модуль для установки и транспортирования выносного оборудования в кузове-фургоне специального транспортного средства
Классы МПК: | B60P3/00 Транспортные средства для транспортировки, перевозки и размещения специальных грузов или объектов A47B81/00 Шкафы и стеллажи специального назначения, например для хранения огнестрельного оружия, лыж |
Автор(ы): | Горбачев Александр Евгеньевич (RU), Громов Владимир Вячеславович (RU), Мосалёв Сергей Михайлович (RU), Рыбкин Игорь Семенович (RU), Хитров Владимир Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-01-18 публикация патента:
27.06.2011 |
Изобретение относится к устройствам для хранения и транспортирования изделий, входящих в состав подвижного комплекса топогеодезической привязки или в иную военную технику, в кузове-фургоне. Модуль для установки и транспортирования выносного оборудования в кузове-фургоне транспортного средства содержит сварной каркас (1), жестко закрепленный в кузове-фургоне (2), и закрепленные на каркасе (1) заподлицо с его ребрами стенки (3), выполненные из влагостойкого материала. Внутреннее пространство модуля разделено на пять рабочих зон. Первая рабочая зона - четырехсекционный ящик с крышкой, на внутренней поверхности которой установлены пластины из упругого материала, расположенный в нижней части модуля. Вторая рабочая зона - ниша, примыкающая к четырехсекционному ящику 4, с опорным кронштейном и скобой, выполненной из листовой пружинной стали. На внутренней поверхности боковой стенки модуля, располагающейся над нишей, установлены кронштейн с полусферой из упругого материала и аналогичная пружинная скоба 9. Третья рабочая зона - две полки. Четвертая рабочая зона - свободное пространство между полками, оснащенное перекладиной с держателями (17). Пятая рабочая зона - ящик в верхней части модуля с откидной крышкой (19). Изобретение повышает боевую эффективность подвижных комплексов. 5 ил.
Формула изобретения
Модуль для установки и транспортирования выносного оборудования в кузове-фургоне транспортного средства, содержащий сварной металлический каркас, в котором выполнены рабочие зоны с секциями для установки изделий, замок, кинематически запирающий положение системы ригелей, основания с гнездами под установку изделий, скобы с выступами, выполненные из двух плоских пружин, отличающийся тем, что сварной каркас выполнен из труб квадратного профиля и жестко закреплен в кузове-фургоне транспортного средства, конфигурация каркаса повторяет конфигурацию стенок кузова-фургона, в качестве основы стенок, двухстворчатой двери, полок, крышек и перегородок используется облицованный декоративным покрытием влагостойкий материал, внутреннее пространство модуля разделено на пять рабочих зон: первая рабочая зона - четырехсекционный ящик с крышкой, на внутренней поверхности которой установлены пластины из упругого материала, расположенный в нижней части устройства, вторая рабочая зона - ниша, примыкающая к четырехсекционному ящику, с опорным кронштейном в виде конусообразного стакана и скобой, выполненной из листовой пружинной стали, внутренняя поверхность которой покрыта защитной прокладкой, и внутренняя поверхность боковой стенки модуля, располагающаяся над нишей, на которой установлены кронштейн с полусферой из упругого материала и аналогичная пружинная скоба, третья рабочая зона - две полки в средней части модуля, являющиеся продолжением боковых стоек каркаса, с опорными площадками, четвертая рабочая зона - свободное пространство между полками с опорными площадками, оснащенное перекладиной с держателями, пятая рабочая зона - ящик в верхней части модуля, закрытый откидной крышкой, ригель на откидной крышке выполнен в виде подпружиненной защелки с ручкой фасонного профиля, а торцевая поверхность полки ящика, примыкающая к крышке, оснащена полосой из упругого материала, одна створка двери оснащена встроенной в створку ручкой с коромыслом, которое через тяги соединено с аналогичными подпружиненными защелками в нижней и верхней части створки двери, другая створка двери в средней части оснащена накладкой, на которой установлена полоса из упругого материала, а в нижней части установлен прижимной уголок.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для хранения и транспортирования изделий специального назначения и предназначено для размещения в ориентированном и зафиксированном положении выносного оборудования, входящего в состав подвижного комплекса топогеодезической привязки или в иную военную или специализированную технику, оснащенную кузовом-фургоном.
Известно многосекционное устройство для установки и крепления изделий (патент RU № 2073993 С1, A47B 81/00, F41C 33/06, 27.02.1997 г.), принятое за прототип. Изобретение относится к специальному оборудованию, предназначенному для хранения и транспортировки стрелкового оружия. Многосекционное устройство содержит сварной металлический шкаф (цельнометаллический каркас), в котором выполнены три полки (рабочие зоны) с четырьмя секциями для установки автоматов АКС-74У в сложенном положении, образующие в совокупности пирамиду. Цельнометаллический каркас оснащен замком, который кинематически запирает положение системы ригелей. В каждой секции смонтировано основание с гнездом под рукоятку автомата, на котором закреплен выступ под центрирующий фиксатор приклада автомата. На стойке на высоте ствола над выступом закреплена пружинная скоба с выступами, выполненная из двух плоских пружин. Основание и скоба изготовлены из полиэтилена низкого давления методом литья в пресс-формы. Скоба имеет определенный диаметр, в котором ствол автомата устанавливается с гарантированным натягом.
Недостатками прототипа являются:
- ограниченные эксплуатационные возможности устройства, не предусматривающие установку изделий различного функционального назначения, имеющих различную форму и массогабаритные показатели;
- сложная система запирания, обусловленная функциональным назначением устройства, предполагающим хранение и транспортирование оружия;
- недостаточно оптимальное использование внутреннего пространства транспортного средства;
- высокая масса устройства.
Предлагаемым изобретением решается задача по повышению боевой эффективности подвижных комплексов вооружений.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в создании модуля для установки и транспортирования выносного оборудования в кузове-фургоне транспортного средства, обладающего возможностью обеспечения удобного и компактного размещения изделий, имеющих различное функциональное назначение и массогабаритные показатели.
Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом модуле для установки и транспортирования выносного оборудования в кузове-фургоне транспортного средства, содержащем сварной металлический каркас, в котором выполнены рабочие зоны с секциями для установки изделий, замок, кинематически запирающий положение системы ригелей, основания с гнездами под установку изделий, скобы с выступами, выполненные из двух плоских пружин, новым является то, что сварной каркас выполнен из труб квадратного профиля и жестко закреплен в кузове-фургоне транспортного средства, конфигурация каркаса повторяет конфигурацию стенок кузова-фургона, в качестве основы стенок, двухстворчатой двери, полок, крышек и перегородок используется облицованный декоративным покрытием влагостойкий материал, внутреннее пространство модуля разделено на пять рабочих зон: первая рабочая зона - четырехсекционный ящик с крышкой, на внутренней поверхности которой установлены пластины из упругого материала, расположенный в нижней части модуля, вторая рабочая зона - ниша, примыкающая к четырехсекционному ящику, с опорным кронштейном в виде конусообразного стакана и скобой, выполненной из листовой пружинной стали, внутренняя поверхность которой покрыта защитной прокладкой, и внутренняя поверхность боковой стенки устройства, располагающаяся над нишей, на которой установлены кронштейн с полусферой из упругого материала и аналогичная пружинная скоба, третья рабочая зона - две полки в средней части модуля, являющиеся продолжением боковых стоек каркаса, с опорными площадками, четвертая рабочая зона - свободное пространство между полками с опорными площадками, оснащенное перекладиной с держателями, пятая рабочая зона - ящик в верхней части модуля, закрытый откидной крышкой, ригель на откидной крышке выполнен в виде подпружиненной защелки с ручкой фасонного профиля, а торцевая поверхность полки ящика, прилегающая к крышке, оснащена полосой из упругого материала, одна створка двери оснащена встроенной в створку ручкой с коромыслом, которое через тяги соединено с аналогичными подпружиненными защелками в нижней и верхней части створки двери, другая створка двери в средней части оснащена накладкой, на которой установлена полоса из упругого материала, а в нижней части установлен прижимной уголок.
Выполнение сварного каркаса из труб квадратного профиля и жесткое закрепление его в кузове-фургоне транспортного средства позволяет:
- во-первых, обеспечить необходимый уровень жесткости и прочности модуля при движении, предъявляемый к изделиям военного и специального назначения, эксплуатируемым в экстремальных условиях;
- во-вторых, снизить общий вес устройства за счет снижения использования металлических изделий.
Выполнение конфигурации каркаса по форме конфигурации стенок кузова-фургона позволяет:
- во-первых, максимально использовать для размещения оборудования внутреннее пространство кузова-фургона, что особенно актуально при его высокой загруженности аппаратными средствами;
- во-вторых, избежать наличия в кузове-фургоне неиспользуемых и труднодоступных для обслуживания зон;
- в-третьих, организовать достаточное количество крепежных мест каркаса к кузову-фургону, что повышает его устойчивость;
- в-четвертых, использовать в качестве задней стенки модуля стенку кузова-фургона.
Использование в качестве основы стенок, двухстворчатой двери, полок, крышек и перегородок облицованного декоративным покрытием влагостойкого материала позволяет:
- во-первых, снизить общую массу модуля;
- во-вторых, использовать современные облицовочные материалы, что позволяет повысить эргономические показатели модуля при высоком уровне надежности;
- в-третьих, повысить уровень комфортности членам расчета при длительном выполнении боевых и учебных задач в обитаемом кузове-фургоне;
- в-четвертых, снизить уровень травмоопасности в ограниченном пространстве кузова-фургона.
Разделение внутреннего пространства модуля на пять рабочих зон позволяет:
- во-первых, компактно разместить и закрепить при транспортировании различные виды оборудования, имеющие значительные отличия в массогабаритных показателях и функциональном назначении;
- во-вторых, обеспечить быстрое и удобное извлечение оборудования в учебных и боевых условиях;
- в-третьих, обеспечить сохранность оборудования при транспортировании и развертывании.
Выполнение первой рабочей зоны в виде четырехсекционного ящика с крышкой, на внутренней поверхности которой установлены пластины из упругого материала, и расположенного в нижней части модуля, позволяет:
- во-первых, разместить принадлежности бытового назначения: два металлических термоса емкостью 12 л, предназначенных для хранения и транспортирования пищевых продуктов, канистру стальную емкостью 20 л для хранения и транспортирования питьевой воды;
- во-вторых, разместить рюкзак-укладку под войсковой навигационно-топогеодезический комплекс;
- в-третьих, за счет пластин из упругого материала, расположенных на внутренней поверхности крышки, при ее опускании обеспечить надежный прижим сверху и фиксацию принадлежностей бытового назначения.
Выполнение второй рабочей зоны в виде ниши, примыкающей к четырехсекционному ящику, с опорным кронштейном в виде конусообразного стакана и скобой, выполненной из листовой пружинной стали, внутренняя поверхность которой покрыта защитной прокладкой, и внутренней поверхности боковой стенки устройства над нишей, на которой установлены кронштейн с полусферой из упругого материала и аналогичная пружинная скоба, позволяет:
- во-первых, компактно разместить габаритные изделия: треногу и рейку, входящие в комплект артиллерийской буссоли;
- во-вторых, обеспечить их надежное крепление, транспортирование и оперативное извлечение в точке развертывания;
- в-третьих, обеспечить сохранность лакокрасочного покрытия вышеуказанных принадлежностей.
Выполнение третьей рабочей зоны в виде двух полок с опорными площадками в средней части модуля, являющихся продолжением боковых стоек каркаса, позволяет:
- во-первых, компактно разместить две переносных радиостанции, входящие в комплект аппаратуры радиосвязи комплекса топогеодезической привязки;
- во-вторых, осуществлять транспортирование радиостанций при сниженном воздействии вибрации за счет установки их на опорных площадках в раме, оснащенной амортизаторами.
Выполнение четвертой рабочей зоны в виде свободного пространства между полками с опорными площадками и оснащение его перекладиной с держателями позволяет штатно разместить принадлежности обмундирования членов расчета.
Выполнение пятой рабочей зоны в виде ящика в верхней части устройства, закрытого откидной крышкой, позволяет штатно разместить головные уборы, рукавицы (перчатки) членов экипажа, а также небольшие по габаритным размерам принадлежности частого использования (комплект инструментов, рулетка и т.п.).
Выполнение ригеля на откидной крышке в виде подпружиненной защелки с ручкой фасонного профиля и оснащение торцевой поверхности полки ящика, прилегающей к крышке, полосой из упругого материала позволяет:
- во-первых, без затруднений осуществлять фиксацию (расфиксацию) крышки в опущенном положении, а также ее подъем и опускание;
- во-вторых, исключить вибрационные колебания крышки при движении транспортного средства за счет постоянного поджима ползуна защелки в направляющей каркаса, обеспечиваемого полосой из упругого материала, а также устранить нежелательный шум и преждевременный износ составных частей крышки и каркаса.
Оснащение одной из створок двери встроенной ручкой с коромыслом, которое через тяги соединено с аналогичными подпружиненными защелками в нижней и верхней части створки двери, позволяет:
- во-первых, зафиксировать дверь при закрытии как в верхней, так и в нижней ее части, обеспечив при этом достаточную жесткость фиксации;
- во-вторых, обеспечить одновременную работу подпружиненных защелок при повороте ручки без значительных усилий при небольших размерах встроенной ручки;
- в-третьих, исключить контакт обмундирования военнослужащих и переносимых ими принадлежностей с ручкой при стесненном перемещении по заполненному оборудованием кузову-фургону.
Оснащение другой створки двери в средней части накладкой, на которой установлена полоса из упругого материала, позволяет по аналогии с полосой из упругого материала на откидной крышке осуществлять гарантированный поджим ползунов защелок в направляющих каркаса.
Установка в нижней части створки двери прижимного уголка позволяет зафиксировать без дополнительных фиксирующих приспособлений крышку ящика первой рабочей зоны за счет упругой деформации упругих накладок на ее внутренней стороне, которые упираются в верхние поверхности термосов и канистры.
Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид модуля для установки и транспортирования выносного оборудования в кузове-фургоне транспортного средства; на фиг.2 - разрез А-А, вид на первую рабочую зону; на фиг.3 - разрез Б-Б, вид на вторую рабочую зону и внутреннюю поверхность боковой стенки; на фиг.4 - вид В, вид на внутреннюю поверхность створок двери; на фиг.5 - разрез Г-Г, защелки.
Модуль для установки и транспортирования выносного оборудования в кузове-фургоне транспортного средства содержит сварной каркас 1, выполненный из труб квадратного профиля, который жестко закреплен в кузове-фургоне 2 транспортного средства вплотную к его крыше и одной из стенок, и закрепленные на каркасе 1 заподлицо с его ребрами стенки 3, выполненные из облицованного декоративным покрытием влагостойкого материала. Внутреннее пространство модуля разделено на пять рабочих зон. Первая рабочая зона - четырехсекционный ящик 4 с крышкой 5, на внутренней поверхности которой установлены пластины 6 из упругого материала, расположен в нижней части модуля. Вторая рабочая зона - ниша 7, примыкающая к четырехсекционному ящику 4, с опорным кронштейном 8 в виде конусообразного стакана и скобой 9, выполненной из листовой пружинной стали, внутренняя поверхность которой покрыта защитной прокладкой 10, и внутренняя поверхность 11 боковой стенки модуля, располагающаяся над нишей 7, на которой установлены кронштейн 12 с полусферой из упругого материала и аналогичная пружинная скоба 9. Третья рабочая зона - две полки 13, размещенные в средней части модуля и являющиеся продолжением боковых стоек каркаса 1, с опорными площадками 14. Четвертая рабочая зона - свободное пространство 15 между полками 13 с опорными площадками 14, оснащенное перекладиной 16 с держателями 17. Пятая рабочая зона - ящик 18 в верхней части модуля, закрытый откидной крышкой 19. Откидная крышка 19 оснащена подпружиненной защелкой 20 с ручкой 21 фасонного профиля. Торцевая поверхность полки 22 ящика 18, прилегающая к крышке 19, оснащена полосой из упругого материала 23. Одна створка двери 24 оснащена встроенной в створку ручкой 25 с коромыслом 26, которое через тяги 27 соединено с аналогичными подпружиненными защелкам 28 в нижней и верхней части створки двери 24. Другая створка двери 29 в средней части оснащена накладкой 30, на которой установлена полоса из упругого материала 31, а в нижней ее части установлен прижимной уголок 32.
Модуль для установки и транспортирования выносного оборудования в кузове-фургоне транспортного средства функционирует следующим образом. После установки и закрепления модуля в кузове-фургоне 2 транспортного средства происходит размещение в нем оборудования, принадлежностей и дальнейшая эксплуатация модуля в составе комплекса топогеодезической привязки. Стенки 3, закрепленные на каркасе 1 заподлицо с его ребрами, в совокупности с встроенной в створку 24 ручкой 25 придают модулю необходимую гладкость наружных поверхностей и не вызывают затруднений при перемещении в кузове-фургоне 2 у членов экипажа. Доступ внутрь модуля осуществляется путем поворота ручки 25 с коромыслом 26, которое приводит при помощи тяг 27 в движение ползуны подпружиненных защелок 28. Створки 24 и 29 открываются. Одной из наиболее используемых рабочих зон является первая зона, в четырех секциях которой размещаются принадлежности бытового назначения: два металлических термоса емкостью 12 л, предназначенных для хранения и транспортирования пищевых продуктов, канистра стальная емкостью 20 л для хранения и транспортирования питьевой воды, а также рюкзак-укладка под войсковой навигационно-топогеодезический комплекс. Вторая рабочая зона предназначена для размещения оборудования, входящего в комплект артиллерийской буссоли. Тренога буссоли своей нижней частью устанавливается в опорном кронштейне 8 в виде конусообразного стакана, а верхняя часть фиксируется в кронштейне 12 по поверхности упругой полусферы. Рейка буссоли устанавливается по внутренней поверхности с защитной прокладкой 10 верхней и нижней скоб 9, выполненных из листовой пружинной стали. В третьей рабочей зоне, на опорных площадках 14 полок 13, установлены транспортировочные рамы с переносными радиостанциями, оснащенные амортизаторами, что позволяет удалить данное оборудование из зоны свободного доступа в кузове-фургоне и поддерживать его в работоспособном состоянии после перемещения по дорогам различного качества. В четвертой рабочей зоне, в свободном пространстве 15, размещается обмундирование членов экипажа на перекладине 16 с держателями 17. В пятой рабочей зоне - ящике 18 с откидной крышкой 19 размещаются головные уборы членов экипажа, а также могут храниться и транспортироваться принадлежности частого использования (комплект инструментов, рулетка, папки с документацией). Доступ в ящик 18 возможен после нажатия на ручку 21 фасонного профиля подпружиненной защелки 20. Для исключения нежелательной вибрации крышки 19, створок двери 24 и 29 и крышки 5, которая сопровождается дополнительным шумом, крышка 5 оснащена на внутренней поверхности пластинами 6 из упругого материала, которые прижимаются к устанавливаемым изделиям, крышка 19 соприкасается с полосой из упругого материала 23, размещенной на торцевой поверхности полки 22, а створка двери 24 взаимодействует при закрывании с полосой из упругого материала 31 накладки 30, что позволяет осуществить их упругое поджатие. Причем поджатие крышки 5 необходимо осуществлять перед закрытием створки 29. После закрытия створки 29 край полки 5 упрется в прижимной уголок 32.
Таким образом, в предлагаемом модуле для установки выносного оборудования в кузове-фургоне транспортного средства решена задача по достижению технического результата, заключающегося в создании устройства для установки и транспортирования выносного оборудования в кузове-фургоне транспортного средства, обладающего возможностью обеспечения удобного и компактного размещения изделий, имеющих различное функциональное назначение и массогабаритные показатели.
Класс B60P3/00 Транспортные средства для транспортировки, перевозки и размещения специальных грузов или объектов
Класс A47B81/00 Шкафы и стеллажи специального назначения, например для хранения огнестрельного оружия, лыж