судовой движитель

Классы МПК:B63H1/04 с осями вращения, расположенными под прямыми углами к направлению движения, например гребные колеса 
B63H5/02 гребных колес, например кормовых 
Патентообладатель(и):Тярасов Герман Павлович
Приоритеты:
подача заявки:
1995-01-11
публикация патента:

Использование: водный транспорт, движители мелкосидящих и быстроходных судов. Сущность: в судовом движителе, содержащем вал с поворотными гребными плитами, последние выполнены в виде свободно подвешенных на осях маятников с гребными ковшами на концах. Радиус подвеса маятников, их длина и углы вынужденных и свободных колебаний могут быть связаны зависимостью: судовой движитель, патент № 2081029 , где Kсудовой движитель, патент № 2081029nm - число колебаний (коэффициент K=0,5;1,5), nk-число оборотов движителя, r - радиус подвеса маятника, l - длина маятника. Использование изобретения возможно при осадке судов порядка 0,2 м и обеспечивает создание как тяги, так и подъемной силы. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Судовой движитель, содержащий установленный в подшипниках корпуса поперечно расположенный вал с гребными поворотными плицами, отличающийся тем, что гребные плицы выполнены в виде маятников с гребными ковшами на концах, подвешенных к валу.

2. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что радиус подвеса маятников, длина маятников и углы вынужденных и свободных колебаний связаны зависимостью

судовой движитель, патент № 2081029

где K судовой движитель, патент № 2081029 nм число колебаний; коэффициент K 0,5; 1,5;

nк число оборотов движителя;

r радиус подвеса маятника;

l длина маятника.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к водному транспорту, а именно, к движителям мелкосидящих и быстроходных судов.

Известен принятый в качестве ближайшего аналога движитель в виде гребного колеса, содержащий двухопорный вал с ромбовидными шарнирными механизмами поворота плиц (SU, а.с. N 903245, B 63 H 5/02, 1982 г.). Этот движитель обладает малой надежностью, тихоходный и громоздкий.

Изобретение предназначено для решения задачи создания быстроходного, надежного, компактного движителя, имеющего высокий КПД и способного создавать как силу тяги, так и подъемную силу.

Технический результат достигается тем, что в известном движителе гребные плицы выполнены в виде маятников с гребными ковшами на концах, подвешенных к валу. Кроме того, радиус подвеса маятников r, их длина l и углы свободных судовой движитель, патент № 20810291 и вынужденных судовой движитель, патент № 20810292 колебаний связаны зависимостью судовой движитель, патент № 2081029, где Kсудовой движитель, патент № 2081029nm - число колебаний (коэффициент K=0,5; 1,5), а nk число оборотов движителя.

Амплитуда колебаний маятников устанавливается автоматически в зависимости от соотношения силы тяги и подъемной силы, зависящего от скорости хода судна.

На фиг. 1 показан движитель, вид сбоку, сечение по A-A; на фиг.2 - движитель, сечение по Б-Б; на фиг.3 схема углов колебаний; на фиг.4 график скоростей ковшей и сил реакции воды.

Движитель монтируется, как правило, на корме судна, попарно по бортам, приводится быстроходным двигателем судна с числом оборотов около 1000-6000 об/мин.

К корпусу 1 судна прикреплены цапфы 2 с подшипниками 3, на которых установлены валы 4 движителей. Вал каждого движителя имеет упорное кольцо 5 и фланец 6, к которому крепится барабан 7 с проточкой посередине и с отверстиями в концевых утолщениях, в которых установлены оси 8 маятников 9 с ковшами 10 на концах.

Устройство работает следующим образом. При стоянке судна маятники находятся в опущенном состоянии. При вращении движителя маятники 9 стремятся занять радиальное положение, совершая в верхней части траектории свободные колебания, а в нижней вынужденные. При взаимодействии ковшей 10 с водой маятники будут отклоняться на угол Ao (фиг. 3) и окружная скорость конца лопастей Vокр (фиг.4) будет уменьшена на относительную скорость качания по судовой движитель, патент № 2081029к на величину U. Несмотря на большую частоту вращения движителя судовой движитель, патент № 2081029д, скорость отброса воды относительно судна может быть небольшой, равной судовой движитель, патент № 2081029 = vокр-U, что обусловит приемлемое значение пропульсивного КПД при числе оборотов движителя 1000-6000 об/мин.

Угол отклонения потока воды от горизонтали судовой движитель, патент № 2081029 будет автоматически меняться в зависимости от скорости судна Vс. При малой скорости больше составляющая подъемной силы P. При большой скорости увеличится сила тяги T.

Предложенный движитель применим на мелкосидящих судах с осадкой порядка 0,2 м, а также на судах с воздушной подушкой и на экранопланах. С использованием такого движителя автоматически обеспечивается преодоление "горба сопротивления" с последующим увеличением силы тяги.

Класс B63H1/04 с осями вращения, расположенными под прямыми углами к направлению движения, например гребные колеса 

шагающий движитель -  патент 2513348 (20.04.2014)
колесный движительно-рулевой комплекс судна ледового плавания -  патент 2456201 (20.07.2012)
катамаран -  патент 2443592 (27.02.2012)
колесно-лопаточный движитель -  патент 2401769 (20.10.2010)
колесный движитель -  патент 2399500 (20.09.2010)
колесный движитель -  патент 2368533 (27.09.2009)
катамаран -  патент 2351500 (10.04.2009)
колесно-лопаточный движитель -  патент 2329180 (20.07.2008)
колесно-лопаточный движитель -  патент 2293040 (10.02.2007)
движитель -  патент 2263605 (10.11.2005)

Класс B63H5/02 гребных колес, например кормовых 

Наверх