двигатель внутреннего сгорания

Классы МПК:F01B1/08 с цилиндрами, расположенными оппозитно относительно коренного вала 
F01B9/04 с вращающимся коренным валом, иным чем коленчатый 
F02B75/24 с оппозитным расположением цилиндров; плоские двигатели 
F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам 
Патентообладатель(и):Коцюба Сергей Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
1993-12-14
публикация патента:

Использование: в машиностроении при проектировании поршневых бесшатунных машин-ДВС, насосов, компрессоров, пневмодвигателей. Сущность изобретения: двигатель содержит цилиндр, поршни, размещенные в нем с образованием двух рабочих камер и соединенные между собой ползуном, выполненным в виде двух зубчатых реек, и зубчатый сектор механизма преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение выходного вала, установленный на последнем с образованием зубчатого зацепления с рейками и имеющий зубчатую нарезку на части длины окружности. Поршни со стороны, обращенной к зубчатому сектору, имеют центральные профильные выступы, а сектор со стороны, диаметрально противоположной своей нарезке, имеет ответную впадину, повторяющую профиль упомянутых выступов. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один цилиндр, поршни, размещенные в нем с образованием двух рабочих камер и соединенные между собой ползуном, выполненным в виде двух зубчатых реек, и зубчатый сектор механизма преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение выходного вала, установленный на последнем с образованием зубчатого зацепления с рейками и имеющий зубчатую нарезку на части длины окружности, отличающийся тем, что поршни со стороны, обращенной к зубчатому сектору, имеют центральные профильные выступы, а сектор со стороны, диаметрально противоположной своей нарезке, имеет ответную впадину, повторяющую профиль упомянутых выступов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и касается усовершенствования бесшатунных поршневых машин с оппозитным расположением поршней ДВС, насосов, компрессоров, пневмодвигателей.

Наиболее близким к изобретению является двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр, поршни, размещенные в нем с образованием двух рабочих камер и соединенные между собой ползуном, выполненным в виде двух зубчатых реек, и зубчатый сектор механизма преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение выходного вала, установленный на последнем с образованием зубчатого зацепления с рейками и имеющий зубчатую нарезку на части длины окружности (ДЕ, патент N 3529921, кл. F 02 B 75/32, 1987).

Недостатками этого двигателя являются значительные габариты, необходимость установки второго зубчатого сектора, что усложняет конструкцию.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является уменьшение габаритов и упрощение конструкции.

Указанная задача решается за счет того, что поршни со стороны, обращенной к зубчатому сектору, имеют центральные профильные выступы, а сектор со стороны, диаметрально противоположной своей нарезке, имеют ответную впадину, повторяющую профиль упомянутых выступов.

Изобретение поясняется чертежом, на котором схематично изображен описываемый двигатель, продольный разрез.

Двигатель включает в себя корпус 1 с цилиндрами 2, поршни 3, соединенные попарно ползуном 4, выполненным в виде зубчатых реек, взаимодействующих с зубчатым сектором 5 механизма преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение выходного вала 8. Поршни 3 выполнены небольшой высоты, в виде дисков или шайб. При этом, каждый из поршней 3 с внутренней стороны, т. е. со стороны, обращенной к зубчатому сектору 5, имеют центрально расположенный профильный выступ-зуб 6, взаимодействующий с аналогичной профильной впадиной (выемкой) 7 на зубчатом секторе 5, а зубчатая нарезка сектора 3 выполнена на части длины окружности, расположенной диаметрально противоположно профильной впадине. Длина зубчатой нарезки сектора 5 равна длине зубчатой нарезки на рейках 4 и равна ходу поршней 3. На крышках 9 и 10 цилиндров 2, расположенных с торцев, установлены клапаны газораспределения и топливная форсунка (условно не показаны). Двигатель может быть выполнен многоцилиндровым.

Двигатель работает следующим образом. В процессе работы двигателя поршни 3, перемещаясь, например, слева направо (по чертежу) приближаются: левый поршень к НМТ, а правый к ВМТ и в момент достижения мертвых точек зубчатая нарезка сектора 5 полностью выходит из зацепления с одной из зубчатых реек 4 (на чертеже с верхней) и одновременно входит в зацепление с другой зубчатой рейкой (нижней). При этом, в момент приближения правого поршня к ВМТ выступ 6 на левом поршне начинает входить во впадину 7 на зубчатом секторе 5 и при достижении ВМТ выступ 6 левого поршня полностью находится во впадине (выемке) 7, фиксируя нулевую скорость движения поршней. К этому времени в соответствии с рабочим циклом в камеру сгорания правого цилиндра 2, т. е. в надпоршневое пространство правого поршня топливной форсункой вспрыскивается топливо, газы, от воспламенения которого, расширяясь, перемещают поршни, а вместе с ними и зубчатые рейки 4 влево. При этом за счет зубчатого сцепления нижней рейки с зубчатыми секторами 5 последний вращается совместно с выходным валом 8. При достижении левым поршнем ВМТ, а правым поршнем НМТ зубчатый сектор 5 выходит из зацепления с нижней зубчатой рейкой 4 и одновременно входит в зацепление с верхней зубчатой рейкой, выступ 6 правого поршня полностью находится во впадине (выемке) 7 зубчатого сектора 5. Топливной форсункой подают топливо в камеру сгорания левого цилиндра 2, поршни совместно с зубчатыми рейками начинают перемещаться вправо, вращая зубчатый сектор 5 и связанный с ним выходной вал 8, и цикл повторяется.

Таким образом, в предлагаемом двигателе возвратно-поступательное движение спаренных поршней преобразуется во вращательное движение зубчатого сектора, а вместе с ним и выходного вала более простым механизмом преобразования движения. Преимуществами предлагаемого двигателя являются также малые весо-габаритные характеристики и простота в обслуживании.

Класс F01B1/08 с цилиндрами, расположенными оппозитно относительно коренного вала 

способ преобразования возвратно-поступательного движения поршней в цилиндрах поршневого ротора во вращательное движение ротора и передаточный механизм -  патент 2518136 (10.06.2014)
оппозитный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2466284 (10.11.2012)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2425235 (27.07.2011)
поршневая машина -  патент 2380543 (27.01.2010)
поршневая машина высокого давления соколова -  патент 2368789 (27.09.2009)
двухтактная поршневая машина -  патент 2221927 (20.01.2004)
поршневая объемная машина двойного действия (варианты) -  патент 2174603 (10.10.2001)
поршневой двигатель -  патент 2172841 (27.08.2001)
поршневая машина -  патент 2165530 (20.04.2001)
поршневая машина -  патент 2163973 (10.03.2001)

Класс F01B9/04 с вращающимся коренным валом, иным чем коленчатый 

реечно-зубчатая поршневая машина с переключением степени сжатия и отключением поршней -  патент 2509214 (10.03.2014)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2480597 (27.04.2013)
механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное реечно-шестеренчатой передачей в двигателе внутреннего сгорания -  патент 2480596 (27.04.2013)
механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное двумя подвижными зубчатыми рейками на шатуне в двигателе внутреннего сгорания -  патент 2479734 (20.04.2013)
моторно-трансмиссионный модуль -  патент 2478045 (27.03.2013)
двигатель внутреннего сгорания и привод распределительного вала -  патент 2465474 (27.10.2012)
механизм, преобразующий прямолинейное возвратно-поступательное движение во вращательное, в частности, для поршневых двигателей -  патент 2435048 (27.11.2011)
двигатель внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2423615 (10.07.2011)
двухтактный дизельный двигатель -  патент 2416728 (20.04.2011)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2412363 (20.02.2011)

Класс F02B75/24 с оппозитным расположением цилиндров; плоские двигатели 

Класс F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам 

Наверх