привод тормоза с компенсатором износа
Классы МПК: | F16D65/14 приводные механизмы для тормозов; средства для включения тормоза в заранее заданном положении F16D65/52 автоматически действующие в одном направлении для ограничения максимального зазора B64C25/42 размещение и конструктивные особенности тормозов |
Автор(ы): | Зубов Юрий Иванович (RU), Никифорова Ирина Николаевна (RU), Тузлукова Татьяна Павловна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Авиационная корпорация "Рубин" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-07-22 публикация патента:
20.10.2010 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может найти применение в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей. Привод содержит цилиндр, установленный в нем полый поршень, размещенные в полости поршня средство фиксации в виде конической втулки с коническими вкладышами, средство растормаживания в виде упругого элемента, расположенного между конической втулкой и нажимным кольцом, установленным подвижно на цилиндрической направляющей, жестко связанной с цилиндром, и средство возврата поршня в исходное положение. Упругий элемент средства растормаживания выполнен в виде пружины сжатия. Нажимное кольцо выполнено в виде нажимной втулки с радиальными отверстиями. Коническая втулка средства фиксации установлена относительно выполненной внутри поршня торцовой поверхности с гарантированным зазором, обеспечивающим передачу усилия пружины сжатия к коническим вкладышам. Конические вкладыши подвижно установлены в радиальных отверстиях нажимной втулки и создают силу трения их по цилиндрической направляющей, заведомо большую усилия пружины сжатия. Достигается снижение осевых габаритов привода и расширение функциональных возможностей привода тормоза за счет обеспечения его использования в тормозных системах независимо от величин давления в линиях слива. 2 ил.
Формула изобретения
Привод тормоза с компенсатором износа, содержащий цилиндр, установленный в нем полый поршень, размещенные в полости поршня средство фиксации в виде конической втулки с коническими вкладышами, средство растормаживания в виде упругого элемента, расположенного между конической втулкой и нажимным кольцом, установленным подвижно на цилиндрической направляющей, жестко связанной с цилиндром, и средство возврата поршня в исходное положение, отличающийся тем, что упругий элемент средства растормаживания выполнен в виде пружины сжатия, нажимное кольцо в виде нажимной втулки с радиальными отверстиями, а коническая втулка средства фиксации установлена относительно выполненной внутри поршня торцовой поверхности с гарантированным зазором, обеспечивающим передачу усилия пружины сжатия к коническим вкладышам, подвижно установленным в радиальных отверстиях нажимной втулки и создающим силу трения их по цилиндрической направляющей заведомо большую усилия пружины сжатия.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может быть использовано в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей.
Известен привод тормоза с компенсатором износа, содержащий цилиндр, установленный в нем полый поршень, размещенные в полости поршня средство фиксации в виде конической втулки с коническими вкладышами, подвижно установленными на жестко связанной с цилиндром цилиндрической направляющей и поджатыми к ней через коническую втулку упругим элементом с одной стороны и пружиной - с другой, средство растормаживания, состоящее из упругого элемента, выполненного в виде прорезного пружинного кольца, и подвижного к конической втулке нажимного кольца, установленного на цилиндрической направляющей с заданным зазором относительно конических вкладышей, и средство возврата поршня в исходное положение, которое организовано выполненной внутри поршня торцовой поверхностью, взаимодействующей с торцовой поверхностью конической втулки.
Недостаток известного привода тормоза заключается в том, что он не может быть использован в тормозных системах при давлениях в линии слива больше 5 кгс/см 2, так как усилия со стороны упругого элемента и пружины, поджимающей конические вкладыши к конической втулке, действуют навстречу друг другу, вследствие чего результирующая сила оказывается недостаточной для преодоления противодавления.
Технический результат от использования предлагаемого технического решения заключается в расширении функциональных возможностей привода за счет обеспечения его использования в тормозных системах независимо от величин давления в линии слива.
Указанный результат достигается за счет того, что в предлагаемой конструкции привода тормоза с компенсатором износа упругий элемент средства растормаживания выполнен в виде пружины сжатия, нажимное кольцо в виде нажимной втулки с радиальными отверстиями, а коническая втулка средства фиксации установлена относительно выполненной внутри поршня торцовой поверхности с гарантированным зазором, обеспечивающим передачу усилия пружины сжатия к коническим вкладышам, подвижно установленным в радиальных отверстиях нажимной втулки и создающим силу трения их по цилиндрической направляющей, заведомо большую усилия пружины сжатия.
На фиг.1 изображен продольный разрез привода тормоза по оси цилиндра.
На фиг.2 - поперечный разрез по конической втулке и коническим вкладышам.
Привод тормоза с компенсатором износа содержит цилиндр 1, внутри которого установлены полый поршень 2 и цилиндрическая направляющая 3, жестко связанная с цилиндром 1. В полости поршня размещены средство фиксации в виде конической втулки 4 с коническими вкладышами 5, средство растормаживания, состоящее из упругого элемента, например пружины сжатия 6 и нажимной втулки 7, установленной на цилиндрической направляющей 3 с возможностью перемещения по ней и жестко связанной с поршнем 2 посредством стопорного кольца 8 и пружины 6. Нажимная втулка 7 установлена с заданным зазором А относительно конических вкладышей 5, подвижно установленных в радиальных отверстиях 9, выполненных в нажимной втулке 7 и создающих силу трения их по цилиндрической направляющей 3, заведомо большую усилия пружины 6. При этом средство возврата поршня в исходное положение организовано выполненной внутри поршня торцовой поверхностью 10, предназначенной для взаимодействия с торцевой поверхностью конической втулки 4, которая установлена относительно торцовой поверхности 10 с гарантированным зазором А, обеспечивающим передачу усилия пружины 6 к коническим вкладышам 5 для создания силы трения последних по цилиндрической направляющей 3.
Привод тормоза с компенсатором износа работает следующим образом. При подаче рабочей жидкости в полость цилиндра 1 поршень 2 начинает перемещаться, вместе с ним, сжимая пружину 6, перемещается нажимная втулка 7 по цилиндрической направляющей 3, выбирая зазор А и воздействуя торцовой поверхностью 11 на вкладыши 5, заставляя их вместе с конической втулкой 4 скользить по цилиндрической направляющей 3, обеспечивая тем самым продвижение поршня 2 до полного выбора зазора в тормозном пакете (условно не показан), после чего происходит затормаживание.
При сбросе давления под действием усилия сжатой пружины 6 перемещается нажимная втулка 7 и вместе с ней поршень 2 в обратном направлении, восстанавливая зазор А и все зазоры в тормозном пакете. Так происходит растормаживание.
Замена изношенных в процессе эксплуатации фрикционных дисков осуществляется путем приложения необходимого усилия к поршню 2, под воздействием которого коническая втулка 4, взаимодействующая с внутренней торцовой поверхностью 10 поршня освобождается от зацепления с коническими вкладышами 5, устраняя тем самым силу трения последних по направляющей 3.
Предложенное техническое решение позволит существенно уменьшить осевые габариты привода тормоза и использовать его в тормозных системах с большим давлением в линии слива.
Источники информации
Патент РФ № 2175616, В60Т17/08.
Класс F16D65/14 приводные механизмы для тормозов; средства для включения тормоза в заранее заданном положении
Класс F16D65/52 автоматически действующие в одном направлении для ограничения максимального зазора
Класс B64C25/42 размещение и конструктивные особенности тормозов