подшипник скольжения

Классы МПК:F16C23/00 Подшипники, регулируемые относительно соосности или осевого положения
F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт надежности машин Национальной академии наук Беларуси (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
2001-10-16
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в разъемных и неразъемных подшипниках скольжения, в том числе двухслойных и многослойных, наружных и внутренних кольцах подшипников качения, зубчатых колесах и др. деталях. Подшипник скольжения имеет различную пористость по длине своего продольного сечения. Наличие большей пористости по краям, по сравнению с центральной частью, обеспечивает более высокую деформируемость и улучшает условия смазки материала по краям подшипника. Меньшая пористость материала в центральной части подшипника позволяет сохранить несущую способность подшипника на достаточно высоком уровне. Технический результат заключается в обеспечении повышенной устойчивости к перекосам вала и уменьшении утечек масла с торцов подшипника. 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

Подшипник скольжения, содержащий посадочную и рабочую поверхности, отличающийся тем, что пористость материала монотонно возрастает от середины подшипника к его торцам в пределах 2-40%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в разъемных и неразъемных подшипниках скольжения, в том числе двухслойных и многослойных, наружных и внутренних кольцах подшипников качения, зубчатых колесах и др. деталях.

Известен подшипник скольжения с наружной опорной сферической поверхностью (см., например, Решетов Д.Н. Детали машин. Уч. для вузов. Изд. 3-е, испр. и перераб. - М.: Машиностроение, 1975. - С. 448.). Основным достоинством такой конструкции является повышенная стойкость подшипника к перекосам вала. Однако необходимость создания сложного профиля наружной поверхности подшипника усложняет его изготовление.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является конструкция подшипника скольжения, имеющая сложную - гиперболическую форму поверхности трения (см., например, Буше Н.А. и др. Подшипники из алюминиевых сплавов. - М.: Транспорт, 1974. - С. 187). Использование такой конструкции позволяет выровнять нагрузку по площади подшипника и уменьшить возможность схватывания по краям. К недостаткам следует отнести торцовые утечки масла, наличие сложного профиля поверхности трения, приводящего к различной величине масляного клина при эксплуатации.

Задачей предлагаемого изобретения является создание конструкции подшипника скольжения, обеспечивающей повышенную устойчивость к перекосам вала и уменьшение утечек масла с торцов подшипника.

Для решения поставленной задачи в подшипнике скольжения, содержащем посадочную и рабочую поверхности, согласно изобретению пористость материала монотонно возрастает от середины подшипника к его торцам в пределах 2-40%.

Анализ работы подшипникового материала при перекосах вала показывает, что наибольшей деформируемостью материал должен обладать по краям, там же наблюдаются наибольшие утечки смазки и контактные нагрузки, центральная часть продольного сечения меньше подвержена деформации и находится в лучших условиях смазки. Поэтому свойства материала покрытия на протяжении продольного сечения должны изменяться. Пористые материалы обеспечивают лучшую, чем монолитные, приспосабливаемость к перекосам вала за счет большей их пластической деформации. Кроме того, поры являются мини-резервуарами для смазки, которые улучшают условия работы поверхности трения особенно при повышенных нагрузках. Однако увеличение пористости порошкового материала более 40% приводит у большинства материалов к значительному уменьшению его несущей способности.

Таким образом, поставленная задача достигается за счет обеспечения различной пористости по длине продольного сечения подшипника скольжения: наличие большей пористости по краям, по сравнению с центральной частью, обеспечивает более высокую деформируемость и улучшает условия смазки материала по краям подшипника. Меньшая пористость материала в центральной части подшипника позволяет сохранить несущую способность подшипника на достаточно высоком уровне.

На чертеже представлен подшипник скольжения 1 с различной пористостью материала в его центральной части 2 и по торцам 3.

При работе такого подшипника скольжения перекос вала компенсируется пластической деформацией пористого материала, а смазка, задерживаясь в порах, уменьшает утечки с торцов 3 подшипника и улучшает условия его работы.

Таким образом, предлагаемая конструкция обеспечивает повышенную устойчивость подшипника скольжения к перекосам вала и уменьшает утечки масла с торцов подшипника.

Класс F16C23/00 Подшипники, регулируемые относительно соосности или осевого положения

подшипник качения -  патент 2498124 (10.11.2013)
двухрядный шариковый подшипник качения -  патент 2488721 (27.07.2013)
сферический подшипник качения -  патент 2486381 (27.06.2013)
роликовый подшипник качения -  патент 2484321 (10.06.2013)
сферический подшипник качения (варианты) -  патент 2484320 (10.06.2013)
сферический подшипник качения -  патент 2483230 (27.05.2013)
двухрядный шариковый подшипник качения -  патент 2479763 (20.04.2013)
сферический двухрядный подшипник качения -  патент 2475654 (20.02.2013)
подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями -  патент 2468264 (27.11.2012)
опорное устройство для осевой фиксации вращающегося вала изделия -  патент 2418210 (10.05.2011)

Класс F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств

Наверх