автоматический регулятор зазора в пневматических тормозах транспортных средств
Классы МПК: | F16D65/52 автоматически действующие в одном направлении для ограничения максимального зазора |
Патентообладатель(и): | Березовский Николай Петрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-03-11 публикация патента:
27.11.2009 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, регулирующим зазор между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном в пневматических тормозах. Автоматический регулятор зазора содержит разжимное устройство тормозных колодок с храповым механизмом, приводной рычаг, управляющее устройство, ограничитель поворота вала разжимного кулака. Ограничитель поворота вала состоит из двух втулок, коаксиально расположенных на валу разжимного устройства, и прижимной пружины. Одна из втулок является по отношению к другой наружной и имеет внутреннее конусообразное отверстие. Вторая втулка является внутренней и имеет наружную ответную конусообразность. Длина внутренней втулки превышает длину наружной втулки. Прижимная пружина расположена между торцом наружной втулки и резьбовой гайкой, установленной на части внутренней втулки. На внешней поверхности наружной втулки установлено управляющее устройство, контролирующее изменение зазора в тормозном механизме. Управляющее устройство выполнено в виде упора, жестко соединенного с внешней поверхностью наружной втулки. Верхняя часть упора находится в отверстии ограничителя хода рычага, который жестко соединен с полуосью привода тормозной системы. Достигается улучшение технических характеристик устройства и упрощение эксплуатации тормозной системы в неблагоприятных погодных условиях. 1 ил.
Формула изобретения
Автоматический регулятор зазора в пневматических тормозах транспортных средств, содержащий разжимное устройство тормозных колодок с храповым механизмом, приводной рычаг, соединенный со штоком тормозной камеры, управляющее устройство, ограничитель поворота вала разжимного кулака, отличающийся тем, что ограничитель поворота вала состоит из двух втулок, коаксиально расположенных на валу разжимного устройства, при этом одна из втулок является по отношению к другой наружной и имеет внутреннее конусообразное отверстие, вторая втулка является внутренней и имеет наружную ответную конусообразность, причем длина внутренней втулки превышает длину наружной втулки, а также расположенную между торцом наружной втулки и резьбовой гайкой, установленной на части внутренней втулки, прижимную пружину, на внешней поверхности наружной втулки установлено управляющее устройство, контролирующее изменение зазора в тормозном механизме, выполненное в виде упора, жестко соединенного с внешней поверхностью наружной втулки, верхняя часть упора находится в отверстии ограничителя хода рычага, который жестко соединен с полуосью привода тормозной системы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам, регулирующим зазор между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном в пневматических тормозах.
Известен автоматический регулятор зазора в пневматических тормозах транспортных средств, содержащий разжимное устройство тормозных колодок с храповым механизмом и подпружиненный ограничитель возврата разжимного устройства, при этом регулятор снабжен управляющим устройством, выполненным в виде пневмоцилиндра, в полости которого, сообщенной с полостью тормозной камеры, установлен шток, связанный с одной стороны с ограничителем возврата разжимного устройство, а с другой - с подпружиненной диафрагмой пневмоцилиндра (а.с. № 296925, публ. 02.03.1971).
Недостатком известного устройства является неудобство эксплуатации тормозной системы, особенно в неблагоприятных погодных условиях, а также повышенная опасность движения при торможении транспортного средства. Неудобство эксплуатации обусловлено тем, что при увеличении зазора между тормозными колодками и барабаном водителю приходится вручную при помощи винтового устройства регулировать величину указанного зазора, для чего ему необходимо покинуть транспортное средство и провести регулировку зазора на каждом колесе. Повышенная опасность движения обусловлена тем, что при увеличенном зазоре увеличивается путь торможения за счет позднего срабатывания тормоза.
Указанные недостатки устраняются заявляемым изобретением, в котором автоматический регулятор зазора в пневматических тормозах транспортных средств содержит разжимное устройство тормозных колодок с храповым механизмом; приводной рычаг, соединенный со штоком тормозной камеры; управляющее устройство; ограничитель поворота вала разжимного устройства, при этом ограничитель поворота вала состоит из двух втулок, коаксиально расположенных на валу разжимного устройства, причем одна из втулок является по отношению к другой наружной и имеет внутреннее конусообразное отверстие, вторая втулка является внутренней и имеет наружную ответную конусообразность, причем длина внутренней втулки превышает длину наружной втулки расположенную между торцом наружной втулки и резьбовой гайкой, установленной на части внутренней втулки, прижимную пружину на внешней поверхности наружной втулки установлено управляющее устройство, контролирующее изменение зазора в тормозном механизме, выполненное в виде кронштейна, жестко соединенного с внешней поверхностью наружной втулки, верхняя часть кронштейна находится в отверстии ограничителя хода рычага, который жестко соединен с полуосью привода тормозной системы храповой механизм расположен на противоположном торце вала разжимного устройства, связанный со штоком тормозной камерой посредством приводного рычага.
Заявляемое устройство иллюстрируется чертежом, где изображен общий вид заявляемого автоматического регулятора зазора, номерами обозначены следующие позиции: 1 - приводной рычаг разжимного устройства; 2 - храповик; 3 - вал разжимного устройства; 5 - наружная втулка; 5 - внутренняя втулка; 6 - гайка; 7 - прижимная пружина; 8 - ограничитель хода разжимного устройства; 9 - упор; 10 - полуось тормозного привода.
Разжимное устройство состоит из разжимного кулака (не показан), расположенного на валу 3 разжимного устройства, на противоположном конце вала расположен храповик 2, соединенный со штоком тормозной камеры (не показаны) приводным рычагом 1. На валу 3 установлен ограничитель поворота вала, состоящий из коаксиально расположенных на валу двух втулок 4 и 5. Причем втулка 5 является по отношению к втулке 4 внутренней и имеет конусообразную наружную поверхность. Втулка 4 является наружной и имеет ответную конусообразную внутреннюю поверхность. Длина втулки 5 превышает длину наружной втулки. Управляющее устройство выполнено в виде упора, жестко соединенного с наружной поверхностью втулки 5, верхняя часть указанного упора расположена в отверстии ограничителя хода 8 разжимного устройства 2, при этом длина отверстия равна величине зазора, между накладкой тормозной колодки тормозным барабаном. Ограничитель хода жестко соединен с полуосью 10 приводного вала.
Устройство работает следующим образом. При торможении транспортного средства приводной рычаг поворачивается по часовой стрелке, и храповой механизм поворачивает вал разжимного устройства, чем осуществляется затормаживание. Сжатый воздух, поступающий в тормозную камеру, выталкивает шток, который воздействует на приводной рычаг, поворачивая его до упора в стенку В отверстия ограничителя хода рычага.
Поскольку расстояние между стенками А и В отверстия, в котором перемещается упор ограничителя хода, соответствует величине оптимального зазора между накладкой и тормозной колодкой, то наступает торможение транспортного средства с оптимальным путем торможения.
В процессе оттормаживания приводной рычаг поворачивается против часовой стрелки и возвращается в первоначальное положение. В момент снижения давления в тормозной камере шток совершает движение в первоначальное положение совместно с приводным рычагом и конусообразными втулками, перемещая втулки с ограничителем хода касания до упора со стенкой А. Расстояние между стенками А и В выбрано такое, чтобы обеспечивался необходимый оптимальный зазор между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном. В случае износа накладки этот зазор не изменится, а храповик повернется вместе с разжимным устройством и конусообразными втулками на величину, соответствующую величине износа накладки. Выступы храпового колеса переместятся на другие впадины храповика.
Класс F16D65/52 автоматически действующие в одном направлении для ограничения максимального зазора