опора универсальная
Классы МПК: | F16C29/02 опоры скольжения F16C29/04 опоры качения |
Автор(ы): | Сердюков Д.С. (RU), Харлашин В.В. (RU), Гузев В.С. (RU), Бурков Ю.Г. (RU), Габелая Р.Д. (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "ПЕРЕХОД" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-12-23 публикация патента:
10.07.2004 |
Изобретение относится к опорам трубопроводов, протаскиваемых внутри защитного кожуха при строительстве переходов через автомобильные и железные дороги. Универсальная опора содержит тела качения в виде роликов и защитную коробку с закрепленными на ней разъемными по диаметру опорными кольцами, охватывающими трубопровод. Внутри коробки размещено четное количество ползунов, имеющих возможность закрепления в защитной коробке в двух положениях с поворотом их на 180о для обеспечения работы их в режиме скольжения и режиме качения. В боковинах ползунов соосно выполнены углубления цилиндрической формы, оси которых расположены от их нижней поверхности на расстоянии, исключающем выпадение устанавливаемых в них роликов для обеспечения работы ползунов в режиме качения. Защитные коробки снабжены регулируемыми по высоте опорными пластинами. На цилиндрической части роликов выполнены насечки. На боковой наружной части ползунов, работающей в режиме скольжения, выполнены пазы. При этом ползуны соединены между собой и стенками защитной коробки крепежными элементами. Технический результат, получаемый при использовании изобретения, заключается в надежном протаскивании трубопровода внутри защитного кожуха в зависимости от длины протаскивания и с учетом износа–истирания ползунов. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
1. Опора универсальная для трубопровода, протаскиваемого внутри другой трубы либо защитного кожуха, содержащая тела качения в виде роликов, отличающаяся тем, что она снабжена защитной коробкой с закрепленными на ней разъемными по диаметру опорными кольцами, охватывающими трубопровод, внутри которой размещено четное количество ползунов, имеющих возможность закрепления в защитной коробке в двух положениях с поворотом их на 180о для обеспечения работы их в режиме скольжения и режиме качения, при этом в боковинах ползунов соосно выполнены углубления цилиндрической формы, оси которых расположены от их нижней поверхности на расстоянии, исключающем выпадение устанавливаемых в них роликов для обеспечения работы ползунов в режиме качения.2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что защитные коробки снабжены регулируемыми по высоте опорными пластинами.3. Опора по п.1, отличающаяся тем, что на цилиндрической части роликов выполнены насечки, например, в виде прямых полос, расположенные параллельно осям.4. Опора по п.1 или 2, отличающаяся тем, что ползуны изготовлены из износостойкого материала, например пластмассы.5. Опора по любому из пп.1, 2 и 4, отличающаяся тем, что на боковой наружной части ползунов, работающей в режиме скольжения, выполнены пазы.6. Опора по п.1, отличающаяся тем, что ползуны соединены между собой и стенками защитной коробки крепежными элементами, например болтами и гайками.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к опорам, предназначенным для протаскивания трубопровода внутри другой трубы, либо защитного кожуха при строительстве переходов под автомобильными и железными дорогами.Известна роликовая опора качения для направляющих станков, содержащая направляющую с рабочим, возвратным и переходным участками.Она содержит также тела качения в виде роликов, снабженных цапфами, установленными в обойме (см. описание к авторскому свидетельству СССР №1784769, МПК F 16 С 29/04, публикация 25.08.1988 г.).Недостатком известной опоры является невозможность ее использования в условиях протаскивания трубопровода внутри другой трубы, либо кожуха, когда он во время прямолинейного перемещения в силу ряда сложных условий вынужденно получает еще и вращательное движение, а также недостаточная прочность (сопротивляемость) к динамическим нагрузкам. Кроме того, известная опора сложна в изготовлении, что приводит к ее высокой себестоимости.Наиболее близкой к заявляемой универсальной опоре является опора для трубопровода, протаскиваемого внутри другой трубы, либо защитного кожуха, содержащая тела качения в виде роликов (см. RU 2023935, кл. 5 F 16 L 55/18 от 30.11.1994 г.). Согласно данного технического решения к протаскиваемому трубопроводу прикреплены опорные элементы - ролики, расположенные по винтовой линии с расстоянием между ними, равным шагу винта.Прикладывая к хвостовой части протягиваемого трубопровода осевое усилие и создавая крутящий момент, добиваются его продвижения вовнутрь трубы.Недостатком данного технического решения является невозможность его использования при протаскивании труб на большие расстояния более 100 м. При прокладывании перехода методом наклонного бурения, когда кожух имеет изгиб, спуск и подъем, а также в случае использования труб большого диаметра.Кроме того, известная опора не может быть использована в режиме скольжения. Данное техническое решение требует использования значительных средств и громоздкого оборудования для перемещения трубы в осевом направлении и одновременного придания ей вращательного движения.Сущность изобретения заключается в том, что опора универсальная для трубопровода, протаскиваемого внутри другой трубы, либо защитного кожуха, содержит тела качения в виде роликов и снабжена защитной коробкой с закрепленными на ней разъемными по диаметру опорными кольцами, охватывающими трубопровод, внутри которой размещено четное количество ползунов, имеющих возможность закрепления в защитной коробке в двух положениях с поворотом их на 180 для обеспечения работы их в режиме скольжения и режиме качения.Кроме того, защитные коробки предназначены для защиты ползунов от случайных ударов при протаскивании трубопровода и снабжены опорными пластинами (дном), регулируемыми по высоте (при изготовлении коробок).Кроме того, оси углублений в боковинах ползунов расположены от их нижней поверхности на расстоянии, исключающем выпадение тел качения из посадочных мест, когда опора не касается кожуха.Кроме того, в случае больших нагрузок опора может быть усилена путем помещения в защитную коробку увеличенного количества ползунов, например до шести, выполняющих роль как опор качения, так и опор скольжения.Кроме того, ползуны выполнены из износостойкого материала, например пластмассы.Кроме того, на боковой истирающей части ползуна выполнены пазы, которые при работе опоры в режиме скольжения предохраняют ее от перегрева и быстрого истирания.Кроме того, ползуны соединены между собой в защитной коробке крепежными элементами, например болтами с гайками, для чего в защитной коробке и ползунах выполнены отверстия.Сущность изобретения поясняется чертежами, гдена фиг.1 показана опора качения на опорном кольце трубопровода;на фиг.2 - то же, разрез одной из боковин ползуна по его продольной оси опоры скольжения;на фиг.3 – опора качения с телами качения в виде роликов;на фиг.4 - то же, поперечный разрез опоры качения;на фиг.5 - опора универсальная в рабочем состоянии в режиме качения;на фиг.6 - опора универсальная в режиме скольжения.Опора универсальная для трубопровода, протаскиваемого внутри другой трубы, либо защитного кожуха, содержащая тела качения в виде роликов 10 (фиг.1, 4, 5) и снабжена защитной коробкой 4, (фиг.1, 5, 6, 7) с закрепленными на ней разъемными по диаметру опорными кольцами 2 (фиг.1, 2, 5, 6, 7), охватывающими трубопровод 1 (фиг.5, 6, 7), внутри которой размещено четное количество ползунов 5, 6 (фиг.2, 7), имеющих возможность закрепления в защитной коробке 4 (фиг.5, 6, 7) в двух положениях с поворотом их на 180 для обеспечения работы их в режиме скольжения и режиме качения.В защитные коробки 4 помещены ползуны 5 и 6 (фиг.2, 5, 6, 7), соединенные между собой и стенками защитной коробки крепежными элементами - болтами 7 с гайками 8 (фиг.1, 2, 5). В боковинах ползунов 5, 6 соосно выполнены углубления 9 цилиндрической формы (фиг.1, 2), в которые помещены тела качения в виде роликов 10 (фиг.1, 3, 4). При этом нижняя поверхность боковин ползуна отстоит от продольной оси углублений на расстоянии, исключающем выпадение роликов из их посадочных мест. Ролики 10 помещаются в посадочные места перед монтажом ползунов в защитные коробки опорных колец, когда плеть трубопровода 1 (фиг.5, 6, 7) находится в поднятом состоянии перед началом его протаскивания в защитный кожух.Внутри защитной коробки 4 параллельно ее нижнему основанию расположена опорная пластина 11 (фиг.1, 2, 5, 6), выполняющая роль дна для ползунов. Пластина регулируется по высоте в сторону уменьшения или увеличения истирания ползуна в зависимости от диаметра и расстояния протаскиваемого через кожух трубопровода.Кроме того, регулировка дна принимается в расчет при подборе кожуха.Работает опора универсальная как в режиме качения, так и в режиме скольжения. В случае, когда трубопровод 1 протаскивается через кожух 3 (фиг.5) на большие расстояния (от 100 и более метров) опора работает в режиме качения. В этом случае в защитную коробку 4 помещается четное количество (от двух и более) ползунов с роликами 10 (фиг.1, 5).При этом ролики опираются на внутреннюю поверхность кожуха 3 (фиг.5), обеспечивая оптимальное протаскивание трубопровода с небольшим тяговым усилием без каких-либо его повреждений и минимальным износом ползунов.Выполненные на роликах насечки 13 (фиг.1), например в форме прямых полос, способствуют надежному сцеплению их с внутренней поверхностью кожуха, исключая проскальзывание.В случае, когда трубопровод протаскивается на малые расстояния (до 100 метров), опора работает в режиме скольжения. Для этого ползуны 5, 6 (фиг.1) переворачивают на 180 и монтируют их в защитной коробке 4 (фиг.2, 6, 7). Они опираются на пластину 11 (фиг.6), а наружные поверхности ползунов являются рабочими поверхностями, опираясь при этом на внутреннюю поверхность кожуха 3 (фиг.6).В ползунах 5 и 6 на наружной поверхности скольжения выполнены пазы 12 (фиг.4, 6), которые при работе опоры в режиме скольжения предохраняют ползуны от перегрева и быстрого истирания.Заявляемая универсальная опора обеспечивает надежное протаскивание трубопровода внутри защитного кожуха в зависимости от длины протаскивания и с учетом износа - истирания ползунов при строительстве переходов магистральных трубопроводов через автомобильные и железные дороги.Опора обеспечивает быструю переналадку ее при переходе с режима качения на режим скольжения, либо наоборот.Класс F16C29/02 опоры скольжения
подшипник в сборе - патент 2526305 (20.08.2014) | |
удерживающая трехподвижная кинематическая пара - патент 2502898 (27.12.2013) | |
подшипник скольжения - патент 2465493 (27.10.2012) | |
способ снижения трения скольжения в направляющих втулочного типа - патент 2450178 (10.05.2012) | |
газовый подшипник и способ его изготовления - патент 2441178 (27.01.2012) | |
газовый подшипник - патент 2414632 (20.03.2011) | |
подшипник скольжения и рулевой механизм реечного типа для использования в автомобиле - патент 2409772 (20.01.2011) | |
опора штока - патент 2308622 (20.10.2007) | |
опора скольжения - патент 2231694 (27.06.2004) | |
гидростатическая опора - патент 2178351 (20.01.2002) |
опора - патент 2385423 (27.03.2010) | |
опора для шарика или ролика - патент 2289731 (20.12.2006) | |
направляющие качения и система направляющих качения - патент 2270746 (27.02.2006) | |
направляющие опоры качения - патент 2212571 (20.09.2003) | |
подшипник линейный - патент 2132007 (20.06.1999) | |
двусторонняя линейная опора качения - патент 2082028 (20.06.1997) | |
двусторонняя линейная опора качения - патент 2075659 (20.03.1997) | |
шаровая опора - патент 2067699 (10.10.1996) | |
способ перемещения шаровидных тел качения в направляющих и система продольного транспортирования - патент 2060410 (20.05.1996) | |
направляющая опора - патент 2054586 (20.02.1996) |