катер буксирно-моторный
Классы МПК: | B63B35/66 буксиры B63B21/56 тянущее или толкающее оборудование для буксировки |
Автор(ы): | Аверченко А.М., Малышев А.А., Галин В.Б., Хмелюк П.С., Баландин Е.С., Куприянов Ю.А., Кутьин С.В. |
Патентообладатель(и): | 15 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации им. Д.М. Карбышева |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-06-18 публикация патента:
20.06.2002 |
Изобретение относится к судам и прочим плавучим средствам, а именно к буксирам. Катер буксирно-моторный содержит корпус, рубку, механическую установку, валопровод, движительно-рулевой комплекс и счальное носовое устройство, выполненное в виде двух консолей, шарнирно соединенных с корпусом и снабженных механизмом поворота. Механизм поворота каждой консоли выполнен в виде гидроцилиндра, корпус которого шарнирно соединен с кронштейном на носовой части катера, а его шток посредством оси соединен с двумя тягами, одна из которых шарнирно прикреплена к корпусу катера, а вторая тяга шарнирно соединена с установленной на консоле силовой коробкой, в направляющих которой размещены запорные выдвижные штыри с рукоятками-фиксаторами. Достигается повышение безопасности выполнения работы и сокращение трудозатрат по переводу счального носового устройства из транспортного положения в рабочее и обратно. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Катер буксирно-моторный, содержащий корпус, рубку, механическую установку, валопровод, движительно-рулевой комплекс и счальное носовое устройство, выполненное в виде двух консолей, шарнирно соединенных с корпусом и снабженных механизмом поворота, отличающийся тем, что механизм поворота каждой консоли выполнен в виде гидроцилиндра, корпус которого шарнирно соединен с кронштейном на носовой части катера, а его шток посредством оси соединен с двумя тягами, одна из которых шарнирно прикреплена к корпусу катера, а вторая тяга шарнирно соединена с установленной на консоле силовой коробкой, в направляющих которой размещены запорные выдвижные штыри с рукоятками-фиксаторами.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судам и прочим плавучим средствам, а более конкретно - к буксирам. Известен катер буксирно-моторный (см. Инструкцию по работе с буксирно-моторным катером БМК-150. - М.: Воениздат, 1958, с. 6, 38), содержащий корпус, рубку, механическую установку, валопровод, движительно-рулевой комплекс и счальное носовое устройство. Недостатками известного катера являются низкая надежность счального устройства, особенно при буксировке паромов в условиях ветрового волнения водной поверхности, и высокая трудоемкость работы с этим устройством. Известен также катер буксирно-моторный (прототип - см. Понтонный парк специальный ППС-84. Книга 2. Катер буксирно-моторный БМК-460. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1990, с. 8, 37), содержащий корпус, рубку, механическую установку, валопровод, движительно-рулевой комплекс и счальное носовое устройство, выполненное в виде двух консолей, каждая из которых шарнирно соединена с корпусом и снабжена механизмом поворота, выполненным в виде винтового раскоса, шарнирно соединенного с консолей. Недостатками этого катера являются необходимость выхода экипажа из рубки для перевода вручную консолей из транспортного положения в рабочее и обратно, высокая трудоемкость, длительность и небезопасность выполнения этих операций, особенно в условиях ветрового волнения или повышенной скорости течения. Задачей предлагаемого технического решения является повышение безопасности выполнения работы и сокращение трудозатрат по переводу счального носового устройства из транспортного положения в рабочее и обратно. Решение указанной задачи достигается тем, что в катере буксирно-моторном, содержащем корпус, рубку, механическую установку, валопровод, движительно-рулевой комплекс и счальное носовое устройство, выполненное в виде двух консолей, шарнирно соединенных с корпусом и снабженных механизмом поворота, механизм поворота каждой консоли выполнен в виде гидроцилиндра, корпус которого шарнирно соединен с кронштейном на носовой части катера, а его шток посредством оси соединен с двумя тягами, одна из которых шарнирно прикреплена к корпусу катера, а вторая тяга шарнирно соединена с установленной на консоле силовой коробкой, в направляющих которой размещены запорные выдвижные штыри с рукоятками-фиксаторами. Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено: на фиг.1 - катер буксирно-моторный, вид сбоку; на фиг.2 - то же, план; на фиг.3 - вид А на фиг.2; на фиг.4 -катер, подготовленный к перевозке по ж.д., вид спереди; на фиг.5 - разрез по Б-Б на фиг.3; на фиг.6 - консоль, план. Катер буксирно-моторный содержит корпус 1, рубку 2, механическую установку 3, валопровод 4, движительно-рулевой комплекс 5 и счальное носовое устройство 6. Счальное носовое устройство 6 состоит из двух консолей 7, каждая из которых шарнирно соединена с корпусом 1 с помощью осей 8, 9 и снабжена сцепным замком 10 и механизмом поворота консоли, выполненным в виде гидроцилиндра 11, корпус которого шарнирно соединен посредством оси 18 с кронштейном 13, расположенным на носовой части катера. Шток 14 гидроцилиндра 11 с помощью оси 15 соединен с тягами 16 и 17. Тяга 16 шарнирно прикреплена к корпусу 1 катера с помощью оси 18, установленной на корпусе 1 соосно осям 8 и 9. Тяга 17 соединена с установленной на консоле 7 силовой коробкой 19 с помощью запорного выдвижного штыря 20, размещенного в прикрепленной к коробке направляющей 21 и снабженного рукояткой-фиксатором 22. С помощью этой рукоятки 22 штырь 20 может быть зафиксирован в закрытом положении (как показано на фиг.5 и 6) или открытом положении в вырезах 23 направляющей 21. К силовой коробке 19 прикреплена также направляющая 24 с выдвижным штырем 25, идентичные по конструкции направляющей 21 и штырю 20. Подача рабочей жидкости в гидроцилиндры механизма поворота консолей осуществляется от гидросистемы катера по трубопроводам 26. Предложенное устройство работает следующим образом. Катер выгружают с понтонного автомобиля на воду и переводят консоли 7 из транспортного положения в рабочее. Для этого экипаж включает гидросистему катера на подачу рабочей жидкости в гидроцилиндры 11 в результате чего штоки 14 выдвигаются и поворачивают консоли 7 относительно осей 8 и 9 в рабочее положение. Далее с помощью замков 10 катер соединяют с буксируемым средством. По окончании работы переводят с помощью гидроцилиндров 11 консоли 7 в транспортное положение (на фиг.3 это положение консолей показано штрихпунктирными линиями) и загружают катер на понтонный автомобиль. При подготовке катера к перевозке по железной дороге выполняет следующие операции. В транспортном положении консолей 7 выдвигают штыри 20 и фиксируют их в вырезах 23, освобождают тяги 17 и поворачивают консоли 7 в сторону палубы катера. После этого соединяют тяги 17 с силовыми коробками 19 с помощью штырей 25. Указанные подготовительные операции выполняют с целью вписывания катера в габарит погрузки железных дорог Российской Федерации. Использование заявляемого технического решения позволит облегчить работу экипажа катера с консолями, сократить время перевода консолей из транспортного положения в рабочее и обратно и повысить безопасность работы при подготовке катера к применению на переправах.Класс B63B21/56 тянущее или толкающее оборудование для буксировки