трансмиссия самоходной машины преимущественно сельскохозяйственного назначения
Классы МПК: | A01B51/00 Шасси, специально приспособленные для монтажа различного вида сельскохозяйственных рабочих органов и орудий A01B61/00 Устройства для сельскохозяйственных машин или орудий или их узлы, предназначенные для предотвращения перегрузки B60K17/10 с гидравлической или пневматической передачей |
Патентообладатель(и): | Ксеневич Иван Павлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-05-20 публикация патента:
20.08.1995 |
Использование: в сельскохозяйственном и тракторном машиностроении, в частности в трансмиссиях самоходной машины. Сущность изобретения: для повышения эффективности при перемещении самоходной машины передним и задним ходом предусматривается дифференциальный механизм, связанный с двигателем и коробкой передач, а также с насосом гидрообъемным ходопреобразователем. Выходная магистраль гидронасоса посредством двухпозиционного трехлинейного гидрораспределителя сообщается с одной из двух групп, состоящих из параллельно включенных предохранительного клапана и регулируемого дросселя. Один из дросселей имеет минимально заданную величину проходного сечения, что позволяет оптимизировать процесс перехода с одной скорости на другую при переключении коробки передач. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ТРАНСМИССИЯ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, содержащая дифференциальный механизм, имеющий звено для связи с двигателем, звено, связанное с входным узлом коробки передач, а также муфту блокировки, установленную с возможностью взаимодействия с водилом, при этом соответствующее звено дифференциального механизма кинематически связано с валом гидронасоса гидрообъемного ходопреобразователя, напорная магистраль которого связана с первой линией двухпозиционного трехлинейного гидрораспределителя, а вторая и третья линии посредством соответствующих первой и второй групп, состоящих из параллельно включенных предохранительного клапана и регулируемого дросселя, со сливом, с которым также сообщена всасывающая магистраль гидронасоса, причем в одной позиции двухпозиционного трехлинейного гидрораспределителя первая линия сообщена с второй, а третья заглушена, во второй позиции первая линия сообщена с третьей, а вторая заглушена, отличающаяся тем, что дифференциальный механизм снабжен тормозом солнечной шестерни, вал гидронасоса посредством переключаемой кинематической связи сообщен с водилом и солнечной шестерней, а один из регулируемых гидродросселей выполнен с минимальной заданной величиной его регулируемого проходного сечения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению, а именно к трансмиссиям самоходных машин, имеющих ступенчатую коробку передач и бесступенчатый гидрообъемный ходоуменьшитель. Известны трансмиссии сельскохозяйственных самоходных машин, которые содержат ступенчатые коробки передач и бесступенчатый гидрообъемный ходоуменьшитель и дифференциальный механизм, связанный с двигателем и коробкой передач, а также с валом гидронасоса ходоуменьшителя, в напорной гидролинии которого имеется регулируемый гидродроссель. В процессе работы изменение проходного сечения дросселя позволяет регулировать степень отбора мощности от двигателя и изменять скорость машины. Однако такое регулирование является недостаточно эффективным. Наиболее близким к предложенному является трансмиссия, содержащая дифференциальный механизм, имеющий звено для связи с двигателем, звено, связанное с входным узлом коробки передач, а также муфту блокировки, установленную с возможностью взаимодействия с водилом, при этом соответствующее звено дифференциального механизма кинематически связано с валом гидронасоса гидрообъемного ходопреобразователя, напорная магистраль которого связана с первой линией двухпозиционного трехлинейного гидрораспределителя, а вторая и третья линии посредством соответствующих первой и второй групп, состоящих из параллельно включенных предохранительного клапана и регулируемого дросселя со сливом, с которым также сообщена всасывающая магистраль гидронасоса, причем в одной позиции двухпозиционного трехлинейного гидрораспределителя первая линия сообщена со второй, а третья заглушена, во второй позиции первая линия сообщена с третьей, а вторая заглушена. Недостатком данного технического решения является также низкая эффективность работы. Целью изобретения является повышение эффективности работы самоходной машины путем обеспечения ее работы как передним, так и задним ходом с бесступенчатым регулированием скоростей движения, в том числе между смежными передачами коробки передач. Это достигается тем, что дифференциальный механизм снабжен тормозом солнечной шестерни, а вал гидронасоса посредством переключаемой кинематической связи сообщен с водилом и солнечной шестерней, причем одни из регулируемых гидродросселей выполнен с минимально заданной величиной его регулируемого проходного отверстия. На чертеже представлена кинематическая схема трансмиссии самоходной машины. Трансмиссия приводится от двигателя 1 и содержит дифференциальный механизм (ДМ) 2, коронная шестерня 3 которого связана кинематически с валом двигателя 1, солнечная шестерня 6 с зубчатым венцом 6а и водило 4 с зубчатым венцом 4а выборочно может соединяться с входным вад валом 4б коробки передач с помощью подвижной зубчатой муфты 7, посаженной на шлицевом конце входного вала. Водило 4 ДМ и солнечная шестерня 6 могут выборочно соединяться с насосом через зубчатые передачи. Солнечная шестерня связана с коронной шестерней и с водилом через сателлиты 5. За КП расположен задний мост (ЗМ) и движители. Насос 11 имеет всасывающую гидролинию 18, соединенную с гидробаком 17, и напорную гидролинию 19. Дифференциальный механизм снабжен двухпорционным гидрораспределителем 12, расположенным в напорной гидролинии, а также регулируемыми гидродросселями 13 и 14, расположенными параллельно друг другу. Вместо гидродросселей могут устанавливаться дроссельные регуляторы потока. Гидродроссели соединены гидролиниями с одной стороны с гидрораспределителем, а с другой гидробаком. Параллельно гидродросселям подключены предохранительные клапаны 15 и 16, соединенные с гидробаком. В ДМ встроены муфта (М1) блокировки и тормоз (Т1) солнечной шестерни. При работе трансмиссии самоходной машины с включенным ходоуменьшителем (прямой ход) муфта М1 и тормоз Т1 разомкнуты, мощность от двигателя (М) 1 передается к коронной шестерне 3, сателлитам 5 и далее мощность в ДМ делится на два потока. Один поток через водило 4, венец 4а, жестко соединенный с водилом, зубчатую муфту 7, входящую в зацепление с венцом, входной вал 4б коробки передач, задний мост подводится к движителям. Другой поток направляется к солнечной шестерне 6 и подводится через зубчатую передачу, которой соединены шестерни 8 и 10, к валу насоса 11. При этом насос, вращаясь, засасывает рабочую жидкость из бака 17 по всасывающей гидролинии 18 и подает ее к гидрораспределителю 12. При включенной в КП низшей передаче прямого хода оператор переключает гидрораспределитель в позицию I, соединяя гидродроссель 13 с напорной гидролинией 19 и с насосом 11. Мощность, подводимая от насоса к дросселю, преобразуется в тепло, а поток рабочей жидкости, проходя от насоса через гидродроссель 13 по гидролинии слива, возвращается в гидробак 17. С помощью регулирования гидродросселя 13 оператор задает скорость движения самоходной машины от нуля (гидродроссель открыт) и до максимального значения (в выбранном диапазоне) Vnmax (гидродроссель закрыт), определяемого передаточным числом (iтр) трансмиссии и передаточным числом (iдм) дифференциального механизма. При необходимости движения самоходной машины на более высоких скоростях с бесступенчатым их регулированием в КП включается соседняя более высокая передача. Самоходная машина будет перемещаться с максимальной скоростью Vn+1макс, определяемой меньшим передаточным числом (iтр+1). Дроссель 13 при этом закрыт, а по мере открытия дросселя (увеличения площади проходного сечения дроссельной щели) скорость самоходной машины будет бесступенчато уменьшаться, но не до нуля, как в первом случае, а до конечной минимальной величины Vn+1, таким образом может проводиться бесступенчатое регулирование скорости между смежными передачами КП. При работе трансмиссии самоходной машины с включенным ходоуменьшителем (обратный ход) муфта М1 разомкнута, мощность от делителя (М) 1 передается к коронной шестерне 3, сателлитам 5, а далее мощность в ДМ делится на два потока: один поток через солнечную шестерню 6, зубчатый венец 6а, жестко соединенный с солнечной шестерней, зубчатую муфту 7, жестко соединенную с венцом 6а, входной вал 4б КП, задний мост подводится к движителям. Другой поток направляется к водилу 4 и подводится через зубчатую передачу (соединены шестерни 9 и 10) к валу насоса 11. При этом насос, вращаясь, засасывает рабочую жидкость из бака 17 по всасывающей гидролинии 18 и подает ее к гидрораспределителю 12. При включенной в КП низшей передаче оператор переключает гидрораспределитель в позицию II, соединяя гидродроссель 14 с напорной гидролинией 19 и насосом 11. Мощность, подводимая от насоса к гидродросселю, преобразуется в тепло, а поток рабочей жидкости, проходя от насоса через гидродроссель 14 по гидролинии слива, возвращается в гидробак 17. С помощью регулирования гидродросселя 14 оператор задает скорость движения самоходной машины от нуля и до максимального значения Vnмакс (гидродроссель закрыт частично), определяемого передаточным числом iтр) трансмиссии и передаточным числом (iдм) ДМ. Передаточное число ДМ при торможении водила равно 1/К, где К характеристика планетарного ряда, обычно К равно для планетарных передач 1,5-4,0К Lc/La (где Lc и La число зубьев коронной и солнечной шестерен); iдм

Класс A01B51/00 Шасси, специально приспособленные для монтажа различного вида сельскохозяйственных рабочих органов и орудий
Класс A01B61/00 Устройства для сельскохозяйственных машин или орудий или их узлы, предназначенные для предотвращения перегрузки
Класс B60K17/10 с гидравлической или пневматической передачей