вида для автомобиля", содержащее корпус зеркала и составной кронштейн, состоящий из неподвижной части, устанавливаемой на автомобиле, и подвижной части, выполненной в виде сквозного цилиндра с установленным по его краям сферическими шарнирами, шаровая головка первого шарнира закреплена на неподвижной части составного кронштейна, шаровая головка второго шарнира связана с корпусом зеркала, а гнезда шаровых головок взаимно подпружинены внутри цилиндра с упором в его завальцованные торцы, причем каждое гнездо шаровой головки сферического шарнира образовано из взаимодействующего с пружиной внутреннего диска, наружный диаметр которого меньше внутреннего диаметра завальцованного торца цилиндра, и наружной разрезной шайбы, прилегающей к завальцованному торцу цилиндра.
Патент РФ №2180626, МКИ 7 В 60 R 1/02, опубл. 20.03.2002.
Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является "Наружное зеркало заднего вида", содержащее корпус, в котором размещен отражательный элемент, соединенный с приводом регулировки его положения, у которого управляющий элемент выведен в салон транспортного средства, опору, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства, механизм поворота корпуса, размещенный между опорой и корпусом и снабженный тарировочной пружиной усилия его срабатывания, причем отражательный элемент закреплен на корпусе с возможностью его перемещения относительно корпуса и соединен с корпусом через привод регулировки положения отражательного элемента, механизм поворота корпуса снабжен опорной пластиной с резьбовой втулкой, неподвижно закрепленной на опоре, и установочной пластиной, неподвижно закрепленной на корпусе, надетой на резьбовую втулку и подпружиненной относительно опорной пластины тарировочной пружиной усилия срабатывания механизма поворота корпуса, при этом тарировочная пружина усилия срабатывания механизма поворота корпуса снабжена регулировочной гайкой, навернутой на вышеупомянутую резьбовую втулку.
Патент РФ №2178364, МПК 7 В 60 R 1/076, опубл. 20.01.2002.
Технический результат заключается в повышении стабильности фиксирования корпуса зеркала в рабочем или сложенном состоянии в критических ситуациях при повороте относительно опоры за счет оптимального подбора формы и геометрических размеров опорных поверхностей узла сочленения, а также повышение устойчивости корпуса зеркала относительно вертикальных и скручивающих внешних нагрузок за счет использования в пружинном элементе, соединяющем корпус и опору, двух цилиндрических пружин и оптимального их расположения, снижение трудозатрат при производстве зеркал за счет упрощения конструкции и, следовательно, более низкая себестоимость продукции.
Указанный технический результат достигается тем, что наружное зеркало заднего вида для транспортного средства содержит опору, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства, с которой пружинным элементом с возможностью разъема сопряжен корпус с отражательным элементом, последний, в свою очередь, снабжен приводом регулировки его положения относительно корпуса и управляющим элементом, выведенным в салон транспортного средства, при этом узел сочленения корпуса и опоры выполнен в виде двух опорных поверхностей развернутых друг относительно друга на угол складывания, равный 60°. Опорные поверхности выполнены плавно сглаженными с возможностью их центрирования при вхождении в контакт до полного зацепления в рабочем положении, а пружинный элемент выполнен в виде двух цилиндрических пружин, расположение которых как и усилие натяжения находятся в следующей зависимости:
Fу(2lн+l)6М дL
Fу(2lв+l)4М дL,
где М - масса корпуса зеркала с приводом и зеркальным элементом;
L - расстояние по горизонтали от точки касания до центра приложения массы корпуса зеркала;
Fу - сила упругого натяжения пружинного элемента в нормальном состоянии;
lн - расстояние от нижней точки касания до оси нижнего пружинного элемента;
l - расстояние между осями нижнего и верхнего пружинного элемента;
l в - расстояние от верхней точки касания до оси верхнего пружинного элемента;
g - ускорение свободного падения 9,8 м/сек2.
Изобретение поясняется чертежами фиг.1, 2, 3, 4:
фиг.1 - общий вид наружного зеркала;
фиг.2 - общий вид наружного зеркала (горизонтальное сечение);
фиг.3 - узел сочленения наружного зеркала (вертикальное сечение);
фиг.4 - общий вид наружного зеркала с показом трех возможных положений корпуса в различных дорожных ситуациях.
Наружное зеркало заднего вида (соответственно фиг.1, 2, 3, 4) содержит опору 1, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства, к которой пружинным элементом 2 прикреплен корпус 3, в котором расположен отражающий элемент 4, соединенный с корпусом через привод регулировки 5, обеспечивающий возможность регулирования положения отражающего элемента относительно корпуса непосредственно из салона транспортного средства посредством рукоятки управления 6, выведенной в салон. Связь между рукояткой и приводом регулировки, осуществляется посредством тросиков 7 - для тросового типа привода и проводов 7 - для электрического типа привода, проходящих через корпус и опору. Сочленение корпуса и опоры выполнено по поверхностям 8, развернутых друг относительно друга на угол 9 складывания корпуса зеркала. Пружинный элемент, прижимающий корпус к опоре и геометрия поверхности сочленения корпуса и опоры обеспечивают возможность складывания зеркала, то есть поворот корпуса зеркала относительно опоры в прямом и обратном направлении при приложении к корпусу внешнего усилия, превышающего пороговое значение усилия складывания, например при аварийной ситуации, или при переводе зеркала в парковочное положение, или при возврате корпуса в рабочее положение, а также фиксацию положения корпуса в рабочем положении 10 и в сложенном положении при повороте корпуса относительно опоры на угол складывания в прямом 11 и обратном 12 направлении.
На фиг.3 показано сечение узла сочленения опоры 1 и корпуса 3 вертикальной плоскостью. Для обеспечения фиксации корпуса 3 относительно опоры 1 в вертикальном направлении поверхность их сочленения выполнена в виде двух опорных поверхностей развернутых друг относительно друга на угол складывания 9, равный 60°, при этом опорные поверхности 13 выполнены плавно сглаженными с возможностью их центрирования при вхождении в контакт до полного зацепления. Пружинный элемент 2 выполнен в виде двух цилиндрических пружин, обеспечивающих максимальную устойчивость корпуса 3, в зависимости от его массы, площади поверхности и геометрических параметров, причем расположение пружин и усилия натяжения находятся в следующей зависимости:
Fу(2lн+l)6М дL
Fу(2lВ+l)4М дL,
где М - масса корпуса зеркала с приводом и зеркальным элементом ();
L - расстояние по горизонтали от точки касания до центра приложения массы корпуса наружного зеркала;
Fу - сила упругого натяжения пружинного элемента в нормальном состоянии;
lн - расстояние от нижней точки касания до оси нижнего пружинного элемента;
l - расстояние между осями нижнего и верхнего пружинного элемента;
lB - расстояние от верхней точки касания до оси верхнего пружинного элемента;
g - ускорение свободного падения 9,8 м/сек2.
Предлагаемое в качестве изобретения наружное зеркало заднего вида обеспечивает необходимую травмобезопасность, так как корпус зеркала складывается при приложении критического усилия, и устойчивое положение корпуса зеркала в сложенном "парковочном" положении, обладает повышенной устойчивостью к предельным нагрузкам и антивандальными действиям, поскольку не содержит жестких разрушающихся соединений, обеспечивает более высокую технологичность производства и низкую себестоимость.
Класс B60R1/06 установленные снаружи транспортного средства