способ определения технического состояния асинхронного двигателя в процессе пуска

Классы МПК:G01R31/34 испытание электрических машин
H02K15/02 корпусов статора или ротора 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-10-24
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для экспресс-контроля работоспособности электрических машин. Техническим результатом являются определение технического состояния двигателя и оценка производительности машины и качества выполняемого процесса. В способе определения технического состояния асинхронного двигателя в процессе пуска в качестве диагностируемого параметра принимается время разгона, по которому судят о состояния асинхронного электродвигателя. Значение времени разгона будет зависеть от следующих параметров: напряжения сети; частоты тока; момента инерции ротора; номинального числа оборотов двигателя; номинальной мощности двигателя; конструктивных (вид паза, расположение обмоток и т.д.); неравномерности магнитного потока. Диагностирование осуществляют путем сравнения полученной величины времени разгона контролируемого двигателя с заданным теоретическим или эталонным значением. 1 ил. способ определения технического состояния асинхронного двигателя   в процессе пуска, патент № 2485534

способ определения технического состояния асинхронного двигателя   в процессе пуска, патент № 2485534

Формула изобретения

Способ определения технического состояния асинхронного двигателя в процессе пуска, при котором подготавливают асинхронный двигатель к пуску и запускают его, отличающийся тем, что при пуске контролируют продолжительность пуска, при этом получают сигнал с двигателя, преобразуют его и подают на компьютер, с помощью которого получают график частоты вращения ротора в функции времени, затем его сопоставляют с графиком технически исправного двигателя, по выявленным отклонениям графика пуска испытываемого двигателя от графика пуска технически исправного двигателя определяют техническое состояние испытываемого двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для экспресс-контроля работоспособности электрических машин, в частности асинхронных электродвигателей.

Известен способ определения технического состояния асинхронного двигателя по опыту короткого замыкания [1].

Недостатком данного способа является то, что при проведении опыта необходимо добиться симметричности приложенного напряжения, вследствие отклонения которого возникают большие погрешности.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является режим испытаний на холостом ходу [2]. Испытания проводят в режиме холостого хода при установившемся тепловом состоянии частей электродвигателя. При этом измеряют линейное напряжение между всеми фазами, частоту сети, линейный ток статора в каждой фазе и потребляемую мощность. Испытание начинают с напряжения, равного 130% номинального. В процессе испытания обычно проводят 9-11 измерений при разных значениях линейного напряжения.

Недостатком этого способа является то, что невозможно определить общее состояние электродвигателя, а также его неисправности.

Задачей изобретения является создание способа определения технического состояния асинхронного двигателя в процессе пуска.

Сущность изобретения заключается в следующем. В качестве диагностического показателя используется время разгона ротора от неподвижного состояния до максимальной (холостого хода) частоты вращения. При этом в зависимости от технического состояния двигателя время разгона увеличивается относительно эталонного.

На фиг. изображен способ определения технического состояния асинхронного электродвигателя по времени пуска. Значение времени разгона зависит от следующих параметров: напряжения сети; частоты тока; момента инерции ротора; номинального числа оборотов двигателя; номинальной мощности двигателя; конструктивных (вид паза, расположение обмоток и т.д.); неравномерности магнитного потока.

Все перечисленные параметры, кроме неравномерности магнитного потока, можно принять постоянными для конкретных условий работы и марки двигателя. Диагностирование осуществляют путем сравнения полученной величины времени разгона контролируемого двигателя с заданным теоретическим или эталонным значением (фиг.).

Теоретическое значение кривой (кривая 1) разгона в процессе пуска можно построить по паспортным данным двигателя с помощью специальной программы, а эталонное необходимо снимать у нового электродвигателя. Фактическая кривая разгона (кривая 3) снимается с вала электродвигателя. Для этого при пуске контролируют продолжительность пуска, при этом получают сигнал с двигателя, преобразуют его и подают на компьютер, с помощью которого получают график частоты вращения ротора в функции времени.

Согласно данных время пуска нового двигателя (эталонного) и двигателя, находящегося в эксплуатации (500 часов), отличаются на t=0,0025 с. Устанавливают экспериментально критическое значение времени пуска (кривая 2) для однотипных двигателей, при котором возрастает вероятность, что в ходе эксплуатации двигателя возникнет аварийная ситуация, при которой двигатель выйдет из строя, можно обозначить зону работоспособного состояния.

Фактическая кривая разгона электродвигателя находится в промежутке от эталонного значения до критического. В зависимости от отклонения этой кривой от эталонного значения можно дать оценку состояния электродвигателя.

В дальнейшем, проверяя двигатели, можно судить об их техническом состоянии, а также спрогнозировать ресурс до ремонта или, при необходимости, вывод электродвигателя из эксплуатации.

Изучение динамики нарастания частоты вращения ротора позволит не только определить техническое состояние двигателя и спрогнозировать его ресурс, но и оценить производительность машины и качество выполняемого процесса.

Источники информации

1. Жерве Г.К. Промышленные испытания электрических машин: учеб. для вузов / Г.К.Жерве. - 4-е изд., сокр. и перераб. - Л.: Энергоатомиздат, 1984. - 359 с.

2. Жерве Г.К. Промышленные испытания электрических машин: учеб. для вузов / Г.К.Жерве. - 4-е изд., сокр. и перераб. - Л.: Энергоатомиздат, 1984. - с.354-359 - прототип.

Класс G01R31/34 испытание электрических машин

устройство контроля работоспособности электродвигателя постоянного тока -  патент 2526500 (20.08.2014)
способ обнаружения витковых замыканий в обмотке вращающегося якоря коллекторной электрической машины с уравнительными соединениями -  патент 2523730 (20.07.2014)
стенд для исследования и испытания электроприводов -  патент 2521788 (10.07.2014)
способ и система мониторинга сигналов от вала вращающейся машины -  патент 2518597 (10.06.2014)
устройство контроля продолжительности контактирования элементов качения подшипникового узла электрической машины -  патент 2510562 (27.03.2014)
способ контроля качества пропитки обмоток электротехнических изделий -  патент 2503116 (27.12.2013)
способ определения параметров асинхронного электродвигателя -  патент 2502079 (20.12.2013)
устройство для испытаний частотно-управляемого гребного электропривода системы электродвижения в условиях стенда -  патент 2498334 (10.11.2013)
способ согласования магнитопроводов ротора и якоря в двухмерных электрических машинах-генераторах -  патент 2496211 (20.10.2013)
способ диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность -  патент 2496115 (20.10.2013)

Класс H02K15/02 корпусов статора или ротора 

способ струйной пропитки обмоток электрических машин -  патент 2516243 (20.05.2014)
способ диагностики и контроля замыканий листов активной стали сердечника электрических машин -  патент 2510118 (20.03.2014)
разделенная вдоль оси конструкция статора для электродвигателей -  патент 2507662 (20.02.2014)
способ изготовления сердечника электрической машины -  патент 2496212 (20.10.2013)
способ пропитки обмоток электротехнических изделий -  патент 2490771 (20.08.2013)
способ изготовления магнитопроводов аксиальных электрических машин -  патент 2475924 (20.02.2013)
способ изготовления магнитопровода электромагнита броневого типа вибрационного насоса -  патент 2468489 (27.11.2012)
активный элемент для электромагнитной машины, способ изготовления такого активного элемента и электромагнитная машина, содержащая такой активный элемент -  патент 2444109 (27.02.2012)
статор электродвигателя с внешним ротором -  патент 2407131 (20.12.2010)
способ изготовления электрической машины -  патент 2394334 (10.07.2010)
Наверх