устройство для гравитационного спуска людей
Классы МПК: | A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу |
Автор(ы): | Медведев Олег Анатольевич (RU), Дмитриев Владимир Трофимович (RU), Болтыров Владимир Босхаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МЧС РОССИИ" (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-05-31 публикация патента:
10.06.2012 |
Изобретение относится к устройству для транспортирования людей со зданий при пожаре и при их спасении в горных выработках. Устройство содержит корпус, гибкий грузоноситель, выполненный в виде упругой стальной ленты, размещенной на барабане. В корпусе размещены шпильки, между которыми перемещается грузоноситель, рейка с тягами, позволяющая регулировать скорость спуска груза по массе, на которой выполнены соответствующие массе грузов отверстия для установки карабина, соединенного с грузом, и ручной тормоз для торможения дополнительной массы. Устройство обеспечивает постоянную скорость перемещения и высокую безопасность. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Устройство для гравитационного спуска людей, содержащее корпус, гибкий грузоноситель, выполненный в виде упругой стальной ленты, размещенной на барабане, отличающееся тем, что в корпусе размещены шпильки, между которыми перемещается грузоноситель, рейка с тягами, позволяющая регулировать скорость спуска груза по массе, на которой выполнены соответствующие массе грузов отверстия для установки карабина, соединенного с грузом, и ручной тормоз для торможения дополнительной массы.
2. Устройство для гравитационного спуска людей по п.1, отличающееся тем, что часть шпилек имеет возможность перемещаться вертикально вниз под действием груза.
3. Устройство для гравитационного спуска людей по п.1, отличающееся тем, что перемещаемые вертикально шпильки соединены тягами с рейкой, позволяющей регулировать скорость спуска груза по массе.
Описание изобретения к патенту
Устройство для транспортирования людей под действием силы тяжести относится к средствам для спасения людей при их самоэвакуации при пожарах или спуске рабочих высотников.
Известны устройства аналогичного назначения [1, 2, 3].
Прототипом заявленного устройства является конструкция, описанная в патенте 6 А62В 1/14, № 2129890(13) С1.
Указанные выше устройства имеют существенный недостаток: скорость спускания груза массой m не стабильна, т.е. увеличивается с увеличением нагрузки. По этой причине упомянутые устройства не нашли практического применения.
Целью изобретения является разработка устройства, у которого скорость опускания груза массой m постоянна.
Заявленное устройство предназначено для спуска людей, с высоты, с заранее заданной скоростью, например, при пожаре или горно-спасательных работах.
Конструкция предлагаемого устройства для транспортирования людей или груза под действием силы тяжести и принцип его действия показаны на фигуре 1 и фигуре 2.
Устройство состоит из корпуса 1, барабана 2, на который намотана термообработанная стальная лента 3 (стальной канат), вертикальных (наклонных) шпилек 4, горизонтальных шпилек 5, 6, опоры 7, тяг 8, регулирующей рейки 9, каната, удерживающего груз 10, отверстий на рейке 11, ручного тормоза 12, ручки для перемотки ленты (каната) 13.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Под действием силы тяжести, равной массе, умноженной на ускорение свободного падения, лента (канат) 3, проходя между вертикальными шпильками 4 и горизонтальными 5, 6, сматывается с барабана 2. Шпильки 4, 6 неподвижны. Шпильки 5 под действием силы тяжести груза имеют возможность перемещаться вертикально (например, вниз), что приводит к увеличению угла сопряжения между ними и грузоносителем (лентой, канатом), а следовательно, к увеличению силы трения.
Шпильки 5 соединены тягами 8 с регулирующей рейкой 9, один конец которой закреплен на корпусе (опора 7).
На рейке 9, через отрезки определенной длины выполнены отверстия 11, в которые устанавливается карабин, соединенный с грузом.
Соединяя груз с различными отверстиями (на рейке), можно регулировать величину перемещения горизонтальных шпилек (за счет перераспределения сил между опорой 7 и тягами 8), что позволит регулировать скорость спуска груза при различной его массе.
На рейке 9, напротив отверстий, нанесены массы спускаемых грузов.
Торможение при спуске людей (грузов) производится за счет:
- силы трения между неподвижными шпильками и упругой лентой (канатом);
- силы трения между шпильками, перемещающимися вертикально, и лентой (канатом), которая зависит от массы перемещаемого груза;
- перераспределения нагрузки между опорой 7 и тягами 8:
Количество подвижных горизонтальных шпилек 5 и тяг 8 определяется экспериментально и зависит от упругости ленты (каната), ее ширины и толщины.
Карабин от груза подсоединяется к отверстию на рейке 9, на которой отмечена масса, меньшая, чем масса перемещаемого груза.
Дополнительная масса груза тормозится ручным тормозом 12.
Представленная система торможения при спуске людей обеспечивает постоянную скорость перемещения и высокую его безопасность.
Предлагаемое устройство конструктивно простое, следовательно, стоимость изготовления его будет невысокой, что обеспечит его широкое применение при спуске людей со зданий и в горных выработках.
Литература
1. Теребнев В.В. Пожарно-строевая подготовка / В.В.Теребнев [и др.]. - М.: Академия ГСП, 2004. - 336 с.
2. Наставление по пожарно-строевой подготовке. - Ярославль, 1973. - С.101.
3. Патент России, 6 А62В 1/14 № 2129890(13) С1. Опубл. 10.05.1999.
Класс A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу