тренажер транспортного средства
Классы МПК: | G09B9/04 наземными |
Автор(ы): | Соколов Борис Васильевич (RU), Смирнова Екатерина Александровна (RU) |
Патентообладатель(и): | Соколов Борис Васильевич (RU), Смирнова Екатерина Александровна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-03-28 публикация патента:
20.03.2008 |
Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для создания автомобильных тренажеров с имитацией аварийных ситуаций. Устройство содержит тележку и кресло водителя с рулевым колесом. Тележка имеет четыре колеса и может двигаться по наклонным рельсам до упора, которые установлены с возможностью изменения уклона при помощи шарнира и домкрата. На тележке установлены бампер с тормозными пружинами и неподвижная зубчатая шестерня. Кресло водителя установлено на тележке на шарикоподшипнике, перед креслом установлено рулевое колесо, связанное тягами с ручкой передачи и с передвижной зубчатой шестерней, находящейся внутри капота. Также на кресле установлены тормозной рычаг и поворотное устройство, холостая тормозная педаль, ремень безопасности. Поворотное устройство, осуществляющее вращение кресла водителя во время движения, включает один или более бугорков, осуществляющих подброс колес тележки во время движения и установленных на рельсах, и одну или более упругих труб, осуществляющих бортовое столкновение или занос кресла водителя и установленных с разных сторон рельс. При этом неподвижная зубчатая шестерня и передвижная зубчатая шестерня образуют механизм поворота кресла водителя, осуществляющего совмещение оси капота с осью тележки, за счет вращения передвижной зубчатой шестерни вокруг неподвижной зубчатой шестерни. Сцепление и разъем шестерней осуществляется ручкой передачи, связанной тягой с рулевым колесом, причем на капоте и упоре нанесены соответственно стрелка и шкала для определения степени подготовки водителя. Технический результат заключается в повышении водительского мастерства в аварийных ситуациях и повышении вестибулярной устойчивости организма водителей. 2 ил.
Формула изобретения
Тренажер транспортного средства, включающий в себя тележку и кресло водителя с рулевым колесом, отличающийся тем, что тележка имеет четыре колеса и может двигаться по наклонным рельсам до упора, которые установлены с возможностью изменения уклона при помощи шарнира и домкрата, на тележке установлены бампер с тормозными пружинами и неподвижная зубчатая шестерня, кресло водителя установлено на тележке на шарикоподшипнике, перед креслом установлено рулевое колесо, связанное тягами с ручкой передачи и с передвижной зубчатой шестерней, находящейся внутри капота, на кресле установлены тормозной рычаг и поворотное устройство, холостая тормозная педаль, ремень безопасности, поворотное устройство, осуществляющее вращение кресла водителя во время движения, включает один или более бугорков, осуществляющих подброс колес тележки во время движения и установленных на рельсах, и одну или более упругих труб, осуществляющих бортовое столкновение или занос кресла водителя и установленных с разных сторон рельс, при этом неподвижная зубчатая шестерня и передвижная зубчатая шестерня образуют механизм поворота кресла водителя, осуществляющего совмещение оси капота с осью тележки, за счет вращения передвижной зубчатой шестерни вокруг неподвижной зубчатой шестерни, причем сцепление и разъем шестерней осуществляется ручкой передачи, связанной тягой с рулевым колесом, причем на капоте и упоре нанесены соответственно стрелка и шкала для определения степени подготовки водителя.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области автомобильного транспорта. Цель изобретения: повышение водительского мастерства и уровня безопасности на автомобильных дорогах путем формирования навыков и умения правильно действовать в критических ситуациях.
Использование различных тренажеров является эффективным способом обучения водителей автотранспортных средств, но в большинстве случаев обучение сводится к использованию стендов и киноустановок, которые только имитируют аварийные ситуации и движение транспортного средства, чего недостаточно для ощущения аварийной обстановки и выхода из нее.
Предлагаемое изобретение дает такую возможность. Оно обеспечивает нахождение обучаемого внутри аварийной ситуации в момент движения транспортного средства.
Наиболее близкими прототипами предлагаемого изобретения являются:
А. Тренажер транспортного средства SU 1508265 A1 (G09B 9/04), который содержит кабину с креслом, приборный щиток с имитаторами поворотов, рулевое колесо и возможность поворота кабины в небольших отклонениях.
В. Устройство для имитации визуальной обстановки SU 1010641 А (G09B 9/04), которое содержит кабину с органами управления, макет местности, телеустановку с экраном для обучения навыкам визуального управления транспортными средствами.
Основным недостатком данных прототипов является то, что они не создают реальную обстановку, а только имитируют ее, а поэтому не обеспечивают тренировку водителей при неоднократных упражнениях, связанных с воздействием на организм и память обучающихся нестандартными ускорениями.
Положительным эффектом предлагаемого изобретения является то, что оно позволяет преодолеть обычный недостаток водителей, заключающийся в неумении действовать в критических ситуациях из-за отсутствия такого опыта или длительной тренировки в реальных условиях.
Кроме того, предлагаемое изобретение повышает сопротивляемость организма, укрепляет вестибулярную устойчивость к ускорениям, перегрузкам и вращению, а также дает возможность осуществлять оперативный контроль и самоконтроль за обучением.
На фиг.1 изображен общий вид тренажера.
На фиг.2 - вид сверху в момент разворота кресла водителя.
Предлагаемое изобретение состоит из самокатной тележки 1 на четырех колесах, кресла водителя 2 на шарикоподшипнике 3 с ремнем безопасности 4. Перед креслом установлено рулевое колесо 5, связанное тягами с ручкой передачи 6 и с передвижной рабочей зубчатой шестеренкой 7, находящейся внутри капота 8 и установленной на круглом металлическом шаре 9. На кресле установлены тормозной рычаг 10 и поворотное устройство 11. На тележке установлены неподвижная зубчатая шестерня 12, бампер 13 и две пружины 14, соединенные с бампером. Тележка двигается по наклонным рельсам 15 до упора 16. Рельсы установлены с возможностью менять уклон при помощи шарнира 17 и домкрата 18. На рельсах закреплены стойки 19 и вращающаяся труба 20. С правой стороны от рельс устанавливается гибкая упругая труба 21, осуществляющая бортовое столкновение или занос автомобилей при аварии. На правой рельсе имеется бугорок 22, осуществляющий подброс тренажера при движении. Слева от рулевого колеса имеется холостая тормозная педаль 23. В капоте имеется щель 24 и две ямки 25 для передвижения рулевого колеса и рабочей шестеренки на металлическом шаре 9 до сцепления с неподвижной шестерней 12.
Предлагаемое изобретение используется следующим образом.
Перед началом занятий тренажер затаскивают вручную, как водители обычно толкают автомобили, в верхнее исходное положение и закрепляют рычагом 10 за трубу 20. Затем при помощи домкрата 18 устанавливают заданный уклон или оставляют прежний. Далее обучаемый садится в кресло 2, пристегивается ремнем безопасности 4 и по команде инструктора нажимает рычаг 10 вниз, после чего тренажер движется самостоятельно по уклону, постепенно разгоняясь. По пути движения тренажер наезжает на бугорок 22 и подпрыгивает. В этот момент он задевает поворотным устройством 11 за упругую трубу 21 и происходит разворот кресла 2 в сторону от трубы. Такие случаи на дорогах происходят довольно часто. Так известный артист Н.П.Караченцев попал точно в такую же ситуацию и не справился с управлением рулевым колесом. Для того, чтобы набраться опыта, как брать под свой контроль подобную ситуацию, необходимо за оставшееся время до столкновения с упором 16 научиться успевать дернуть на себя ручку передачи 6, чтобы соединить рабочую шестеренку 7 с шестерней 12 и вращением рулевого колеса 5 совместить ось капота с осью тележки за счет вращения шестеренки 7 вокруг шестерни 12. При этом тормозная педаль 23 не работает, ее заменяют пружины 13, и тренажер ударяется в упор 16, что создает ощущение реального столкновения.
Если при этом стрелка на капоте совместится со стрелкой на упоре или попадет на «плюс», то зачет считается принятым, а если нет, то это упражнение следует повторять до тех пор, пока обучаемый не научится это делать достаточно уверенно.
По пути движения тренажера можно устанавливать несколько гибких труб 21 и бугорков 22 с разных сторон при более удлиненном рельсовом пути и предельно увеличивать уклон рельс для повышения степени обучения, необходимого для специалистов более высокого класса. Например, автогонщиков, водителей правительственного автотранспорта, водителей для массовой перевозки детей, а также в горной местности.
При неоднократном использовании этого тренажера вырабатывается устойчивая и быстрая реакция по ликвидации аварийных ситуаций при заносах, ударах, подбросах и бортовых столкновениях транспортных средств. Это значительно снизит аварийность на автомобильных дорогах.