судовой движитель
Классы МПК: | B63H1/04 с осями вращения, расположенными под прямыми углами к направлению движения, например гребные колеса B63H5/02 гребных колес, например кормовых |
Патентообладатель(и): | Тярасов Герман Павлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-01-11 публикация патента:
10.06.1997 |
Использование: водный транспорт, движители мелкосидящих и быстроходных судов. Сущность: в судовом движителе, содержащем вал с поворотными гребными плитами, последние выполнены в виде свободно подвешенных на осях маятников с гребными ковшами на концах. Радиус подвеса маятников, их длина и углы вынужденных и свободных колебаний могут быть связаны зависимостью: , где Knm - число колебаний (коэффициент K=0,5;1,5), nk-число оборотов движителя, r - радиус подвеса маятника, l - длина маятника. Использование изобретения возможно при осадке судов порядка 0,2 м и обеспечивает создание как тяги, так и подъемной силы. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Судовой движитель, содержащий установленный в подшипниках корпуса поперечно расположенный вал с гребными поворотными плицами, отличающийся тем, что гребные плицы выполнены в виде маятников с гребными ковшами на концах, подвешенных к валу. 2. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что радиус подвеса маятников, длина маятников и углы вынужденных и свободных колебаний связаны зависимостьюгде K nм число колебаний; коэффициент K 0,5; 1,5;
nк число оборотов движителя;
r радиус подвеса маятника;
l длина маятника.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к водному транспорту, а именно, к движителям мелкосидящих и быстроходных судов. Известен принятый в качестве ближайшего аналога движитель в виде гребного колеса, содержащий двухопорный вал с ромбовидными шарнирными механизмами поворота плиц (SU, а.с. N 903245, B 63 H 5/02, 1982 г.). Этот движитель обладает малой надежностью, тихоходный и громоздкий. Изобретение предназначено для решения задачи создания быстроходного, надежного, компактного движителя, имеющего высокий КПД и способного создавать как силу тяги, так и подъемную силу. Технический результат достигается тем, что в известном движителе гребные плицы выполнены в виде маятников с гребными ковшами на концах, подвешенных к валу. Кроме того, радиус подвеса маятников r, их длина l и углы свободных 1 и вынужденных 2 колебаний связаны зависимостью , где Knm - число колебаний (коэффициент K=0,5; 1,5), а nk число оборотов движителя. Амплитуда колебаний маятников устанавливается автоматически в зависимости от соотношения силы тяги и подъемной силы, зависящего от скорости хода судна. На фиг. 1 показан движитель, вид сбоку, сечение по A-A; на фиг.2 - движитель, сечение по Б-Б; на фиг.3 схема углов колебаний; на фиг.4 график скоростей ковшей и сил реакции воды. Движитель монтируется, как правило, на корме судна, попарно по бортам, приводится быстроходным двигателем судна с числом оборотов около 1000-6000 об/мин. К корпусу 1 судна прикреплены цапфы 2 с подшипниками 3, на которых установлены валы 4 движителей. Вал каждого движителя имеет упорное кольцо 5 и фланец 6, к которому крепится барабан 7 с проточкой посередине и с отверстиями в концевых утолщениях, в которых установлены оси 8 маятников 9 с ковшами 10 на концах. Устройство работает следующим образом. При стоянке судна маятники находятся в опущенном состоянии. При вращении движителя маятники 9 стремятся занять радиальное положение, совершая в верхней части траектории свободные колебания, а в нижней вынужденные. При взаимодействии ковшей 10 с водой маятники будут отклоняться на угол Ao (фиг. 3) и окружная скорость конца лопастей Vокр (фиг.4) будет уменьшена на относительную скорость качания по к на величину U. Несмотря на большую частоту вращения движителя д, скорость отброса воды относительно судна может быть небольшой, равной = vокр-U, что обусловит приемлемое значение пропульсивного КПД при числе оборотов движителя 1000-6000 об/мин. Угол отклонения потока воды от горизонтали будет автоматически меняться в зависимости от скорости судна Vс. При малой скорости больше составляющая подъемной силы P. При большой скорости увеличится сила тяги T. Предложенный движитель применим на мелкосидящих судах с осадкой порядка 0,2 м, а также на судах с воздушной подушкой и на экранопланах. С использованием такого движителя автоматически обеспечивается преодоление "горба сопротивления" с последующим увеличением силы тяги.Класс B63H1/04 с осями вращения, расположенными под прямыми углами к направлению движения, например гребные колеса
шагающий движитель - патент 2513348 (20.04.2014) | |
колесный движительно-рулевой комплекс судна ледового плавания - патент 2456201 (20.07.2012) | |
катамаран - патент 2443592 (27.02.2012) | |
колесно-лопаточный движитель - патент 2401769 (20.10.2010) | |
колесный движитель - патент 2399500 (20.09.2010) | |
колесный движитель - патент 2368533 (27.09.2009) | |
катамаран - патент 2351500 (10.04.2009) | |
колесно-лопаточный движитель - патент 2329180 (20.07.2008) | |
колесно-лопаточный движитель - патент 2293040 (10.02.2007) | |
движитель - патент 2263605 (10.11.2005) |
Класс B63H5/02 гребных колес, например кормовых
колёсный катамаран - патент 2521453 (27.06.2014) | |
буксирный караван - патент 2141428 (20.11.1999) |