устройство стабилизации кресла-коляски
Классы МПК: | B60G11/18 только с торсионными амортизаторами A61G5/00 Кресла или индивидуальные средства передвижения, специально предназначенные для пациентов или людей с ограниченными возможностями в движении, например кресла на колесах |
Патентообладатель(и): | Дядченко Николай Петрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-06-14 публикация патента:
10.11.2013 |
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам стабилизации кресла-коляски. Устройство стабилизации кресла-коляски содержит пару шарнирно связанных в продольной плоскости коляски рычагов, направляющие и торсион. Первый рычаг вдвое длиннее второго и сочленен шарнирно со вторым своей средней частью. Одним из концов первый рычаг сочленен с осью опорного колеса, а вторым концом - с ползуном в направляющей. Направляющая расположена перпендикулярно прямой, соединяющей оси вращения колеса и торсиона. Торсион закреплен на кресле коляски. Второй конец короткого рычага жестко соединен с торсионом. Оба конца длинного рычага кинематически связаны с ползунами. Ползуны служат подшипниковыми узлами соответствующим опорным колесам. Направляющие ползунов взаимно перпендикулярны и имеют каждая по спиральной пружине с управляемой жесткостью, выполненной по типу катушки индуктивности. Пружина расположена между своим ползуном и общим торсионом. Достигается повышение эффективности стабилизации кресла-коляски при преодолении препятствий, в том числе лестничных маршей общего пользования. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Устройство стабилизации кресла-коляски, содержащее пару шарнирно связанных в продольной плоскости коляски рычагов, первый из которых вдвое длиннее второго и сочленен шарнирно со вторым своей средней частью, а одним из концов - с осью опорного колеса, а вторым концом - с ползуном в направляющей, перпендикулярной прямой, соединяющей оси вращения колеса и торсиона, закрепленного на кресле коляски, второй конец короткого рычага жестко соединен с торсионом, закрепленным на кресле, отличающееся тем, что оба конца длинного рычага кинематически связаны с ползунами, служащими подшипниковыми узлами соответствующим опорным колесам, направляющие которых взаимно перпендикулярны и имеют каждая по спиральной пружине с управляемой жесткостью, выполненной по типу катушки индуктивности, между своим ползуном и общим торсионом, закрепленным на кресле коляски и служащим посадочным местом короткому рычагу-маятнику.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что опорные колеса в двух направляющих могут быть объединены съемной гусеницей, то есть могут иметь колесно-гусеничное исполнение.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам стабилизации кресла-коляски.
Известно устройство стабилизации колесного транспортного средства /см. авт. свид. № 927573 (кл. B60G 11/18) от 26.03.1980/, содержащее пару шарнирно связанных в продольной плоскости соответствующих колес транспортного средства рычагов, первый из которых вдвое длиннее второго и сочленен шарнирно со вторым своей средней частью, а одним из концов - с осью опорного колеса, а вторым концом - с ползуном в направляющей, параллельной продольной оси транспортного средства и пересекающей ось торсиона, закрепленного на корпусе транспортного средства, второй конец короткого рычага жестко соединен с торсионом. В дальней от торсиона час и направляющей имеется также ограничитель хода ползуна в виде спиральной пружины сжатия.
Устройство стабилизации прототипа неэффективно при эксплуатации кресел-колясок, преодолевающих препятствия, в том числе лестничные марши общего пользования.
Для устранения отмеченного недостатка в устройстве стабилизации кресла-коляски, содержащем пару шарнирно связанных в продольной плоскости коляски рычагов, первый из которых вдвое длиннее второго и сочленен шарнирно со вторым своей средней частью, а одним из концов - с осью опорного колеса, а вторым концом - с ползуном в направляющей, перпендикулярной прямой, соединяющей оси вращения колеса и торсиона, закрепленного на кресле коляски, второй конец короткого рычага жестко соединен с торсионом, закрепленным на кресле, так что оба конца длинного рычага кинематически связаны с ползунами, служащими подшипниковыми узлами соответствующим опорным колесам, направляющие которых взаимно перпендикулярны и имеют каждая по спиральной пружине с управляемой жесткостью, выполненной по типу катушки индуктивности между своим ползуном и общим торсионом, закрепленным на кресле коляски и служащим посадочным местом короткому рычагу-маятнику.
При этом опорные колеса устройства в двух направляющих могут быть объединены съемной гусеницей, то есть могут иметь колесно-гусеничное исполнение.
На чертеже упрощенно изображено предлагаемое устройство стабилизации кресла-коляски (вид сбоку) при езде справа налево в режиме управления пружинами.
Устройство стабилизации кресла-коляски содержит первый длинный рычаг-балансир 1 и второй короткий рычаг-маятник 2. Рычаг-балансир 1 вдвое длиннее рычага-маятника 2 и сочленен посредством шарнира 3 с рычагом-маятником 2 своей средней частью, а концами - с ползунами 4 и 5, служащими подшипниковыми узлами опорным колесам 6 и 7 соответственно. Рычаг-маятник 2 своим вторым концом жестко соединен с торсионом 8, закрепленным на кресле 9 коляски. Ползуны 4 и 5 имеют свободу перемещения по взаимно перпендикулярным направляющим 10 и 11 соответственно, лежащими в продольной плоскости кресла 9 коляски и имеющими нижние части равноудаленными от горизонтальной плоскости кресла 9 коляски, ось вращения торсиона 8 которой параллелен. Направляющие 10 и 11 имеют соответственно по спиральной пружине 12 и 13 с управляемой жесткостью, выполненной по типу катушки продуктивности, между соответствующими ползунами 4 и 5 и общим для устройства торсионом 8. При этом опорные колеса 6 и 7 соответственно в направляющих 10 и 11 могут быть объединены съемной гусеницей 14, то есть могут иметь колесно-гусеничное исполнение. Управление спиральными пружинами 12 и 13 согласовано с циклограммой работы приводов бортовых колес кресла-коляски. В режиме пассивном (без управления) пружины 12 и 13 выполняют функцию своих аналогов из прототипа.
Объединяющая опорные колеса 6 и 7 съемная гусеница 14 может быть выполнена по аналогии с авторскими разработками /см. пат № 2 345 904 (кл. В60В 19/00) от 19.02.2007 и № 2 381 944 (кл. B62D 55/253) от 17.12.2008/.
Таким образом, предлагаемое техническое решение, по мнению заявителя, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
Класс B60G11/18 только с торсионными амортизаторами
Класс A61G5/00 Кресла или индивидуальные средства передвижения, специально предназначенные для пациентов или людей с ограниченными возможностями в движении, например кресла на колесах