устройство для соединения гика-уишбона с мачтой
Классы МПК: | B63H9/08 крепление парусов к мачтам, перекладинам и тп B63B35/79 доски для серфинга, например с парусом |
Автор(ы): | Жуленев Е.П. |
Патентообладатель(и): | Волгоградский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-12-15 публикация патента:
20.12.2000 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания разъемного соединения гика-уишбона с мачтой парусной доски и швертбота. Устройство имеет узел крепления гика-уишбона, включающий в себя оковку. В устройство вводят боковые ветви гика-уишбона, задние наконечники которых соединены с помощью оси блока. Оковка выполнена в виде хомута, охватывающего мачту. Концы хомута имеют проушины, соединенные стяжным винтом. Хомут имеет внутреннюю коническую поверхность. Внутри нее установлена разрезная втулка. Она имеет возможность продольного перемещения вдоль оси мачты. Внутренний диаметр втулки регулируется при закреплении хомута на установочном диаметре мачты. На внешней поверхности хомута перпендикулярно проушинам выполнены два диаметральных прилива. Прилив имеет цилиндрическое основание и головку. Форма головки имеет малую и большую оси. Величина малой оси равна диаметру цилиндрического основания. Большая ось наклонена под углом к оси мачты для захода в ответные отверстия. Они выполнены в передних концах боковых ветвей гика-уишбона, толщина которых равна высоте цилиндрического основания прилива. Ветви гика-уишбона имеют возможность поворота в вертикальной плоскости. Технический результат реализации изобретения заключается в обеспечении жесткой кинематической связи между мачтой и гиком-уишбоном, гарантирующей простоту, универсальность и надежность крепления гика-уишбона к мачте. 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
Устройство для соединения гика-уишбона с мачтой, содержащее оковку, боковые ветви гика-уишбона, задние наконечники которых соединены посредством оси блока, отличающееся тем, что оно снабжено узлом крепления гика-уишбона, жестко закрепленного на мачте и включающего оковку, выполненную в виде хомута, охватывающего мачту, концы которого имеют проушины, соединенные стяжным винтом, и образующего внутреннюю коническую поверхность, внутри которой установлена разрезная втулка, имеющая возможность продольного перемещения вдоль оси мачты, внутренний диаметр которой регулируется при закреплении хомута на установочном диаметре мачты, а на внешней поверхности хомута, перпендикулярно проушинам, выполнены два диаметральных прилива, имеющих цилиндрическое основание и головку, форма которой имеет малую ось, величина которой равна диаметру цилиндрического основания прилива, и большую ось, наклоненную под углом к оси мачты, для захода в ответные отверстия, выполненные в передних концах боковых ветвей, толщина которых равна высоте цилиндрического основания прилива, с возможностью поворота ветвей гика-уишбона в вертикальной плоскости.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для разъемного соединения гика-уишбона с мачтой парусной доски и швертбота. Известен гик-уишбон, содержащий переднюю и заднюю оковки, дугообразные ветви и опорный узел для навески уишбона на мачту. Передняя и задняя оковки и опоры узла навешивания уишбона на мачту выполнены с шарнирами, а передняя оковка шарнирно соединена с боковыми ветвями, что позволяет складывать уишбон ветвь к ветви (А.с. N 1475852, М.кл. B 63 H 9/10, 1989 г.). Недостатком конструкции гика-уишбона являются ее сложность, большое количество входящих деталей, шарниров, винтов, что снижает надежность в процессе эксплуатации. Отсутствие механизма, регулирующего усилие зажима мачты, не обеспечивает надежного закрепления гика-уишбона на мачте в заданном месте, особенно если мачта коническая, что ухудшает и ограничивает функциональные возможности. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устройство для шарнирного разъемного соединения гика-уишбона c мачтой парусной доски, содержащее оковку с эксцентриком, которое снабжено охватывающей мачту скобой, концы которой выполнены параллельными и имеют соосные отверстия с пазами, при этом эксцентрик выполнен в виде коленчатого вала со средней и двумя крайними осями и имеет лыски на крайних осях, причем образующая цилиндрической поверхности средней оси эксцентрика спрофилирована по радиусу окружности поперечного сечения мачты, а в стенке оковки выполнены отверстия для захода в них параллельных концов скобы при разворотах уишбона. Кроме того, устройство снабжено резиновой пластиной, установленной в месте сопряжения скобы с мачтой, а оковка снабжена отбортовками (А.c. N 1258766, М. кл. B 63 H 9/10, 1986 г.). Недостатком данного устройства для шарнирного разъемного соединения гика-уишбона с мачтой парусной доски являются сложность конструкции и характер кинематической связи между уишбоном и мачтой, не обеспечивающими жесткой связки функциональных узлов системы взаимодействия мачта-уишбон, что снижает надежность устройства в целом и ухудшает эксплуатационные характеристики. Данные устройства для шарнирного разъемного соединения гика-уишбона с мачтой парусной доски имеет низкий уровень, обусловленный конструктивным исполнением устройства и отсутствием надежной кинематической связи между мачтой и гиком-уишбоном. В этой связи важнейшей задачей является создание новой конструкции устройства для соединения гика-уишбона с мачтой на базе соединительных функциональных узлов, обеспечивающих жесткую кинематическую связь между мачтой и гиком-уишбоном с возможностью взаимного разворота, что позволяет упростить конструкцию узла, обеспечить надежное крепление гика-уишбона на конкретной мачте, что значительно повышает надежность узлов и элементов крепления, тем самым обеспечиваются простота и универсальность крепления гика-уишбона к мачте, значительно оптимизируется процесс управления парусным судном, улучшаются эксплуатационные характеристики и обеспечивается гарантированная конструкция. Техническим результатом заявленного устройства является создание новых соединительных узлов уишбона с мачтой, обеспечивающих жесткую кинематическую связь, что позволяет создать надежное крепление c универсальной системой взаимосвязей узлов и элементов, гарантирующих высокую надежность. Сущность изобретения достигается тем, что устройство для соединения гика-уишбона с мачтой, содержащее оковку, боковые ветви гика-уишбона, задние наконечники которых соединены посредством оси блока, снабжено узлом крепления гика-уишбона, жестко закрепленного на мачте, включающего оковку, выполненную в виде хомута, охватывающего мачту, концы которого имеют проушины, соединенные стяжным винтом, и образующего внутреннюю коническую поверхность, внутри которой установлена разрезная втулка, имеющая возможность продольного перемещения вдоль оси мачты, внутренний диаметр которой регулируется при закреплении хомута на установочном диаметре мачты, а на внешней поверхности хомута, перпендикулярно проушинам, выполнены два диаметральных прилива, имеющих цилиндрическое основание и головку, форма которой имеет малую ось, величина которой равна диаметру цилиндрического основания прилива, и большую ось, наклоненную под углом к оси мачты, для захода в ответные отверстия, выполненные в передних концах боковых ветвей, толщина которых равна высоте цилиндрического основания прилива, с возможностью поворота ветвей гика-уишбона в вертикальной плоскости. Выполнение нового устройства для соединения гика-уишбона с мачтой, снабженного узлом крепления, жестко закрепленного на мачте, включающего оковку, выполненную в виде хомута, охватывающего мачту, концы которого имеют проушины, соединенные стяжным винтом, и образующего внутреннюю коническую поверхность, внутри которой установлена разрезная втулка, имеющая возможность продольного перемещения вдоль оси мачты, внутренний диаметр которой регулируется при закреплении хомута на установочном диаметре мачты, позволяет упростить конструкцию, сократить количество деталей, исключить шарнирные соединения, а главное, обеспечить жесткую кинематическую связь между мачтой и гиком-уишбоном, что позволяет надежно закреплять узел на мачтах, имеющих различные диаметры или конусность, что делает устройство универсальным и улучшает его потребительские качества. При этом наличие на внешней поверхности хомута диаметральных приливов, имеющих цилиндрическое основание и головку, форма которой имеет малую ось, величина которой равна диаметру цилиндрического основания прилива, и большую ось, наклоненную под углом к оси мачты, в совокупности c ответными отверстиями той же формы, выполненными в передних концах боковых ветвей гика-уишбона, обеспечивают простое и быстрое соединение гика-уишбона с мачтой, гарантирующее надежность работы устройства в целом и улучшающее эксплуатационные характеристики. Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного решения, позволило установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого решения по совокупности признаков, позволило выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном объекте, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "новизна" по действующему законодательству. Для проверки соответствия заявленного изобретения требованию "изобретательского уровня" заявитель провел дополнительный поиск известных решений c целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявленного изобретения, результаты которого показывают, что заявленное изобретение для специалиста не следует явным образом из известного уровня техники. Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "изобретательский уровень". На фиг. 1 изображен гик-уишбон, вид сверху; на фиг. 2 - узел II на фиг. 1; на фиг. 3 - узел крепления гика-уишбона; на фиг. 4 - то же, вид сверху; фиг. 5 - передний конец боковой ветви гика-уишбона; на фиг. 6 - разрез А-А на фиг. 5; на фиг. 7 - устройство для соединения гика-уишбона с мачтой в исходном положении; фиг. 8 - то же в рабочем положении. Устройство для соединения гика-уишбона c мачтой содержит оковку 1, боковые ветви 2 гика-уишбона, задние наконечники 3 которых соединены посредством оси 4 блока 5. Оковка 1, установленная на мачте, выполнена в виде хомута 6, охватывающего мачту, концы которого имеют проушины 7, соединенные стяжным (невыпадающим) винтом 8. При этом хомут 6 образует внутреннюю коническую поверхность, в которой установлена разрезная втулка 9, имеющая возможность продольного перемещения вдоль оси мачты. Внутренний диаметр разрезной втулки 9 регулируется в зависимости от установочного диаметра мачты путем ее продольного перемещения вдоль оси хомута 6 при закреплении его на мачте. На внешней поверхности хомута 6, перпендикулярно проушинам, выполнены два диаметральных прилива 10, имеющих цилиндрическое основание 11 и головку 12. Головка 12 выполнена таким образом, что ее форма имеет малую ось b, величина которой равна диаметру d цилиндрического основания 11 прилива 10, и большую ось, наклоненную под углом к оси мачты. В передних концах 13 боковых ветвей гика-уишбона выполнены ответные отверстия, форма которых соответствует форме головки 12 прилива 10, а толщина h передних концов 13 должна быть равна высоте h цилиндрического основания 11 прилива 10. Ось 4 блока имеет шариковый фиксатор 14, который обеспечивает легкое и быстрое разъединение боковых ветвей 2 гика-уишбона для удобства их транспортировки и хранения. Соединение гика-уишбона с мачтой производится следующим образом. Задние наконечники 3 боковых ветвей 2 гика-уишбона соединяются посредством оси 4 блока 5. В проушины 7 оковки 1 заворачивается (без затяжки) стяжной невыпадающий винт 8. Во внутреннюю коническую поверхность хомута 6 устанавливается разрезная втулка 9. Далее оковка 1 со стяжным винтом 8 и разрезной втулкой 9 надевается на мачту в месте установочного диаметра в пределах выреза в мачт-кармане паруса. Продольным перемещением разрезной втулки 9 обеспечивается равенство внутреннего диаметра разрезной втулки 9 и установочного диаметра мачты, после чего с помощью стяжного винта 8 осуществляется жесткое закрепление оковки 1 на мачте. Затем, собранный гик-уишбон ориентируется относительно мачты (угол) таким образом, чтобы отверстия в передних концах 13 гика-уишбона совместились с головками 12 приливов 10, после чего в ответные отверстия передних концов 13 ветвей 2 вводятся головки 12 приливов 10 с последующим разворотом гика-уишбона в рабочее положение с фиксацией в люверсе (с использованием блока 5) шкотового угла паруса. Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:- устройство для соединения гика-уишбона с мачтой, воплощающее изобретение, выполненное в виде хомута с приливами для захода в ответные отверстия в передних концах ветвей гика-уишбона с возможностью жесткого закрепления на установочном диаметре мачты, при его осуществлении предназначено для повышении его надежности и улучшения условий транспортировки и хранения;
- для заявленного изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в формуле изобретения, подтверждена возможность его осуществления в соответствии с описанием и прилагаемыми чертежами;
- разработанное устройство, воплощающее заявленное изобретение, при его осуществлении способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата. Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "промышленная применимость".
Класс B63H9/08 крепление парусов к мачтам, перекладинам и тп
устройство управления для свободно летающего изолированного элемента в виде крыла - патент 2409496 (20.01.2011) | |
судно, движимое ветром - патент 2265551 (10.12.2005) | |
парусно-моторное судно сташевского и.и. - патент 2258636 (20.08.2005) | |
парусное судно типа "мотылек" - патент 2255877 (10.07.2005) | |
универсальная парусная система и способ ее эксплуатации - патент 2148524 (10.05.2000) | |
парусный корабль - патент 2137676 (20.09.1999) | |
парусное вооружение судна плехова г.г. - патент 2137675 (20.09.1999) | |
парусное вооружение "ликшток" - патент 2084374 (20.07.1997) | |
парусное судно - патент 2073621 (20.02.1997) | |
гик мачты грота - патент 2041131 (09.08.1995) |
Класс B63B35/79 доски для серфинга, например с парусом
серфинг с ластообразным движителем - патент 2529120 (27.09.2014) | |
устройство запуска и возвращения для аэродинамического профилированного элемента и аэродинамический профилированный элемент - патент 2428349 (10.09.2011) | |
мотосерфер - патент 2404082 (20.11.2010) | |
серфер с электроприводом - патент 2325301 (27.05.2008) | |
серфинг с плавником - патент 2104898 (20.02.1998) | |
электромотосерфер - патент 2097258 (27.11.1997) | |
корпус судна - патент 2023623 (30.11.1994) |