люк транспортного средства

Классы МПК:B60J9/02 входные и выходные устройства, иные, чем окна, двери или люки в крышах, например аварийно-спасательные люки в днищах транспортных средств 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):ОАО "Марийский машиностроительный завод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-12-16
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Люк транспортного средства содержит откидную крышку в корпусе кузова, имеющую возможность поворота на оси. Ось установлена в соосных отверстиях кронштейнов крышки и корпуса. Отверстие кронштейнов корпуса выполнено в виде перпендикулярно расположенного к плоскости проема люка продольного паза. Дальняя торцевая стенка люка на своей наружной поверхности снабжена фасонным выступом, взаимодействующим в положении крышки «открыто», с аналогичного профиля выступом на кронштейнах крышки. Кронштейны расположены в проеме корпуса люка с внутренней стороны крышки. Достигается упрощение конструкции и удобство пользования. 5 ил. люк транспортного средства, патент № 2484981

люк транспортного средства, патент № 2484981 люк транспортного средства, патент № 2484981 люк транспортного средства, патент № 2484981 люк транспортного средства, патент № 2484981 люк транспортного средства, патент № 2484981

Формула изобретения

Люк транспортного средства, содержащий откидную крышку в корпусе кузова, имеющую возможность поворота на оси, установленной в соосных отверстиях кронштейнов крышки и корпуса, отличающийся тем, что отверстие кронштейнов корпуса выполнено в виде перпендикулярно расположенного к плоскости проема люка продольного паза, дальняя торцевая стенка которого на своей наружной поверхности снабжена фасонным выступом, взаимодействующим в положении крышки «открыто» с аналогичного профиля выступом на кронштейнах крышки, и кронштейны расположены в проеме корпуса люка с внутренней стороны крышки.

Описание изобретения к патенту

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к люкам, выполненным на любой поверхности кузовов транспортных средств для доступа как снаружи в отсеки кузова, так и для выхода из отсека преимущественно в состоянии неподвижного транспортного средства.

Уровень техники

Из известных технических решений (см. авт.св.СССР № 1220941 от 30.08.1984 г. и авт.св. СССР № 256527 от 15.06.1968 г.) наиболее близким аналогом (прототипом) является люк транспортного средства (см. авт.св. СССР № 256527 от 15.06.1968 г.), содержащий откидную крышку, имеющую возможность поворота на оси, установленной в соосных отверстиях петель крышки и корпуса, закрепленное на корпусе основание и подпружиненную защелку, управляемую поворотным рычагом и шарнирно связанную с крышкой люка, при этом защелка выполнена в виде рейки, имеющей изогнутый продольный паз, перпендикулярный к плоскости проема люка, в котором расположен палец кронштейна, закрепленного на корпусе, на котором закреплена пластинчатая пружина, взаимодействующая со скошенной поверхностью рейки.

Эта конструкция люка сложная, имеет узкую область применения, так как позволяет открывать-закрывать люк только изнутри и недостаточно надежную степень уплотнения по периметру откидной крышки, поскольку ее крепление при помощи петель не обеспечивает равномерного прижатия крышки к плоскости проема: из-за допусков при изготовлении всегда будет неравномерное прижатие сторон крышки к корпусу.

Раскрытие изобретения

Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является создание универсального люка транспортного средства, пригодного для применения на любой поверхности его кузова (на крыше, на боковых стенках, в том числе и наклонных, на днище), позволяющего открывать-закрывать его либо снаружи, либо только изнутри, либо и снаружи и изнутри (в зависимости от конструктивного исполнения); простого по конструкции, обеспечивающего высокую степень защиты от внешних источников (влаги, пыли и т.п.).

Поставленная задача решается за счет того, что у люка транспортного средства, содержащего откидную крышку в корпусе его кузова, имеющую возможность поворота на оси, установленной в соосных отверстиях кронштейнов крышки и корпуса, отверстие кронштейнов корпуса выполнено в виде перпендикулярно расположенного к плоскости проема люка продольного паза, дальняя торцевая стенка которого на своей наружной поверхности снабжена фасонным выступом, взаимодействующим в положении крышки «открыто» с аналогичного профиля выступом на кронштейнах крышки, и кронштейны расположены в проеме корпуса люка с внутренней стороны крышки.

Краткое описание чертежей

Предлагаемое изобретение проиллюстрировано следующими примерами.

На фиг.1 в разрезе (он одинаков для обеих сторон люка) изображен люк транспортного средства в положении «закрыто»; на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1, на фиг.3 - разрез по Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - люк транспортного средства в разрезе в промежуточном положении открывания его крышки (крышка люка открыта, но не зафиксирована); на фиг.5 - люк транспортного средства в разрезе в положении «открыто».

Предложенный люк транспортного средства содержит откидную крышку 1 в корпусе 2 его кузова, имеющую возможность поворота на оси 3, установленной в соосных отверстиях кронштейна 4 крышки и кронштейна 5 корпуса, при этом отверстие кронштейнов корпуса выполнено в виде перпендикулярно расположенного к плоскости проема 6 люка продольного паза 7, дальняя торцевая стенка которого на своей наружной поверхности снабжена фасонным выступом 8, взаимодействующим в положении крышки «открыто» с аналогичного профиля выступом 9 на кронштейнах крышки, и все кронштейны крышки и корпуса расположены в проеме 6 корпуса люка с внутренней стороны крышки 1.

Фиксирование крышки 1 к корпусу 2 в положении «закрыто» возможно осуществлять многими известными способами, например при помощи поворотных защелок 10, установленных на противоположных стенках крышки 1, взаимодействующих с выступами 11 корпуса.

Осуществление изобретения

Предложенная конструкция люка транспортного средства работает следующим образом.

После расфиксирования защелок 10 методом их поворота на угол 90° (изображено на фиг.4) крышка 1 перемещается (воздействием вручную как снаружи, так и изнутри кузова) плоскопараллельным движением на осях 3 в пазах 7 кронштейна 5 до упора этих осей в противоположные концы пазов 7. Затем крышка 1 поворачивается на осях 3 вверх до упора - это положение изображено на фиг.4. Далее совершается обратное плоскопараллельное перемещение крышки 1 на осях 3 в пазах 7 до упора (о стенку корпуса), после чего крышка 1 отпускается и под действием собственного веса выступом 9 кронштейна 4 зацепляется за выступ 8 кронштейна 5, фиксируясь тем самым от закрывания. Закрывание крышки люка транспортного средства и фиксирование ее на корпусе производятся в обратном порядке.

Из анализа предложенной конструкции очевидно, что она универсальна, т.е. позволяет производить установку на крыше кузова транспортного средства, а также на наклонных и вертикальных его стенках и в днище кузова. Кроме того, обеспечивается возможность открывания крышки люка снаружи, только изнутри (если ось защелки 10 не имеет выхода наружу), или и снаружи, и изнутри (см. фиг.3). Конструкция люка простая за счет малого количества используемых деталей и обеспечивает равномерное прижатие по периметру проема корпуса за счет своего самоустанавливания осей 3 в пазах 7 как в вертикальном (поворот на осях), так и в горизонтальном (независимое перемещение осей в пазах) направлениях, что обеспечивает повышение защищенности люком внутренних отсеков кузова от внешней среды, в том числе и механизмов открывания-закрывания люка за счет их расположения с внутренней стороны крышки люка.

Таким образом в результате новой конструкции кронштейнов крышки и корпуса с расположением их с внутренней стороны крышки люка получен люк транспортного средства простой конструкции, универсальный по области применения и обеспечивающий эффективную защиту механизмов и внутренней полости кузова от внешних атмосферных воздействий.

Класс B60J9/02 входные и выходные устройства, иные, чем окна, двери или люки в крышах, например аварийно-спасательные люки в днищах транспортных средств 

Наверх