стопорное устройство
Классы МПК: | F16B39/20 стальной проволокой и тп |
Автор(ы): | Иванов М.А., Харлапенко Ф.А. |
Патентообладатель(и): | Иванов Михаил Александрович, Харлапенко Феликс Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-02-13 публикация патента:
20.03.1995 |
Использование: стопорение резьбовых соединений. Сущность изобретения: устройство содержит стержень 1 с пазом 2 и гайку 3 с пазами. В упомянутых пазах размещена проволока 7, диаметр которой не менее 0,5 шага резьбы. Пазы на гайке выполнены между ее резьбой и вершиной пересечения граней. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее резьбовой стержень, навинченную на него гайку с пазами на опорной поверхности, глубина и ширина которых соответствуют диаметру стопорной проволоки, размещенной в упомянутых пазах и на резьбовом стержне, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности стопорения, стержень выполнен с торцевым диаметральным пазом на своем свободном конце, проволока размещена в указанном пазу, а пазы на гайке выполнены между ее резьбой и вершиной пересечения граней. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что диаметр проволоки не менее 0,5 шага резьбы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стопорных резьбовых соединениях, работающих в условиях длительных вибраций, ударных и тепловых нагрузок. Известно устройство для стопорения резьбового соединения [1], содержащее болт, гайку, пружинную шайбу и стопорное кольцо. На поверхности гайки выполнено несколько вырезов треугольного профиля, а на поверхности присоединяемой детали - один такой паз. На одном из торцов шайбы, обращенной к присоединяемой детали, выполнены радиальные зубцы. Стопорное кольцо охватывает пружинную шайбу. При затяжке гайки торец шайбы входит в паз гайки, другой - в паз детали. Недостатком этого устройства является сложность изготовления треугольных вырезов в гайке и поверхности присоединяемой детали, а также демонтажа данного устройства, требующего специального клинового приспособления. Известно стопорное устройство [2], содержащее болт с продольными пазами, расположенными диаметрально противоположно вдоль оси стержня на резьбовой части, и отверстие, соединяющее эти пазы. Граненая гайка имеет сквозные отверстия в корпусе и стопорную проволоку, размещенную в этих отверстиях. Стопорная проволока проходит также через продольные пазы и отверстие в стержне. Концы проволоки скрепляются между собой. Недостатком этого устройства является большая трудоемкость изготовления стопорных элементов: отверстий под углом к граням гайки, пазов и отверстия в болте, а также сложность сборки и разборки стопорного устройства. Наиболее близким техническим решением к изобретению является стопорное устройство [3], содержащее резьбовой стержень, гайку с двумя параллельными пазами на ее опорной поверхности, которые проходят по резьбовой части гайки, и проволоку, которая уложена в пазы гайки, обернута на свободном конце стержня и концы ее закручены. В данном устройстве фиксация гайки на стержне и удержание ее от поворота вокруг стержня производится только за счет поверхностной обвязки проволоки вокруг свободного конца стержня. Недостатком этого устройства является невысокая надежность стопорения в условиях длительных вибраций, ударных и тепловых нагрузок, в результате которых происходит уплотнение скрутки проволоки на стержне, ее вытягивание, отход проволоки от стержня винта и затем отворачивание гайки вместе с проволокой. Целью изобретения является повышение надежности стопорения. Это достигается тем, что в стопорном устройстве, содержащем резьбовой стержень с навинченной на него гайкой, имеющей на опорной поверхности пазы, согласно изобретению стержень выполнен с торцовым диаметральным пазом на своем свободном конце, пазы на опорной поверхности гайки выполнены между ее резьбой и вершиной пересечения граней, а проволока, уложенная в паз стержня и пазы гайки, имеет диаметр не менее 0,5 шага резьбы. На фиг. 1 изображено устройство, разрез; на фиг. 2 - то же, план. Стопорное устройство содержит резьбовой стержень 1 с торцовым диаметральным пазом 2 на свободном конце, гайку 3 с пазами 4, выполненными между ее резьбой и вершиной пересечения граней и обращенными к соединяемым деталям 5 и 6, стопорную проволоку 7 диаметром не менее 0,5 шага резьбы, размещенную в пазах 2 и 4 со скрученными концами. Стопорное устройство выполняется следующим образом. Резьбой стержень 1 вставляется в отверстие соединяемых деталей 5 и 6. На резьбовую часть стержня навинчивается гайка 3 так, чтобы пазы 4 на ее опорной поверхности прилегали в детали 5. После заворачивания гайки 3 с заданным усилием стопорную проволоку 7 укладывают в паз 2 на торце стержня, а затем концы проволоки продевают в отверстия, образованные пазами 4 и опорной поверхностью детали 5, и затем их скручивают. Таким образом, проволока диаметром не менее 0,5 шага резьбы, размещенная в пазу на торце стержня и пазах гайки, со скрученными концами не позволяет повернуться гайке вокруг стержня на угол 180о и тем самым обеспечивается надежность стопорения.Класс F16B39/20 стальной проволокой и тп
резьбовое соединение - патент 2270377 (20.02.2006) | |
устройство для стопорения резьбового соединения - патент 2146780 (20.03.2000) | |
узел крепления - патент 2052678 (20.01.1996) | |
устройство для соединения деталей - патент 2042863 (27.08.1995) | |
стопорное резьбовое соединение - патент 2031262 (20.03.1995) |