устройство для спасения людей
Классы МПК: | A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу |
Автор(ы): | Шейн Александр Михайлович (RU), Фишер Лонни Мартин (US) |
Патентообладатель(и): | Шейн Александр Михайлович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-08-03 публикация патента:
27.02.2011 |
Устройство для спасения людей содержит трос, лебедку для натяжения троса, основной и дополнительные спасательные аппараты с механизмами для спуска по тросу с замедлением. Трос одним концом прикреплен к высотному зданию. Спасательные аппараты расположены в приемном корпусе, который закреплен на здании. Каждый из спасательных аппаратов состоит из корпуса, сиденья со спинкой и предохранительного ремня. Каждый механизм для спуска состоит из верхнего направляющего ролика и верхней направляющей скобы, из нижнего направляющего ролика и нижней направляющей скобы, из натяжного ролика для троса и рабочего тормоза с эксцентриком и ручкой управления. Трос расположен между направляющими роликами и скобами, а также на натяжном ролике. Лебедка с запасом троса установлена в основном спускаемом аппарате. Рабочий тормоз установлен для основного спасательного аппарата на валу лебедки. Рабочий тормоз для дополнительного спасательного аппарата установлен на валу натяжного ролика. В каждом дополнительном аппарате установлены опорный ролик и опорная скоба; сиденье со спинкой выполнены складными, а корпус выполнен разъемным. Корпус состоит из стационарной и откидной частей. В стационарной части корпуса установлены опорный ролик, натяжной ролик, верхний направляющий ролик, верхняя направляющая скоба и нижняя направляющая скоба. В откидной части корпуса установлены нижний направляющий ролик и опорная скоба. 7 ил.
Формула изобретения
Устройство для спасения людей, включающее трос, одним концом прикрепленный к высотному зданию, лебедку для натяжения троса и механизмы для спуска по тросу с замедлением, отличающееся тем, что содержит в закрепленном на здании приемном корпусе основной и дополнительные спасательные аппараты, каждый из которых состоит из корпуса с размещенным в нем механизмом для спуска по тросу с замедлением, сиденья со спинкой и предохранительного ремня, управляемого кнопкой, при этом каждый механизм для спуска по тросу с замедлением состоит из верхнего направляющего ролика и верхней направляющей скобы, из нижнего направляющего ролика и нижней направляющей скобы, из натяжного ролика для троса и установленного для основного спасательного аппарата на валу лебедки, а для дополнительного - на валу натяжного ролика - рабочего тормоза с эксцентриком и ручкой управления, при этом трос расположен между направляющими роликами и скобами на натяжном ролике, лебедка с запасом троса установлена в основном спускаемом аппарате, а в каждом дополнительном спускаемом аппарате установлены опорный ролик и опорная скоба, сиденье со спинкой выполнены складными, а корпус выполнен разъемным и состоит из стационарной и откидной частей, причем в стационарной части корпуса установлены опорный ролик, натяжной ролик, верхний направляющий ролик, верхняя направляющая скоба и нижняя направляющая скоба, а нижний направляющий ролик и опорная скоба установлены в откидной части корпуса.
Описание изобретения к патенту
Настоящее изобретение относится к устройствам для спасения при пожарах и из аварийных зданий, к передвижным спасательным средствам, применяемым для спасения людей при пожарах в высотных зданиях или из аварийных зданий, а именно к устройствам для спуска людей из зданий с помощью спасательных клетей с тормозами, скользящими по тросу. Устройство позволяет осуществлять спуск людей с верхних этажей горящего здания, не дожидаясь прибытия спасателей, и может быть использовано для спуска нескольких человек одновременно.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является устройство для спасения людей (патент РФ № 2314134), включающее трос, одним концом прикрепленный к высотному зданию, а другими - ловителю на земле, устройство для спуска по тросу с замедлением и лебедку для натяжения троса. При этом ловитель выполнен в виде ряда подушек треугольной формы с прикрепленными на концах кольцами, скрепленными гибкими связями в гирлянды. На одном из углов подушек гирлянда выполнена с возможностью перемещения по тросу, а на других углах подушек гирлянды выполнены с возможностью свободного перемещения по стержням, закрепленным на трехгранной призме, шарнирно установленной на полу фургона. Все подушки выполнены с возможностью одновременного перемещения вдоль призмы с помощью шнура.
Недостатками известного устройства являются необходимость развертывать на земле ловитель, устанавливать и постоянно содержать лебедку для натяжения троса, а также натягивать трос от земли до квартиры на верхних этажах.
Заявляемое техническое решение направлено на удобство хранения спасательного устройства, на удобство монтажа при использовании спасательного устройства и на повышение удобства и безопасности людей при эвакуации из многоэтажных зданий.
Для этого устройство для спасения людей, включающее трос, одним концом прикрепленный к высотному зданию, лебедку для натяжения троса и механизмы для спуска по тросу с замедлением, содержит в закрепленном на здании приемном корпусе основной и дополнительные спасательные аппараты, каждый из которых состоит из корпуса с размещенным в нем механизмом для спуска по тросу с замедлением, сиденья со спинкой и предохранительного ремня, управляемого кнопкой, при этом каждый механизм для спуска по тросу с замедлением состоит из верхнего направляющего ролика и верхней направляющей скобы, из нижнего направляющего ролика и нижней направляющей скобы, из натяжного ролика для троса и установленного для основного спасательного аппарата на валу лебедки, а для дополнительного - на валу натяжного ролика рабочего тормоза с эксцентриком и ручкой управления, при этом трос расположен между направляющими роликами и скобами, на натяжном ролике, лебедка с запасом троса установлена в основном спускаемом аппарате, а в каждом дополнительном спускаемом аппарате установлены опорный ролик и опорная скоба, сиденье со спинкой выполнены складными, а корпус выполнен разъемным и состоит из стационарной и откидной частей, причем в стационарной части корпуса установлены опорный ролик, натяжной ролик, верхний направляющий ролик, верхняя направляющая скоба и нижняя направляющая скоба, а нижний направляющий ролик и опорная скоба установлены в откидной части корпуса.
На фиг.1 изображено размещение спасательных аппаратов с приемным корпусом на балконе дома;
на фиг.2 изображен вид спасательного устройства сверху;
на фиг.3, 4 и 5 изображено устройство рабочего тормоза для регулирования скорости спуска:
на фиг.3 - вид А на фиг.2;
на фиг.4 - вид Б на фиг.3;
на фиг.5 - разрез В-В на фиг.4;
на фиг.6 изображен дополнительный спасательный аппарат в рабочем положении;
на фиг.7 изображен дополнительный спасательный аппарат в раскрытом положении при установке на трос.
Устройство для спасения людей содержит трос 1, прикрепленный к высотному зданию в приемном корпусе 2, лебедку 3 для натяжения троса, установленную в основном спасательном аппарате 4, и дополнительные спасательные аппараты 5 с механизмами для спуска по тросу с замедлением. Лебедка 3 имеет необходимый запас троса 1. Длина троса 1 определяется высотой спуска.
Приемный корпус 2 жестко закреплен на высотном здании. Дополнительные спасательные аппараты 5 размещены в приемном корпусе 2 в положении для хранения.
Основной спасательный аппарат 4 представляет собой корпус 6 с сиденьем 7. В корпусе 6 размещен механизм для спуска по тросу с замедлением, состоящий из верхнего направляющего ролика 8 и верхней направляющей скобы 9, из нижнего направляющего ролика 10 и нижней направляющей скобы 11, из натяжного ролика 12 для троса 1 и рабочего тормоза 13 с постоянно зажатыми колодками. При этом трос 1 в корпусе 6 расположен между направляющими роликами 8, 10 и скобами 9, 11 соответственно, а также на натяжном ролике 12. Рабочий тормоз 13 установлен на валу лебедки 3 и содержит эксцентрик 14 с ручкой 15 для управления усилием прижима тормозных колодок.
В районе исходного положения основного спасательного аппарата 4 приемный корпус 2 сужен и сиденье 7 со спинкой практически перекрывает проем корпуса 2 снизу, что обеспечивает безопасность при посадке спасающегося на сиденье аппарата 4.
Для подстраховки основного спасательного аппарата 4 во время загрузки и для предотвращения его самопроизвольного перемещения вниз предусмотрен предохранительный ремень 16, управляемый кнопкой.
Каждый из дополнительных спасательных аппаратов 5 представляет собой разъемный корпус 17 со складными сиденьем 18 и спинкой 19 и содержит средство управления торможением. Для фиксации сиденья 18 со спинкой 19 предусмотрен ограничительный трос 20. В корпусе 17 размещен механизм для спуска по тросу с замедлением, который состоит из верхнего направляющего ролика 21 и верхней направляющей скобы 22, из нижнего направляющего ролика 23 и нижней направляющей скобы 24, из натяжного ролика 25 для троса 1 и из рабочего тормоза 26 с постоянно зажатыми колодками. Для фиксации положения в пространстве дополнительного спасательного аппарата 5 при спуске предусмотрены опорный ролик 27 и опорная скоба 28. В рабочем положении дополнительного спасательного аппарата 5 опорный ролик 27 и опорная скоба 28 размещены в нижней части корпуса 17 на выходе троса 1. При этом трос 1 в корпусе 17 расположен между направляющими роликами 21, 23 и скобами 22, 24 соответственно, между опорным роликом 27 и опорной скобой 28, а также на натяжном ролике 25.
Разъемный корпус 17 выполнен из стационарной и откидной частей 29 и 30 соответственно. В стационарной части 29 корпуса 17 расположены верхний направляющий ролик 21, верхняя направляющая скоба 22, нижняя направляющая скоба 24, натяжной ролик 25 и опорный ролик 27. Стационарная часть 29 корпуса 17 установлена на тросе 1 посредством верхнего направляющего ролика 21 и верхней направляющей скобы 22. Откидная часть 30 корпуса 17 крепится на оси натяжного ролика 25 и имеет возможность поворота относительно этой оси. В откидной части 30 корпуса 17 расположены нижний направляющий ролик 23 и опорная скоба 28. В закрытом положении корпуса 17 стационарная и откидная части 29 и 30 соответственно фиксируются при помощи хомута 31.
Рабочий тормоз 26 установлен на валу натяжного ролика 25 и содержит эксцентрик 32 с ручкой 33 для управления усилием прижима тормозных колодок.
Для подстраховки дополнительного спасательного аппарата 5 во время загрузки предусмотрен предохранительный ремень 34, управляемый кнопкой.
Дополнительные спасательные аппараты 5 при хранении расположены в приемном корпусе 2 со сложенными сиденьем 18 и спинкой 19. Фиксация дополнительных спасательных аппаратов 5 в положении для хранения осуществляется при помощи верхнего направляющего ролика 21, верхней направляющей скобы 22 и тросика 35, один конец которого закреплен в приемном корпусе 2, а другой в виде петли заведен за хомут 31.
В качестве устройства, автоматически замедляющего опускание по тросу, на валу натяжных роликов 12 и 25 в спасательных аппаратах может быть установлено энергопоглощающее устройство достаточной мощности для обеспечения спуска по тросу без ускорения или с незначительным управляемым ускорением.
Кроме основного и дополнительных спасательных аппаратов 4 и 5 соответственно возможно использование индивидуальных подвесок с механизмами управления торможением, рассчитанными на трос 1, применяемый в заявляемом устройстве, а также строп-сетки на траверсах, подвешенных на трос 1 с помощью индивидуальной подвески с механизмами управления торможением.
Эвакуация людей происходит следующим образом.
Спасающийся перелезает через перилла балкона, попадает в приемный корпус 2 и, находясь лицом к зданию, усаживается на сиденье 7 основного спасательного аппарата 4. Далее спасающийся посредством нажима кнопки расстегивает предохранительный ремень 16. Спасающийся приводит в движение механизм для спуска по тросу с замедлением: поворотом ручки 15 поворачивает эксцентрик 14, преодолевая при этом усилие пружин, прижимающих тормозные колодки к тормозному барабану. Происходит растормаживание рабочего тормоза 13 и начинается спуск. Угол поворота эксцентрика 14 определяет изменение усилия торможения и, тем самым, скорость спуска. Спасающийся имеет возможность ногами стабилизировать свое положение в пространстве, упираясь в стену здания, а с помощью ручки 15 изменять усилие торможения, следовательно, регулировать скорость спуска. После того как спасающийся достиг поверхности земли или безопасного уровня, он отпускает ручку 15, возвращая эксцентрик 14 в исходное положение, тем самым зажимая колодки рабочего тормоза 13. Основной спасательный аппарат 4 закрепляют на поверхности земли или на пожаробезопасном уровне здания, тем самым натягивая трос 1 и подготавливая его для спуска дополнительных спасательных аппаратов 5.
Все последующие спасающиеся пользуются дополнительными спасательными аппаратами 5, которые поочередно размещают в зоне исходного положения основного спасательного аппарата 4.
Для приведения дополнительного спасательного аппарата 5 в рабочее состояние необходимо пристегнуть предохранительный ремень 34, снять с хомута 31 петлю тросика 35 и опустить аппарат 5 в вертикальное положение. При этом трос 1 разместить на верхний направляющий ролик 21, установленный в стационарной части 29 корпуса 17, на натяжной ролик 25, нижний направляющий ролик 23 и опорный ролик 27. Только после этого поворотом вокруг оси натяжного ролика 25 закрыть откидную часть 30 корпуса 17 и зафиксировать разъемные части 29 и 30 хомутом 31. При этом трос 2 будет размещен в корпусе 17 между верхним направляющим роликом 21 и верхней направляющей скобой 22, на натяжном ролике 25, между нижним натяжным роликом 23 и нижней направляющей скобой 24, а также между опорным роликом 27 и опорной скобой 28. Таким образом, механизм для спуска по тросу с замедлением готов к работе. Далее необходимо опустить сиденье 18 со спинкой 19 до положения, ограниченного тросом 20.
Дополнительный спасательный аппарат готов к спуску.
Спасающийся перелезает через перила балкона, попадает в приемный корпус 2 и, находясь лицом к зданию, усаживается на сиденье 18 дополнительного спасательного аппарата 5. Далее спасающийся посредством нажима кнопки расстегивает предохранительный ремень 34. Спасающийся приводит в движение механизм для спуска по тросу с замедлением: поворотом ручки 33 поворачивает эксцентрик 32, преодолевая при этом усилие пружин, прижимающих тормозные колодки к тормозному барабану. Происходит растормаживание рабочего тормоза 26 и начинается спуск. Спасающийся имеет возможность ногами стабилизировать свое положение в пространстве, упираясь в стену здания, а с помощью ручки 33 изменять усилие торможения, следовательно, регулировать скорость спуска. После того как спасающийся достиг поверхности земли или безопасного уровня, он отпускает ручку 33, возвращая в исходное положение эксцентрик 32, тем самым зажимая колодки рабочего тормоза 26. Отпустив хомут 31, раскрывает разъемный корпус 17, вытащив верхнюю направляющую скобу 22, освобождает трос 1, складывает сиденье 18 со спинкой 19, подготавливая таким образом место для приема следующего спасающегося.
Заявляемое техническое решение в сравнении с существующими устройствами для эвакуации из высотных зданий обеспечивает следующие преимущества:
- безопасность при посадке и спуске за счет наличия приемного корпуса и рабочего тормоза с постоянно зажатыми колодками;
- простота использования за счет наличия ручки управления тормозом;
- удобство хранения за счет наличия приемного бункера и складных дополнительных спасательных аппаратов;
- удобство монтажа за счет простоты конструкции разъемного корпуса дополнительных спасательных аппаратов.
Заявляемое устройство позволяет осуществлять спуск людей с верхних этажей горящего или аварийного здания, не дожидаясь прибытия спасателей. Устройство является инвентарной принадлежностью квартиры и подготавливается к работе за несколько минут.
Класс A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу