рулевое устройство судна
Классы МПК: | B63H25/08 рулевые устройства B63H25/38 рули |
Автор(ы): | Кеслер А.А. |
Патентообладатель(и): | Кеслер Анатолий Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-03-17 публикация патента:
27.05.1999 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам судов. Рулевое устройство состоит из основного рулевого элемента и закрепленных в его кормовой части с помощью баллеров двух поворотных закрылков. На верхнем конце каждого баллера насажен румпель. Поворотные закрылки закреплены по правому и левому борту. Баллеры поворотных закрылков закреплены симметрично относительно плоскости симметрии основного рулевого элемента. Привод поворота каждого из закрылков выполнен в виде рычага, контактирующего с румпелем, имеющего вертикальную ось вращения, размещенного в плоскости расположения румпеля и соединенного с двигателем. Плоскость перемещения румпеля левого борта и соответствующего ему рычага смещена по высоте относительно плоскости перемещения пары румпель-рычаг правого борта. Достигается повышение надежности в работе и расширение эксплуатационных возможностей рулевого устройства. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Рулевое устройство судна, содержащее основной рулевой элемент, в кормовой части которого шарнирно посредством баллера с румпелем закреплен поворотный закрылок, и привод поворота поворотного закрылка, отличающееся тем, что оно включает второй поворотный закрылок, закрепленный шарнирно в кормовой части основного рулевого элемента посредством баллера с румпелем, и привод поворота второго поворотного закрылка, причем поворотные закрылки закреплены по правому и левому борту, а баллеры поворотных закрылков закреплены симметрично относительно плоскости симметрии основного рулевого элемента, привод поворота каждого из поворотных закрылков выполнен в виде рычага, контактирующего с румпелем, имеющего вертикальную ось вращения, размещенного в плоскости расположения румпеля и соединенного с двигателем, при этом плоскость перемещения румпеля левого борта и соответствующего ему рычага смещена по высоте относительно плоскости перемещения пары румпель - рычаг правого борта.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции рулевого устройства судна. В качестве рулевого органа судовых рулевых устройств широко используются одноперьевые рули или поворотные насадки (см. Шмаков М.Г. Судовые устройства, Л., "Судостроение", 1979, рис. 4, с. 13, рис. 12, с. 31). Такие простейшие рулевые органы не во всех случаях обеспечивают необходимую поворотливость судна. Эффективность рулевого устройства может быть повышена при установке в кормовой части основного рулевого органа (элемента) поворотного закрылка. Известны поворотная насадка с поворотным стабилизатором (закрылком) и руль с поворотным закрылком (Павленко В.Г. и др. Грузовые транспортные средства для малых рек. Л. "Судостроение", 1985, рис. 6, 18, с. 210, рис. 7.25, с. 264). Наиболее близким аналогом изобретения является рулевое устройство по авторскому свидетельству N 1237556, класс B 63 H 25/10, 25/38, публ. 15.06.86. Известное рулевое устройство представляет собой установленный на баллере основной рулевой элемент, в кормовой части которого шарнирно закреплен баллер поворотного закрылка. На верхний конец баллера жестко насажен румпель. Поворот закрылка обеспечивается с помощью штанги, у которой один конец шарнирно соединен со свободным концом румпеля, а другой - шарнирно закреплен на корпусе судна. При такой шарнирно-рычажной передаче закрылок имеет постоянную кинематическую связь с корпусом судна посредством системы: баллер-рампель-штанга; поворот основного рулевого элемента неизбежно влечет поворот закрылка. Рассматриваемая шарнирно-рычажная передача расположена за пределами корпуса судна, поэтому велика вероятность ее повреждения в эксплуатации. Учитывая "жесткость" кинематической схемы, следует ожидать, что даже при незначительной деформации (повреждении) конструкции произойдет сбой в работе рулевого устройства. Ненадежность конструкции является недостатком данного технического решения. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности работы и расширении эксплуатационных возможностей рулевого устройства, снабженного поворотным закрылком. Он достигается тем, что рулевое устройство судна, содержащее основной рулевой элемент, в кормовой части которого шарнирно посредством баллера с румпелем закреплен поворотный закрылок, и привод поворота поворотного закрылка, включает второй поворотный закрылок, закрепленный шарнирно в кормовой части основного элемента посредством баллера с румпелем, и привод поворота второго поворотного закрылка, причем поворотные закрылки закреплены по правому и левому борту, а баллеры поворотных закрылков закреплены симметрично относительно плоскости симметрии основного рулевого элемента, привод поворота каждого из поворотных закрылков выполнен в виде рычага, контактирующего с румпелем, имеющего вертикальную ось вращения, размещенного в плоскости расположения румпеля и соединенного с двигателем, при этом плоскость перемещения румпеля левого борта и соответствующего ему рычага смещена по высоте относительно плоскости перемещения пары румпель-рычаг правого борта. Изобретение поясняется чертежами. На фиг. 1 изображен продольный разрез кормовой оконечности судна (разрез по диаметральной плоскости (Д.П.) судна) с видом на движительно-рулевой комплекс левого борта; на фиг. 2 - разрез по А-А фиг. 1 с обрывом в верхней части руля (основного рулевого элемента) и закрылков; на фиг. 3 разрез по Б-Б фиг. 1, при этом руль и два закрылка изображены в нерабочем положении, то есть плоскость симметрии руля совпадает с плоскостью "0-0", которая параллельна ДП судна, а закрылки непосредственно прилегают к поверхности руля; на фиг. 4 руль, отклоненный на угол



Рулевое устройство судна 1 включает в себя основной рулевой элемент (например, руль) 2, в кормовой части которого шарнирно, посредством баллера 3, закреплен поворотный закрылок 4 по правому и левому (условно) борту. Баллеры 3 закрылков 4 по правому и левому бортам закреплены симметрично относительно плоскости симметрии основного рулевого элемента 2. Основной рулевой элемент 2 на участке расположения закрылка 4 имеет продолжение (конструкцию). Эта конструкция может быть выполнена в виде, например, верхней и нижней торцовых шайб или, как показано на фиг. 3, 4, 5 и 6, в виде клинообразного тела. Верхний конец баллера 3 жестко соединен с румпелем 5, который находится в плоскости, перпендикулярной оси вращения баллера 3. Плоскость расположения (перемещения) румпеля 5 левого борта смещена относительно параллельной ей плоскости расположения румпеля 5 правого борта. На днище судна 1 с помощью подшипника 6 закреплен L-образный рычаг 7, у которого вертикальная часть выполнена в виде вала. На верхний конец вала рычага 7 насажено червячное колесо 8, которое находится в зацеплении с червячным валом 9, последний соединен с двигателем 10. Ось вращения вала рычага 7 параллельна оси вращения баллера 3, а свободная горизонтальная часть рычага 7 левого (правого) борта находится (перемещается) в плоскости расположения (перемещения) румпеля 5 левого (правого) борта. Кинематика предлагаемого рулевого устройства предполагает, что длина румпеля 5 и контактирующего с ним рычага 7 должна быть меньше, чем кратчайшее расстояние между баллером 3 и валом рычага 7, которое может иметь место в процессе эксплуатации рулевого устройства. Это обстоятельство иллюстрируется на фиг. 5, где окружность (дуга) с радиусом R1 представляет траекторию перемещения баллера 3, а окружность с радиусом R2 является касательной к валу рычага 7. На фиг. 5 также показан рабочий сектор поворота рычага 7. Из фиг. 5 нетрудно понять, что для беспрепятственного перемещения румпеля 5 его длина должна быть меньше величины








Класс B63H25/08 рулевые устройства
движительно-рулевая колонка - патент 2489310 (10.08.2013) | ![]() |
рулевое устройство для маломерного судна - патент 2327598 (27.06.2008) | ![]() |
рулевое устройство для малогабаритного судна - патент 2276648 (20.05.2006) | |
гидродинамическое крыло (варианты) - патент 2270128 (20.02.2006) | ![]() |
рулевое устройство - патент 2238216 (20.10.2004) | |
рулевое устройство двухвального судна - патент 2174480 (10.10.2001) | |
рулевое устройство парусного судна - патент 2156716 (27.09.2000) | |
рулевое устройство для аморфной среды - патент 2143378 (27.12.1999) | |
мелкосидящее судно - патент 2103195 (27.01.1998) | |
рулевой комплекс судна - патент 2081787 (20.06.1997) |
движительное и рулевое устройство для судна - патент 2390464 (27.05.2010) | |
рулевое устройство для малогабаритного судна - патент 2276648 (20.05.2006) | |
активный руль судна - патент 2207297 (27.06.2003) | |
элемент управления транспортным средством для аморфной среды - патент 2162046 (20.01.2001) | |
рулевое устройство для аморфной среды - патент 2143378 (27.12.1999) | |
судовой руль - патент 2090443 (20.09.1997) | |
одновинтовое судно - патент 2060196 (20.05.1996) | |
одновинтовое судно - патент 2055776 (10.03.1996) | |
одновинтовое судно - патент 2042572 (27.08.1995) | |
движительно-рулевой комплекс - патент 2031056 (20.03.1995) |