подвесная дорога с грузонесущей нитью
Классы МПК: | B61B7/00 Канатные дороги B61B12/02 подвешивание грузов; направляющие устройства, например колеса; крепление тяговых канатов B61B13/00 Прочие железные дороги |
Патентообладатель(и): | Холодков Игорь Вениаминович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-03-02 публикация патента:
20.06.2011 |
Изобретение относится к подвесной дороге. Подвесная дорога с грузонесущей нитью характеризуется тем, что в качестве грузонесущей нити используется тяговая цепь для цепных передач, например втулочно-роликовая, в незамкнутом и развернутом в одну линию состоянии, длиной, равной длине всей подвесной дороги или отдельных ее участков, по которой перекатывается звездочка для цепных передач с подвешенной к ней грузовой или пассажирской платформой. Вращающийся момент передается на звездочку от привода с помощью, например, цепной передачи, причем привод может быть установлен на грузовой или пассажирской платформе и приводится во вращение двигателем, например, внутреннего сгорания, входящим в состав привода. В результате становится возможным перемещение людей и грузов по подвесной дороге на большие расстояния, при этом нет необходимости в сооружении тяговых станций. 2 ил.
Формула изобретения
Подвесная дорога с грузонесущей нитью, отличающаяся тем, что в качестве грузонесущей нити используется тяговая цепь для цепных передач, например втулочно-роликовая, в незамкнутом и развернутом в одну линию состоянии, длиной, равной длине всей подвесной дороги или отдельных ее участков, по которой перекатывается звездочка для цепных передач с подвешенной к ней грузовой или пассажирской платформой, а вращающийся момент передается на звездочку от привода с помощью, например, цепной передачи, причем привод, например, установлен на грузовой или пассажирской платформе и приводится во вращение двигателем, например, внутреннего сгорания, входящим в состав привода.
Описание изобретения к патенту
Подвесные дороги с грузонесущими нитями (тросами) (далее - подвесные дороги) применяются для транспортирования грузов и людей в труднопроходимых местностях, где невозможно или нецелесообразно прокладывать железные или шоссейные дороги (горные, болотистые, заросшие лесом, сильно пересеченные местности и т.п.) и где преодолеваемые расстояния являются сравнительно небольшими (в основном несколько километров, в исключительных случаях - несколько десятков километров) [см. Р.Л.Зенков, И.И.Ивашков, Л.Н.Колобов. Машины непрерывного транспорта. М.: Машиностроение, 1987 г., стр.393-424].
Известны подвесные дороги различных модификаций, у которых общим является наличие грузонесущего троса и привода, расположенного на тяговой станции, который или передвигает грузонесущий трос с закрепленными на нем транспортировочными платформами или с помощью тягового троса передвигает катящиеся по грузонесущему тросу ролики с подвешенными к ним транспортировочными платформами. При этом во втором случае сам грузонесущий трос остается неподвижным.
По своей универсальности подвесные дороги значительно превосходят железные и шоссейные (на тех расстояниях, на которых они применяются), в частности по крутизне преодолеваемых подъемов (до 45 градусов), что для железных и шоссейных дорог недостижимо.
Кроме того, прокладывание одного километра подвесных дорог (на расстояниях их наиболее широкого применения) обходится в несколько раз дешевле, чем таковое железных и шоссейных.
Однако известные подвесные дороги имеют существенный недостаток, который не позволяет (делает невыгодным) применять их для транспортирования грузов и людей на большие расстояния (сотни и тысячи километров).
Это - необходимость сооружать через каждые несколько километров тяговые станции с приводами.
Вследствие этого с ростом протяженности известных подвесных дорог значительно быстрее возрастают удельные затраты на строительство и эксплуатацию каждого их километра, и при протяженности в несколько десятков километров они (затраты) начинают превосходить таковые для железных и шоссейных дорог, а при дальнейшем росте протяженности все в большей и большей степени это превосходство увеличивается.
Предлагаемое изобретением устройство подвесных дорог с грузонесущей нитью устраняет этот недостаток путем использования взамен троса тяговой цепи для цепных передач, например втулочно-роликовой, в незамкнутом и развернутом в одну линию состоянии, длиной, равной длине всей подвесной дороги или отдельных ее участков.
По этой цепи перекатывается звездочка для цепных передач с подвешенной к ней транспортировочной платформой, порожней или с размещенными на ней грузами или людьми.
Для приведения звездочки во вращение также применяется привод, но он расположен на транспортировочной платформе и закреплен на ней, а передача вращающего момента происходит с помощью, например, цепной передачи. Сам привод приводится во вращение с помощью какого-либо двигателя (внутреннего сгорания, электродвигателя и т.д.), входящего в состав привода.
Таким образом, транспортирование груза происходит независимо от наличия тяговых станций с расположенными на них приводами, и расстояние транспортирования зависит только от длины предлагаемой изобретением подвесной дороги.
К достоинствам предлагаемой изобретением подвесной дороги относится также многократно меньшее отрицательное воздействие на экологию территории, по которой проходит эта дорога, по сравнению с железной или шоссейной дорогами (сплошная вырубка леса, уничтожение почвенного покрова в полосе этой дороги, заменены отдельными в десятки и сотни раз меньшими по площади участками отрицательного воздействия, не требуется возведения многочисленных трудоемких и материалоемких мостов через реки и овраги, туннелей в горной местности, устраняется отрицательное воздействие, например, на русла рек при значительной их ширине и т.д.).
Справедливости ради следует сказать, что и применение известных подвесных дорог тоже ослабляет отрицательное воздействие на экологическую обстановку на территориях, по которым проходят эти дороги по сравнению с железными и шоссейными, но масштабы такого ослабления несоизмеримо меньше, чем подвесной дороги, предлагаемой изобретением. Во-первых, из-за наличия тяговых станций, которые являются довольно громоздкими сооружениями, причем расположенными очень часто, а во-вторых - протяженность отдельно взятой подвесной дороги невелика.
Примерное устройство предлагаемой изобретением подвесной дороги с грузонесущей нитью схематически показано на Фиг.1 и Фиг.2.
Фиг.1 - главный вид: 1 - незамкнутая развернутая в одну линию цепь для цепных передач; 2 - звездочка для цепных передач; 3 - транспортировочная платформа.
Фиг.2 - вид А (вид сбоку): 4 - подвеска; 5 - цепная передача; 6 - привод.
Работает предлагаемая изобретением подвесная дорога следующим образом.
Включается привод 6, с помощью цепной передачи 5 вращение от привода передается на звездочку 2, которая начинает вращаться и перекатываться по цепи 1 в ту или другую сторону (в зависимости от направления вращения привода).
Одновременно со звездочкой 2 начинает передвигаться подвешенная к ней на подвеске 4 транспортировочная платформа 3 с тем или иным грузом. Сам привод приводится во вращение с помощью какого-либо двигателя (внутреннего сгорания, электродвигателя и т.д.), входящего в состав привода.
То есть процесс транспортирования будет аналогичен таковому для железных и шоссейных дорог с сохранением преимуществ предлагаемой изобретением подвесной дороги над ними.
К тому же удельная стоимость строительства и эксплуатации одного километра предлагаемой изобретением подвесной дороги практически не будет зависеть от ее протяженности, оставаясь в несколько раз меньше удельной стоимости строительства и эксплуатации одного километра железных или шоссейных дорог.
Класс B61B7/00 Канатные дороги
Класс B61B12/02 подвешивание грузов; направляющие устройства, например колеса; крепление тяговых канатов
Класс B61B13/00 Прочие железные дороги