подшипник качения
Классы МПК: | F16C19/00 Подшипники качения F16C19/34 радиально-упорные |
Автор(ы): | Смолянинов В.В., Смолянинов В.В., Смолянинов В.В. |
Патентообладатель(и): | Смолянинов Владислав Владимирович, Смолянинов Владимир Владимирович, Смолянинов Виктор Владиславович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-09-16 публикация патента:
27.09.1999 |
Предлагаемый подшипник качения относится к подшипниковой промышленности, в частности к приборным и авиационным подшипникам, шпиндельным подшипникам для станкостроения. Сущность изобретения заключается в том, что тела качения соприкасаются с одним кольцом по дорожкам качения, расположенным под углом двойного контакта
1 = 40 - 140o к поверхности качения тел качения, а с другим кольцом по дорожкам качения, расположенным под углом двойного контакта
2 = 60 - 180o к поверхности качения тел качения. Технический результат - возможность использования подшипника в механизмах как с малыми, так и большими частотами вращения. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1


Формула изобретения
1. Подшипник качения, содержащий кольца (1 и 2), имеющие дорожки (3, 3" и 4, 4") качения и размещенные между кольцами (1,2) тела (6) качения, контактирующие с одним из колец (1) в точках (А,В) на его дорожках (3,3"), у которых средние линии расположены под углом





Описание изобретения к патенту
Настоящее изобретение относится к массовому продукту подшипниковой промышленности - шариковому подшипнику качения. Уровень техникиВ развитии машиностроения и приборостроения подшипниковая промышленность занимает одно из важнейших мест, так как надежность и ресурс эксплуатации современных высокооборотных машин в значительной степени определяются эксплуатационными характеристиками подшипников. Дальнейшие улучшения конструкций подшипников качения направлены, с одной стороны, на повышение их грузоподъемности, долговечности и надежности, точности и скорости вращения, с другой же - на уменьшение веса и шумности. Основные конструктивные типы подшипников качения - это радиальные, радиально-упорные и упорные с шариковыми или роликовыми телами качения. Кроме того, подшипники качения могут конструктивно отличаться по числу n точечных контактов, образуемых одиночным телом качения с наружным и внутренним кольцами. По этому признаку известны конструкции трех типов - 2-точечные (n = 2), 3-точечные (n = 3) и 4-точечные (n = 4). Наиболее близкими по конструкции являются радиально-упорные шариковые подшипники, имеющие 4-точечный контакт шариков с кольцами. Для сравнения с прототипом необходимо выделить основные геометрические характеристики таких подшипников. При n = 2 каждое тело качения образует с каждым кольцом одноточечные ("одиночные") контакты, при n = 3 каждое тело качения образует с одним из колец двухточечный ("двойной") контакт, а с другим кольцом образует одиночный контакт; при n = 4 каждое тело образует с каждым из колец двойные контакты. Геометрической характеристикой двойного контакта служит "угол двойного контакта", который равен внутреннему углу между двумя лучами, имеющими начало в центре тела качения и проходящими через две точки контакта этого тела с одним кольцом, т.е. точки контакта находятся на средней линии дорожки качения. Если сближать точки двойного контакта или дорожки качения, то при их совмещении "двойной контакт" превращается в одиночный, а угол двойного контакта становится равным нулю. Таким образом, подшипники с 3-точечным контактом характеризуются одним углом двойного контакта





В основу изобретения положена идея уменьшения центробежных сил, действующих на тела качения, с целью создания высокооборотных и высокоресурсных подшипников качения. Ресурс работы подшипника качения определяется центробежными силами, действующими на тела качения, так как именно от этих сил зависит режим трения тел качения с наружним кольцом и, следовательно, режим износа контактирующих поверхностей при допредельных оборотах. Предел высокооборотности определяется той величиной центробежных сил, когда режим износа катастрофически переходит в режим разрушения контактных областей. Поставленная задача решается посредством 4-точечного подшипника качения с разными углами двойных контактов, один из которых предлагается выбирать в пределах от 40o до 140o, а другой - в пределах от 60o до 180o, при этом разница в углах дорожек на разных кольцах составляет от 20o до 140o. Указанная разность углов в пределах от 20o до 140o между средними линиями дорожек качения обеспечивает уменьшение частоты вращения сепаратора и пропорционально этому уменьшению увеличивает частоту вращения подшипника, не изменяя центробежные силы на тела качения и, как следствие, повышая ресурс работы подшипника. Угол двойного контакта тел качения брать меньшим 60o нецелесообразно, так как ширина дорожки будет практически совпадать с шириной дорожки качения при известном угле прототипа, равном 52o. При угле, большем 180o, дорожка качения перестает служить опорой для тела качения. Наиболее целесообразно, чтобы разность углов между средними линиями дорожек качения на кольцах находилась в пределах от 50o до 120o. При угле, меньшем 90o на наружном кольце, нет существенного уменьшения центробежных сил, а угол, больший 160o, технически трудно выполним из-за возможного заклинивания тел качения за счет центробежных сил и нагрузок. Конструктивно оправдано и технологически целесообразно, чтобы подшипник имел по меньшей мере одно отверстие в каждом кольце, выполненное между дорожками. Наличие отверстий гарантирует эффективный подвод смазки к местам контакта тел качения с дорожками качения колец и сепаратором, то есть в полость подшипника, а также отвод избытка смазки. Краткое описание чертежей
В последующем настоящее изобретение поясняется подробным описанием конкретного примера его выполнения со ссылкой на прилагаемый чертеж, на котором изображен подшипник качения согласно изобретению, продольный разрез вдоль оси вращения подшипника. Вариант осуществления изобретения
Предлагается подшипник качения, в качестве которого представлен шариковый подшипник. Предлагаемый подшипник качения содержит кольца - подвижное 1 и неподвижное 2, имеющие дорожки 3, 3" и 4, 4" качения. Между кольцами 1 и 2 в сепараторе 5 размещены тела 6 качения, контактирующие с одним из колец, в данном случае с вращающимся кольцом 1, в двух точках A и B, при этом точки A и B расположены на дорожках 3 и 3" кольца 1, средние линии которых расположены под углом двойного контакта






n = (1+d/D)(cos(


где n - частота вращения сепаратора,
d - диаметр наибольшего сечения тела качения,
D - диаметр окружности, проходящей через центры вращения тел качения. Согласно приведенной формуле при углах

















Настоящее изобретение с наибольшим успехом может быть применено в скоростных механизмах (газовые турбины, гироскопы, центрифуги, шпиндели станков). Кроме того, изобретение может найти применение во всех механизмах, где используются подшипники качения.
Класс F16C19/00 Подшипники качения
Класс F16C19/34 радиально-упорные