трансмиссионное масло
Классы МПК: | C10M135/04 углеводороды C10M137/10 тиопроизводные C10M145/14 акрилаты; метакрилаты C10M155/02 мономеры, содержащие кремний |
Автор(ы): | Леденев Сергей Михайлович (RU), Попов Юрий Васильевич (RU), Ускач Яков Леонидович (RU), Токмачева Наталия Юрьевна (RU), Кроман Диана Александровна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский государственный технический университет" (ВолгГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-03-29 публикация патента:
20.04.2013 |
Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ. Масло содержит, мас.%: серусодержащая присадка, представляющая собой продукт взаимодействия фракции С10 с содержанием непредельных углеводородов С10 - 87,46% с монохлористой серой при температуре 20-80°С - 5,0-6,4, диалкилдитиофосфат цинка - 0,85-1,0, полиметакрилат - 1,1-1,7, кремнийорганическая присадка - 0,003-0,005, нефтяное масло до 100. Технический результат - высокие трибологические характеристики, повышение эффективности эксплуатации автомобилей за счет улучшения свойств масла. 2 табл., 3 пр.
Формула изобретения
Трансмиссионное масло, содержащее диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, кремнийорганическую присадку, серосодержащую присадку, нефтяное масло, отличающееся тем, что в качестве серосодержащей присадки оно содержит продукт взаимодействия фракции С10 с содержанием непредельных углеводородов С10 87,46% с монохлористой серой при температуре 20-80°С при следующем соотношении компонентов в трансмиссионном масле, мас.%:
серосодержащая присадка | 5,0-6,4 |
диалкилдитиофосфат цинка | 0,85-1,0 |
полиметакрилат | 1,1-1,7 |
кремнийорганическая присадка | 0,003-0,005 |
нефтяное масло | до 100 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.
Известно редукторное масло, содержащее, мас.%: аллиловый эфир диэтилтиокарбаминовой кислоты 2-4; борированный диалкилдитиофосфат 0,5-1,5; полиметакрилат 0,1-0,3; нефтяное масло до 100 (RU 1593202, МКИ С10М 137/10, 15.10.1994 г.).
Масло предназначено для смазывания зубчатых и червячных передач промышленного оборудования. Данный вид масла нельзя использовать для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.
Известно трансмиссионное масло (пат. RU № 2148620, МКИ С10М 141/08, опубл. 10.05.2000 г.), содержащее, мас.%:
металлиловый эфир диэтилдитиокарбаминовой кислоты - 5,8-6,2
полиметакрилат - 0,8-1,2
диалкилдитиофосфат цинка - 1,4-1,6
кислый эфир алкенилянтарной кислоты - 0,045-0,055
олеиновая кислота - 0,15-0,25
кремнийорганическая присадка - 0,003-0,005
нефтяное масло - до 100
Масло рекомендовано к использованию для агрегатов трансмиссий всех легковых автомобилей, кроме переднеприводных. Данный вид масла нельзя использовать для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.
Наиболее близким к заявляемому составу является трансмиссионное масло (пат. RU 2334788, МКИ С10М 135/04, опубл. 10.05.2008 г.), содержащее, мас.%:
серусодержащая присадка - 3,5
диалкилдитиофосфат цинка - 0,3
полиметакрилат - 1,9
кремнийорганическая присадка - 0,004
нефтяное масло до 100
Масло трансмиссионное предназначено для всесезонной эксплуатации коробок передач переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ. Однако данное трансмиссионное масло обладает низкими трибологическими характеристиками и, как следствие, невысоким уровнем антиокислительных, противозадирных, противоизносных и вязкостных свойств.
Задачей является разработка состава трансмиссионного масла, которое по вязкостно-температурным свойствам соответствует классу вязкости 80w/85 по классификации SAE I306, по эксплуатационным свойствам группе GL-4 по API, соответствует требованиям, предъявляемым ТУ 38.301-29-90-97. Технический результат: предлагаемое трансмиссионное масло обладает высокими трибологическими характеристиками, высоким уровнем антиокислительных, противозадирных, противоизносных и вязкостных свойств. Применение масла позволит повысить эффективность эксплуатации автомобиля, срок службы деталей агрегатов трансмиссий.
Технический результат достигается тем, что трансмиссионное масло содержит диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, кремнийорганическую присадку, серусодержащую присадку, нефтяное масло, при этом в качестве серусодержащей присадки оно содержит продукт взаимодействия фракции С10 с содержанием непредельных углеводородов С10 - 87,46% с монохлористой серой при температуре 20-80°С при следующем соотношении компонентов в трансмиссионном масле, мас.%:
серусодержащая присадка - 5,0-6,4
диалкилдитиофосфат цинка - 0,85-1,0
полиметакрилат - 1,1-1,7
кремнийорганическая присадка - 0,003-0,005
нефтяное масло до 100
Заявляемый состав трансмиссионного масла, в котором используется новая серусодержащая присадка в количестве 5,0-6,4 мас.%, обладает высокими трибологическими характеристиками, обеспечивающими высокий уровень антиокислительных, противозадирных, противоизносных и вязкостных свойств. Кроме того, высокая термическая стабильность и окислительная стабильность позволяют использовать данное масло для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в широком диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.
Процесс получения трансмиссионного масла заключается в следующем.
Пример 1. При 70-80°С в 925,996 г нефтяного масла последовательно добавляют 50 г (5,0 мас.%) серусодержащей присадки, 10 г (1,0 мас.%). диалкилдитиофосфата цинка, 14,0 г (1,4 мас.%) полиметакрилата, 0,004 г (0,004 мас.%) кремнийорганической присадки. Полученную смесь перемешивают в течение 3 часов.
Примеры 2, 3 осуществляют аналогично примеру 1, а содержание компонентов в предлагаемом трансмиссионном масле приведено в таблице 1.
Таблица 1 | |||
Наименование компонента | Содержание компонентов, мас.% | ||
1 | 2 | 3 | |
Серусодержащая присадка | 5,0 | 5,8 | 6,4 |
Диалкилдитиофосфат цинка | 1,0 | 0,85 | 0,9 |
Полиметакрилат | 1,4 | 1,1 | 1,7 |
Кремнийорганическая присадка | 0,004 | 0,003 | 0,005 |
Нефтяное масло | До 100 | До 100 | До 100 |
В трансмиссионном масле использованы следующие компоненты:
Серусодержащая присадка, полученная следующим образом:
В четырехгорлый реактор, снабженный эффективной мешалкой, термометром, обратным холодильником и капельной воронкой, при интенсивном перемешивании к 10,36 г фракции С10 (Ткип=170-172°С, =0,740 г/см3) с содержанием непредельных углеводородов С10 - 87,46% добавляют по каплям 5,00 г монохлористой серы. Дозирование осуществляют в течение 15-20 мин при комнатной температуре (20-25°С). После завершения дозировки монохлористой серы реакционную массу нагревают до 50-80°С и при интенсивном перемешивании выдерживают в течение 4 ч. Затем реакционную массу растворяют в 20 мл петролейного эфира (40-70°С), промывают дистиллированной водой, сушат над хлористым кальцием и отгоняют в вакууме растворитель.
В результате получают 11,92 г (77,8%) серусодержащей присадки, представляющей собой маслянистую жидкость коричневого цвета с плотностью 1,0133 г/см 3 с содержанием серы 15,2%.
85%-ный раствор в масле диалкилдитиофосфата цинка по ТУ 0257-005-00044434-99 (присадка ДФ-11К)
30%-ный раствор в масле И-20А полиметакрилата по ТУ 6-01-270-94 (присадка ПМА "Д")
Кремнийорганическая присадка полиметилсилоксан по ОСТ 6-02-20-79 (присадка ПМС-200А).
Для экспериментальной проверки предлагаемого состава была изготовлена смесь ингредиентов, которая испытана на соответствие ТУ 38.301-29-90-97 (табл.2). Трибологические характеристики образцов масел оценивались по ГОСТ 9490-75 на четырехшариковой машине трения. Состав масла - в табл.1. Сравнительная характеристика свойств масла согласно изобретению и прототипа приведена в табл.2.
Таблица 2 | ||||||
№ п/п | Показатель | Норма по ТУ 38.301-29-90-97 | Прототип | Предлагаемые рецептуры по примерам | ||
1 | 2 | 3 | ||||
1 | Вязкость кинематическая при 100°С, сСт | 13,5 | 14,66 | 15,24 | 15,4 | 15,3 |
2 | Вязкость кинематическая при 40°С, сСт | не норм. | 145,2 | 142,4 | 144 | 145 |
3 | Индекс вязкости | 100 | 101,7 | 100,3 | 101,4 | 101,7 |
4 | Плотность при 20°С, кг/м3 | 900 | 888,9 | 890 | 889 | 890 |
5 | Температура вспышки, о.т., °С | 200 | 220 | 220 | 220 | 220 |
6 | Температура застывания, °С | -30 | -32 | -35 | -34 | -34 |
7 | Массовая доля мех. примесей, % | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. |
8 | Массовая доля воды, % | следы | отс. | отс. | отс. | отс. |
9 | Массовая доля серы за счет присадок, % | 0,7 | 0,98 | 0,76 | 0,88 | 0,97 |
10 | Массовая доля фосфора за счет присадок, % | 0,03 | 0,091 | 0,078 | 0,067 | 0,071 |
11 | Трибологические характеристики на ЧШМ: индекс задира, кгс | 40 | 49,98 | 65,1 | 72,2 | 73,1 |
диаметр пятна износа, мм | 0,8 | 0,44 | 0,51 | 0,46 | 0,44 | |
нагрузка сваривания, кгс | 224 | 299 | 408 | 466 | 476 | |
12 | Совместимость с резиновыми уплотнениями (изменение объема) в течение 72 ч, %: | |||||
марки 2801 при Т=135°С | +10÷-2 | +1,1 | +1,41 | +1,42 | +1,39 | |
марки 57-5025 при Т=110°С | ±8 | +1,4 | +1,69 | +1,77 | +1,73 |
Приготовление масла согласно изобретению не требует разработки специальной технологии. Оно может изготавливаться на обычной установке компаундирования или на любой другой установке, на которой имеются емкости с обогревающим, перемешивающим и фильтрующим устройствами. Образцы изготавливают следующим образом. В подогретое до 70-80°С нефтяное масло вводят присадки. Последовательность введения присадок значения не имеет. Полученную смесь перемешивают при 70-80°С в течение 3 часов.
Таким образом, предлагаемое трансмиссионное масло имеет следующие преимущества:
1. Требуется меньшее количество присадок для получения трансмиссионного масла.
2. Данный вид масла можно использовать для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.
3. Полученное трансмиссионное масло соответствует требованиям, предъявляемым ТУ 38.301-29-90-97.
4. В отличие от прототипа данный вид масла обладает более высокими трибологическими характеристиками, обеспечивающими высокий уровень антиокислительных, противозадирных, противоизносных и вязкостных свойств.
Класс C10M137/10 тиопроизводные
Класс C10M145/14 акрилаты; метакрилаты
Класс C10M155/02 мономеры, содержащие кремний
смазочное масло для газовых турбин - патент 2505591 (27.01.2014) | |
смазочное масло для газовых турбин - патент 2505590 (27.01.2014) | |
трансмиссионное масло - патент 2479624 (20.04.2013) | |
трансмиссионное масло - патент 2453587 (20.06.2012) | |
трасмиссионное масло - патент 2453586 (20.06.2012) | |
синтетическая смазочно-охлаждающая жидкость с углеродными нанотрубками - патент 2417253 (27.04.2011) | |
масло для подшипников жидкостного трения и редукторов прокатных станов - патент 2394070 (10.07.2010) | |
гидравлическое масло - патент 2378327 (10.01.2010) | |
смазочная композиция - патент 2341555 (20.12.2008) | |
трансмиссионное масло - патент 2334788 (27.09.2008) |