устройство для предотвращения захвата гражданского самолета
Классы МПК: | B64D25/06 привязные ремни B60R21/12 защищающие экипаж и пассажиров от нападения внутри или снаружи транспортного средства |
Автор(ы): | Белый Давид Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-08-28 публикация патента:
27.03.2009 |
Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов. Устройство размещено на пассажирских креслах, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, и подключено к пульту управления в кабине пилотов. Каждое из кресел содержит каркас, спинку, сиденье, опору для ног и боковины в виде установленных по краям кресла с его рабочей стороны по всей длине мягких валиков круглого поперечного сечения с выполненными в них в областях спинки, сиденья и опоры для ног совокупности пар расположенных напротив друг друга прорезей. Устройство снабжено механизмом жесткой фиксации пассажира в кресле, выполненным в виде системы упругих пружинных лент, крайние части каждой из которых свернуты в рулоны, установленные с натягом в соответствующую пару прорезей соосно с валиками боковин, и зафиксированы электромеханическим стопором. Средняя плоская часть пружинной ленты прижата к рабочий поверхности кресла с прикреплением к последнему в его середине. Стопор каждой пружинной ленты подключен к контактам на пульте управления, соответствующим номеру данного кресла и области расположения пружинной ленты на кресле, и соединен с источником электрического сигнала. Достигается повышение безопасности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенное на пассажирских креслах, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, и подключенное к пульту управления в кабине пилотов, отличающееся тем, что каждое из кресел содержит каркас, спинку, сиденье, опору для ног и боковины в виде установленных по краям кресла с его рабочей стороны по всей длине мягких валиков круглого поперечного сечения с выполненными в них в областях спинки, сиденья и опоры для ног совокупности пар расположенных напротив друг друга прорезей, при этом устройство снабжено механизмом жесткой фиксации пассажира в кресле, выполненным в виде системы упругих пружинных лент, крайние части каждой из которых свернуты в рулоны, установленные с натягом в соответствующую пару прорезей соосно с валиками боковин, и зафиксированы электромеханическим стопором, а средняя плоская часть ленты прижата к рабочей поверхности кресла с прикреплением к последнему в его середине, причем стопор каждой пружинной ленты подключен к контактам на пульте управления, соответствующим номеру данного кресла и области расположения пружинной ленты на кресле и соединенным с источником электрического сигнала.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый электромеханический стопор выполнен в виде плоской катушки, размещенной на наружной поверхности соответствующей области кресла, и сердечников-фиксаторов, упругоустановленных в соосных осевых отверстиях валиков боковин и рулонов ленты вблизи торцов катушки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов и, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов.
Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и с нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиком, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ на изобретение №2224691, кл. В64D 45/00; G08В 15/02, 2002 [1]/.
Недостатками известного устройства являются значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины, опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, образующейся наркотической смеси.
Известно также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащие установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно-управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления стрельбой, а также видеокамерой общего обзора и лазерный целеуказатель /см. патент РФ на изобретение №2269817, кл. G08В 15/00, 2004 [2]/.
Недостатками данного устройства являются значительная сложность и стоимость, опасность разгерметизации салона при стрельбе и поражения пассажиров.
Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является устройство для защиты воздушного судна от террористов, включающее пассажирские кресла с установленными в них баллонами с нейтрализующим газом, видеокамеры обзора салона и вспомогательных помещений и пульт управления вентиляцией салона и баллонами с газом, расположенный в кабине пилотов /см. патент РФ на изобретение №2002309, кл. G08В 15/00, В64D 13/00, 1991 [3]/, и принятое за прототип.
Недостатком известного устройства-прототипа является опасность воздействия на пассажира, особенно на детей и стариков, а также на пилотов при нарушении герметичности кабины, нейтрализующего газа наркотического действия, то есть низкая безопасность полетов.
Сущность изобретения заключается в создании сравнительно простого, надежного и недорогого устройства для предотвращения захвата гражданского самолета, полностью исключающего как опасность для пассажиров и пилотов, так и непосредственно для живучести самолета и предусматривающего обнаружение предполагаемых террористов, их последующую фиксацию непосредственно в пассажирском кресле, а в случае предпринятия ими попыток активных действий - их полную жесткую фиксацию в кресле.
Технический результат - повышение безопасности полетов гражданских самолетов за счет своевременного пресечения действий по их захвату.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве для предотвращения захвата гражданских самолетов, размещенном на креслах, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона и подключенном к пульту управления в кабине пилотов, особенность заключается в том, что каждое из кресел содержит каркас, спинку, сиденье, опору для ног и боковины в виде установленных по краям кресла с его рабочей стороны по всей длине мягких валиков круглого поперечного сечения с выполненными в них в областях спинки, сиденья и опоры для ног совокупности пар расположенных напротив друг друга прорезей, при этом устройство снабжено механизмом жесткой фиксации пассажира в кресле, выполненном в виде системы упругих пружинных лент, крайние части каждой из которых свернуты в рулоны /спиральные пружины/, установленные с натягом в соответствующую пару прорезей соосно с валиками боковин, и зафиксированы электромеханическим стопором, а средняя плоская часть ленты прижата к рабочей поверхности кресла с прикреплением к последнему в его середине, причем стопоры каждой пружинной ленты подключены к контактам на пульте управления, соответствующим номеру данного кресла и области расположения ленты на кресле, соединенным с источником электрического сигнала. При этом каждый электромеханический стопор выполнен в виде плоской катушки, размещенной на наружной поверхности соответствующей области кресла, и сердечников-фиксаторов, упруго установленных в соосных осевых отверстиях валиков боковин и рулонов ленты вблизи торцов катушки.
На фиг.1 схематично представлено одно из пассажирских кресел с предлагаемым устройством в рабочем состоянии, общий вид; на фиг.2 - элемент механизма фиксации после срабатывания устройства; на фиг.3 - вид А на фиг.1 с местным разрезом.
Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета размещено на пассажирских креслах 1, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, и подключено к пульту управления в кабине пилотов, соединенному с источником электрического сигнала /на чертежах видеокамера, пульт управления и источник сигнала не показаны/. Каждое из кресел 1 содержит каркас 2, спинку 3, сиденье 4, опору для ног 5 и боковины в виде установленных по краям кресла 1 с его рабочей стороны, на которой располагается пассажир 6 /на чертежах показан пунктиром/, по всей длине кресла 1 мягких валиков 7, 8 круглого поперечного сечения с выполненными в них в областях спинки 3, сиденья 4, опоры для ног 5 и т.д. совокупности пар расположенных напротив друг друга прорезей 9, 10, 11. Кроме того, устройство снабжено механизмом жесткой фиксации пассажира в кресле 1, выполненном в виде системы упругих пружинных лент 12, 13; 14, 15; 16, 17, размещенных соответственно в областях спинки 3, сиденья 4 и опоры для ног 5. При этом крайние части каждой ленты свернуты в рулоны /спиральные пружины/ 12, 14, 16 и установлены с натягом в соответствующую пару прорезей 9, 10, 11 соосно с валиками 7, 8 боковин и зафиксированы электромеханическим стопором, а средние плоские части 13, 15, 17 пружинных лент 12, 13; 14, 15; 16, 17 прижаты к рабочим поверхностям кресла 1 под размещенным пассажиром 6 соответственно в областях спинки 3, сиденья 4 и опоры для ног 5 и прикреплены к креслу 1 в серединах данных областей по ширине кресла 1 с помощью специальных винтов 18. Электромеханический стопор каждой пары рулонов 12, 14, 16 в прорезях 9, 10, 11 валиков-боковин 7, 8 выполнен /на фиг.2 и 3 показан один из трех элементов механизма фиксации в области спинки 3 и, соответственно, только пружинная лента 12, 13, прорези 9 и один электромеханический стопор/ в виде плоской катушки 19, размещенной на наружной поверхности соответствующей области кресла 1 /в данном случае - на спинке 3/, и сердечников-фиксаторов 20, упруго установленных с помощью цилиндрических пружин 21 в соосных осевых отверстиях - глухих отверстиях 22 в валиках 7, 8 и сквозных отверстиях 23 на оси рулонов 12 - вблизи торцов катушки 19, причем пружины 21 прикреплены торцом к дну отверстий 22 и обеспечивают возможность полного втягивания сердечников 20 внутрь глухих отверстий 22 при подаче электрического сигнала в катушку 19. При этом катушки 19 каждого из стопоров подключены к контактам специального пульта управления в кабине пилотов с указанием на контактах как номера данного кресла 1, так и области расположения катушки 19 на данном кресле /спинка, сиденье, опора для ног и т.д./. Валики 7, 8 выполнены из эластичного негорючего пластика, пружинные ленты 12, 13; 14, 15; 16, 17 - из высокоуглеродистой стали марок У8А, У9А и т.п.
Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.
В исходном состоянии пассажир 6 сидит в кресле 1, катушки 19 обесточены, пружины 21 расжаты, сердечники-стопоры 20 введены в осевые отверстия 23 рулонов 12, 14, 16, за счет этого последние зафиксированы внутри прорезей 9, 10, 11 в боковинах-валиках 7, 8, плоские средние части 13, 15, 17 упругих лент расположены под пассажиром 6 /они могут быть закрыты специальной накидкой/ на рабочей поверхности кресла 1. С помощью расположенной в салоне видеокамеры общего обзора пилоты, находясь в кабине, обнаруживают пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения террористического захвата самолета, и принимают меры по его изоляции. Для этого на специальном пульте, находящемся здесь же в кабине пилотов, нажимается одна из трех кнопок для каждого кресла, соответствующая одной из трех областей данного кресла, например, области спинки 3 /естественно, механизм фиксации не обязательно выполняется из трех, а может содержать любое число пружинных лент/, сигнал с контактов пульта подается в катушку 19, при этом оба сердечника-фиксатора 20 вблизи обоих торцов катушки 19, сжимая пружины 21, втягиваются внутрь глухих отверстий 22 в валиках 7, 8, рулоны 12 /спиральные пружины/ освобождаются и скачком выскакивают из прорезей 9, упругая лента 12, 13 сжимается в кольцо /см. фиг.2/ и с натягом охватывает тело пассажира 6 в области грудной клетки, при этом оба рулона 12 на груди пассажира упираются друг в друга, прижимая пассажира 6 к креслу 1 и не давая ему возможности покинуть кресло 1. В случае предпринятия пассажиром 6 активных действий по своему освобождению, попыток что-нибудь вытащить и т.п. нажимаются две остальные /или более/ кнопки для данного кресла 1, срабатывают остальные пружинные ленты 14, 15; 16, 17 и т.д., в результате чего пассажир оказывается полностью жестко зафиксирован в областях таза, ног и т.п.
Таким образом, предлагаемое устройство, отличаясь предельной простотой, позволяет повысить безопасность полетов в гражданских самолетах. Не создавая опасности для пассажиров, членов экипажа, а также живучести всего самолета, оно дает возможность нейтрализовать представляющего возможную опасность пассажира, а в случае необходимости - полностью его физически обезвредить, предоставив экипажу время для осуществления дальнейших действий.
Класс B64D25/06 привязные ремни
Класс B60R21/12 защищающие экипаж и пассажиров от нападения внутри или снаружи транспортного средства