сферический роликовый подшипник
Классы МПК: | F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения F16C33/34 ролики; иглы F16C19/28 многорядные |
Автор(ы): | Вайткус Юлиус Мартынович (BY), Пенза Валерий Николаевич (BY), Козлов Анатолий Борисович (BY), Кошель Владимир Митрофанович (BY) |
Патентообладатель(и): | Арендное предприятие "Минский подшипниковый завод" (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-07-31 публикация патента:
27.01.2000 |
Сферический роликовый подшипник относится к машиностроению, в частности к радиально-упорным, радиальным и упорно-радиальным сферическим подшипникам. Сферический роликовый подшипник содержит наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения и упорным бортиком и расположенные в сепараторе между дорожками качения колец под углом к оси подшипника несимметричные бочкообразные ролики, радиус образующих которых меньше радиуса сферы наружного кольца и радиуса образующей дорожки качения внутреннего кольца. Положение наибольшего диаметра ролика относительно его широкого торца определяется зависимостью E
0,5Lp-Rpsin
в, где Lp - длина ролика; Rp - радиус образующей ролика;
в - угол между осью ролика и общей касательной в точке контакта ролика с дорожкой качения внутреннего кольца, расположенной на середине ролика. Технический результат - повышение долговечности подшипника за счет равномерного распределения контактных напряжений вдоль дорожки качения внутреннего кольца и исключения их концентрации на краю дорожки возле упорного бортика. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



Формула изобретения
Роликовый сферический подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения и упорным бортиком и расположенные в сепараторе между дорожками качения колец под углом к оси подшипника несимметричные бочкообразные ролики, радиус образующих которых меньше радиуса сферы наружного кольца и радиуса образующей дорожки качения внутреннего кольца, отличающийся тем, что положение наибольшего диаметра ролика относительно его широкого торца определяется зависимостьюE


где Lр - номинальная длина ролика;
Rр - радиус образующей ролика;

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиально-упорным, радиальным и упорно-радиальным сферическим подшипникам. Известен радиально-упорный сферический подшипник [1]. Известный подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, между которыми в сепараторе размещены бочкообразные несимметричные ролики. Радиусы сферы дорожек качения внутреннего кольца и боковой поверхности ролика равны между собой и меньше радиуса сферы дорожки качения наружного кольца. Данная конструкция имеет ряд недостатков, приводящих к неравномерному распределению контактных напряжений и как следствие к снижению долговечности подшипника. Одним из недостатков является наличие линейного контакта между роликом и дорожкой качения внутреннего кольца. Это приводит к возрастанию напряжений на обоих концах роликов и вследствие ослабленного металла кромки дорожки качения к преждевременному выкрашиванию металла на дорожках или роликах, т.е. к так называемому "краевому эффекту". Второй недостаток состоит в том, что расчетная точка контакта дорожки качения наружного кольца с роликом расположена на середине ролика. Это приводит к смещению равнодействующей усилий от роликов на дорожку качения внутреннего кольца в сторону широкого торца роликов на 0,05-0,1 длины роликов, что вызывает рост напряжений на краю дорожки внутреннего кольца и выкрoшивание металла дорожки или роликов возле упорного бортика. По этой причине наблюдается выход из строя подшипников в 40% и более случаев [2]. Оба недостатка являются превалирующими в усталостном разрушении внутренних колец и существенно снижают долговечность подшипников. Наиболее близким к заявляемому является роликовый радиальный сферический двухрядный подшипник [3]. Известный подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, между которыми в сепараторе размещены бочкообразные несимметричные ролики. Радиус образующей ролика меньше радиусов образующих дорожек качения наружного и внутреннего колец. В данной конструкции отсутствует линейный контакт ролика с дорожкой качения внутреннего кольца, что устраняет "краевые эффекты" роста напряжений. Однако расположение расчетной точки контакта ролика с дорожкой качения наружного кольца на середине ролика приводит, как и в случае аналога [1], к смещению равнодействующей усилий от роликов на дорожку качения внутреннего кольца в сторону широкого торца роликов и к выкрoшиванию металла дорожки внутреннего кольца или роликов. Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение долговечности подшипника за счет равномерного распределения контактных напряжений вдоль дорожки качения внутреннего кольца и исключения их концентрации на краю дорожки возле упорного бортика. Поставленная задача решается тем, что в сферическом роликовом подшипнике, содержащем наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения и упорным бортиком и расположенные в сепараторе между дорожками качения колец под углом к оси подшипника несимметричные бочкообразные ролики, радиус образующих которых меньше радиуса сферы наружного кольца и радиуса образующей дорожки качения внутреннего кольца, согласно изобретению положение наибольшего диаметра ролика относительно его широкого торца определяется зависимостьюE


где Lр - длина ролика;
Rр - радиус образующей ролика;

на фиг. 2 - сферический роликовый подшипник для восприятия преимущественно радиальной нагрузки с двумя рядами роликов;
на фиг. 3 - то же для восприятия преимущественно осевой нагрузки с одним рядом роликов;
на фиг. 4 - вид на площадку контакта ролика с внутренним кольцом вдоль линии действия нагрузки на ролик. Сферический роликовый подшипник содержит наружное кольцо 1, внутреннее кольцо 2 с дорожками качения 3 и 4 соответственно, ролики 5. На внутреннем кольце 2 выполнен упорный бортик 6. Ось S-S ролика 5 расположена под углом



K = OpA sin


Отсюда следует, что положение E плоскости наибольшего диаметра Dw ролика 5 относительно его широкого торца 7 определяется зависимостью

Подшипник работает следующим образом (см. фиг. 4). Первоначально без нагрузки или при незначительной нагрузке (p < 0,05C) контакт ролика 5 с дорожкой качения 4 внутреннего кольца 2 происходит в точке А или по площадке F незначительной величины на середине длины Lр ролика 5 (C - динамическая грузоподъемность подшипника). По мере увеличения нагрузки до средних значений (p


1. Авторское свидетельство СССР N 183544, опуб. 1966. 2. Вайткус Ю.М. и др. Новые подшипники для нижней головки шатунов двухэтажных лесопильных рам. - Деревообрабатывающая промышленность, N 11, М.: Лесная промышленность, 1990. 3. Проектирование роликовых радиальных сферических двухрядных и сфероупорных подшипников. - Подшипники качения. Справочник-каталог, под общ. редакцией Л.В. Черневского, М.: Машиностроение, 1997.
Класс F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения
шариковый бессепараторный подшипник качения - патент 2523872 (27.07.2014) | ![]() |
шариковый бессепараторный подшипник качения - патент 2523871 (27.07.2014) | ![]() |
шариковый бессепараторный подшипник качения - патент 2523357 (20.07.2014) | ![]() |
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | ![]() |
роликовый подшипник качения - патент 2520869 (27.06.2014) | ![]() |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | ![]() |
шарикоподшипник радиальный - патент 2519105 (10.06.2014) | ![]() |
шарикоподшипник радиальный - патент 2518384 (10.06.2014) | |
однорядный сферический роликовый подшипник качения - патент 2509235 (10.03.2014) | ![]() |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | ![]() |
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | ![]() |
роликовый подшипник качения - патент 2520869 (27.06.2014) | ![]() |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | ![]() |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | ![]() |
роликоподшипник - патент 2487279 (10.07.2013) | |
роликовый подшипник качения - патент 2484321 (10.06.2013) | ![]() |
однорядный роликовый конический подшипник качения - патент 2471093 (27.12.2012) | ![]() |
подшипник гироскопа бессепараторный - патент 2435996 (10.12.2011) | ![]() |
бессепараторный подшипник качения (варианты) и способ его сборки (варианты) - патент 2427734 (27.08.2011) | ![]() |
элемент качения и способ его изготовления - патент 2425263 (27.07.2011) | ![]() |