тепловой аккумулятор для автотракторных двс

Классы МПК:F01P7/00 Регулирование потока охладителя
F01M5/02 обработка смазочного материала для облегчения пуска машины или двигателя, например подогрев 
F02N17/04 подогревом текучих сред двигателей
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Пензенская государственная архитектурно-строительная академия (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-07-29
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам для разогрева автотракторных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в условиях межсменного, безгаражного хранения при отрицательных температурах окружающего воздуха. Тепловой аккумулятор (ТА) содержит цилиндрический корпус с вакуумной теплоизоляцией, теплоаккумулирующий материалом (ТАМ), заслонки, регулирующие температурный режим ТАМ, и отличающийся тем, что дополнительно содержит датчики температуры, регулирующие нагрев теплового аккумулятора, поршневые гидропневмоаккумуляторы с установленными в одном из них двумя электроконтактами, управляющими электромагнитным клапаном, соединенным с гидропневмоаккумуляторами, эжекционной трубкой и пневмопроводом, а также выпускной электромагнитный и впускной клапаны. Изобретение обеспечивает подогрев и предпусковую прокачку трущихся узлов, а также снижение пусковых износов ДВС на 20-25%. 1 ил. тепловой аккумулятор для автотракторных двс, патент № 2287711

тепловой аккумулятор для автотракторных двс, патент № 2287711

Формула изобретения

Тепловой аккумулятор, содержащий теплоизолированный цилиндрический корпус, теплоаккумулирующий материал, трубу с заслонками, отличающийся тем, что дополнительно содержит датчики температуры, регулирующие нагрев теплового аккумулятора, поршневые гидропневмоаккумуляторы с установленными в одном из них двумя электроконтактами, управляющими электромагнитным клапаном, соединенным с гидропневмоаккумуляторами, эжекционной трубкой и пневмопроводом, а также выпускной электромагнитный и впускной клапаны.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к тепловым аккумуляторам и может быть использовано в системе предпусковой подготовки двигателей внутреннего сгорания в условиях отрицательных температур окружающего воздуха.

Известен аккумулятор тепла (патент РФ №2052734), содержащий теплоизолирующий корпус с входным и выходным отверстиями, к которым подключены впускная и выпускная трубы, размещенные в корпусе капсулы, заполненные изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим составом, и разделительные пластины.

Недостатком конструкции являются большие затраты электроэнергии при прокачке охлаждающей жидкости (ОЖ) для прогрева двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и на преодоление вязкостного сопротивления; невозможно осуществлять прогрев моторного масла; значительное время прогрева двигателя, большая теплорассеивающая площадь.

Наиболее близким техническим решением является конструкция теплового аккумулятора фазового перехода (патент РФ №2187049), содержащего теплоизолированный вакуумированный цилиндрический корпус со съемной крышкой, имеющей входное и выходное отверстия с запрессованными в них впускной и выпускной трубами, блок капсул заполнен изменяющим агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур теплоаккумулирующим материалом (ТАМ).

Недостатком этой конструкции является использование нагрева только ОЖ, недостаточный запас потенциальной энергии для прокачивания через смазочную систему рабочей жидкости.

Указанные недостатки устраняются в предложенном техническом решении за счет установки гидропневмоаккумуляторов и эжекционной трубки, обеспечивающих подачу масла в систему смазки ДВС под давлением, а также путем установки электроконтактов, электромагнитных клапанов и датчиков температуры, обеспечивающих регулируемый предпусковой подогрев масла перед запуском, что обеспечивает снижение износа кривошипно-шатунного механизма при пуске ДВС.

Признаки, отличающие предлагаемый тепловой аккумулятор от наиболее близкого к нему известного патента РФ №2187049, характеризуют наличие гидропневмоаккумуляторов; двух датчиков температуры управляющих работой заслонок; двух электроконтактов, управляющих работой электромагнитного клапана, соединенного с гидропневмоаккумуляторами, эжекционной трубкой и пневмопроводом, а также наличие выпускного электромагнитного и впускного клапана.

На чертеже показана конструкция теплового аккумулятора (ТА). ТА содержит цилиндрический корпус 1 с вакуумной теплоизоляцией 2, гидропневмоаккумуляторы 3, с внешней стороны окруженные теплоаккумулирующим материалом 4, изменяющим свое агрегатное состояние в рабочем диапазоне температур (100-150°С), перепускную трубу 5 с встроенными заслонками 6, нагнетательные поршни 7, разделяющие воздушные 8 и масляные 9 полости гидропневмоаккумуляторов, электромагнитный клапан 10, управление работой которого осуществляется через электроконтакты К1 и К2, размещенные внутри одного из гидропневмоаккумуляторов. К электромагнитному клапану 10 подсоединена тормозная пневмосистема 11 через пнев-мопровод 12 и эжекционная трубка 13. В состав ТА входят впускной клапан 14 и выпускной электромагнитный клапан 15, соединяющие масляную полость 8 гидропневмоаккумуляторов 3 с главной масляной магистралью (ГММ) 16. Контроль за температурным режимом ТАМ осуществляется датчиками температуры 17 (нижний предел регулирования) и 18 (верхний предел регулирования).

Тепловой аккумулятор работает следующим образом.

Зарядка ТА осуществляется в период работы ДВС. В начальный момент зарядки ТА выпускной электромагнитный клапан 15 отключен и закрыт. Нагнетательные поршни 7 находятся в крайнем левом положении и замыкают электроклапан К1. В это же время под действием сигнала от датчика температуры 17 открываются заслонки 6. В результате замыкания электроконтакта К1 включается электромагнитный клапан 10, который через эжекционную трубку 13 соединяет воздушные полости 8 гидропневмоаккумуляторов 3 с перепускной трубой 5. При этом за счет потока отработавших газов (ОГ) в эжекционной трубке 13 создается эжекция, в результате чего воздух из воздушных полостей 8 гидропневмоаккумуляторов 3 удаляется в перепускную трубу 5, при этом в воздушных полостях 8 создается разряжение. В результате разряжения моторное масло (ММ) из ГММ 16 под давлением поступает в масляные полости 9 гидропневмоаккумуляторов 3, открыв впускной клапан 14, и заряжает ТА. Когда нагнетательные поршни 7 переместятся в крайнее правое положение и один из поршней 7 замкнет электроконтакт К2 электромагнитный клапан 10 выключится и разъединит эжекционную трубку 13 с перепускной трубой 5 от воздушных полостей 8 гидропневмоаккумуляторов 3. При этом из тормозной пневмосистемы 11 через пневмопровод 12 в воздушные полости 8 под давлением поступит воздух и ММ, заполнившее масляную полость 9, окажется под давлением и закроет впускной клапан 14.

Нагрев ММ, заряженного в ТА, осуществляется за счет тепла, передаваемого от теплоаккумулирующего материала 4 через стенки пневмоаккумулятора 3. Нагрев теплоаккумулирующего материала 4 происходит за счет передачи тепла отработавших газов, омывающих стенки перепускной трубы 5. Контроль и регулирование температуры ММ внутри ТА осуществляется за счет датчиков температуры 17 и 18, которые управляют работой заслонок 6. Так, при достижении верхнего предела регулирования температурой теплоаккумулирующего материала 4 от датчика температуры 18 подается сигнал на закрытие заслонок 6, в результате чего нагрев прекращается.

Во время работы ДВС возможно остывание теплоаккумулирующего материала, что требует подзарядки ТА. Подзарядка ТА происходит следующим образом. При остывании теплоаккумулирующего материала 4 его температура достигнет нижнего предела, контролируемого датчиком температуры 17, в результате чего им будет подан сигнал на открытие заслонок 6 и ОГ, проходя через перепускную трубу 5, будут осуществлять нагрев теплоаккумулирующего материала 4.

При остановке двигателя заслонки 6 ТА закрыты. Моторное масло закрыто внутри ТА и сохраняет накопленное тепло за счет цилиндрического корпуса 1 с вакуумной теплоизоляцией 2.

Предпусковая прокачка двигателя и его предпусковой подогрев осуществляется в ходе разрядки ТА. Разрядка ТА происходит следующим образом. В момент запуска ДВС от системы электропуска в работу включается выпускной электромагнитный клапан 15, в результате чего за счет давления воздуха, подаваемого через пневмопровод 12 и электромагнитный клапан 10, из тормозной пневмосистемы 11 MM под давлением выдавливается нагнетательными поршнями 7 из масляных полостей 9 через открытый выпускной электромагнитный клапан 15 в ГММ 16. При этом впускной клапан 14 закрыт.

Предлагаемый тепловой аккумулятор имеет систему устройств, обеспечивающих его автоматическую зарядку и разрядку, регулируемый подогрев теплоаккумулирующего материала и его автоматизированную подзарядку тепловой энергией, качественный предпусковой подогрев ДВС и предпусковую прокачку трущихся узлов, что в целом обеспечит снижение пусковых износов ДВС на 20-25%.

Класс F01P7/00 Регулирование потока охладителя

охлаждающее устройство для транспортного средства, приводимого в движение двигателем внутреннего сгорания с турбонаддувом -  патент 2524479 (27.07.2014)
устройство и способ для нагрева теплоносителя, циркулирующего в системе охлаждения -  патент 2518764 (10.06.2014)
способ охлаждения компрессора дизеля -  патент 2515583 (10.05.2014)
термостат с электромагнитным управлением -  патент 2514553 (27.04.2014)
устройство для включения вентилятора -  патент 2509221 (10.03.2014)
способ управления расходом охлаждающей жидкости -  патент 2503831 (10.01.2014)
автоматический комбинированный микропроцессорный регулятор температуры тепловой машины с электрическим приводом вентилятора -  патент 2501961 (20.12.2013)
устройство управления для транспортного средства -  патент 2500903 (10.12.2013)
система жидкостного охлаждения тепловой машины -  патент 2493385 (20.09.2013)
автоматический комбинированный микропроцессорный регулятор температуры тепловой машины с механическим приводом вентилятора -  патент 2492335 (10.09.2013)

Класс F01M5/02 обработка смазочного материала для облегчения пуска машины или двигателя, например подогрев 

устройство для автоматической подготовки силовой установки военной гусеничной машины к пуску -  патент 2519623 (20.06.2014)
устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2514798 (10.05.2014)
устройство пуска двигателя внутреннего сгорания с сухим картером при отрицательных температурах окружающего воздуха и машины -  патент 2503845 (10.01.2014)
способ автоматизированного управления синхронным дизель-генератором -  патент 2488708 (27.07.2013)
устройство предпускового подогрева масла -  патент 2446318 (27.03.2012)
система смазки двигателя -  патент 2415281 (27.03.2011)
устройство для облегчения холодного пуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2391520 (10.06.2010)
способ и система предпускового прогрева двигателя внутреннего сгорания -  патент 2386820 (20.04.2010)
система пуска газопоршневого агрегата мини-тэц -  патент 2366826 (10.09.2009)
автоматизированная система прогрева тепловозов при горячем простое -  патент 2324826 (20.05.2008)

Класс F02N17/04 подогревом текучих сред двигателей

система пуска газопоршневого агрегата мини-тэц -  патент 2366826 (10.09.2009)
система подогрева двигателя внутреннего сгорания и отопления салона автотранспорта -  патент 2350775 (27.03.2009)
устройство для предварительного подогрева дизельного топлива -  патент 2342557 (27.12.2008)
автоматизированная система прогрева тепловозов при горячем простое -  патент 2324826 (20.05.2008)
способ и система подогрева двигателя внутреннего сгорания и отопления салона автотранспорта -  патент 2293207 (10.02.2007)
устройство для подвода тепла к охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания -  патент 2282050 (20.08.2006)
устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2268393 (20.01.2006)
устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2267645 (10.01.2006)
впускной коллектор силовой установки транспортного средства -  патент 2227224 (20.04.2004)
система управления предпусковым жидкостным подогревателем двигателя внутреннего сгорания -  патент 2213251 (27.09.2003)
Наверх