упругая муфта
Классы МПК: | F16D3/68 изготовленными из резины и тп материалов F16D3/74 изготовленными из резины или другого эластичного материала F16D3/76 в виде концентричного оси эластичного кольца, охватывающего участок одной полумуфты и охватываемого цилиндрическим выступом другой полумуфты |
Автор(ы): | Трибельский Иосиф Александрович (RU), Адонин Виталий Андреевич (RU), Трибельский Михаил Иосифович (RU), Брейтер Юрий Лазаревич (RU) |
Патентообладатель(и): | Трибельский Иосиф Александрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-09-07 публикация патента:
20.04.2006 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения. Упругая муфта содержит две концентрично расположенные полумуфты: одна с меньшим, а другая с большим диаметром, резиновый упругий элемент, привулканизованный к двум металлическим кольцам, закрепленным на этих полумуфтах и выполненный в виде кольцевого диска, толщина которого уменьшается от внутреннего металлического кольца к внешнему металлическому кольцу и определяется по формуле: где h - толщина диска; Мкр - номинальный крутящий момент; R - расстояние от оси вращения диска; К - коэффициент учета действия интенсивности напряжений, обусловленных воздействием крутящего момента, усилий от радиального, осевого и углового смещений валов и центробежных сил; [] ср - допускаемое касательное напряжение для резины; Rmin - минимальный радиус диска упругого элемента. На расстоянии в пределах 0,2-0,3 h от внутреннего и внешнего металлического кольца твердость резины диска выше твердости основного объема резины на 5-10 ед. по Шору. Техническим результатом является повышение долговечности и надежности. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Упругая муфта, содержащая две концентрично расположенные полумуфты одна с меньшим, а другая с большим диаметром, резиновый упругий элемент, привулканизованный к двум металлическим кольцам, закрепленным на этих полумуфтах, отличающаяся тем, что упругий элемент выполнен в виде кольцевого диска, толщина которого уменьшается от внутреннего металлического кольца к внешнему металлическому кольцу и определяется по формуле:
где h - толщина диска;
Мкр - номинальный крутящий момент;
R - расстояние от оси вращения диска;
К - коэффициент учета действия интенсивности напряжений, обусловленных воздействием крутящего момента, усилий от радиального, осевого и углового смещений валов и центробежных сил;
[] ср - допускаемое касательное напряжение для резины;
Rmin - минимальный радиус диска упругого элемента.
2. Упругая муфта по п.1, отличающаяся тем, что на расстоянии в пределах 0,2-0,3 h от внутреннего и внешнего металлического кольца твердость резины диска выше твердости основного объема резины на 5-10 ед. по Шору.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в различных установках для соединения несоосно расположенных валов, например между двигателем и насосом для уменьшения колебаний и вибраций.
Известна эластичная соединительная муфта (см. а.с. №119758 по МКИ - F 16 D 3/74, Бюл. №9 за 1959 г.), выполненная из двух зубчатых дисков с внутренним зацеплением и набора упругих элементов, например резины, и прикрепленных поочередно к торцовым поверхностям обоих дисков жестких элементов, положение которых регулируется прокладками.
Недостатками известной упругой муфты является сложность конструкции, невозможность передавать большой крутящий момент и уменьшение срока службы из-за срабатывания упругих элементов.
Наиболее близкой по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату - прототипом является упругая муфта (см. B.C.Поляков и др. Справочник по муфтам. Л., Машиностроение, 1979 г., стр.101-102, рис.III.43), содержащая две ступицы, соединенные через фланец спаренными резинометаллическими упругими элементами, состоящими из внутреннего и внешнего колец, соединенных вулканизацией с резиновым диском переменного сечения, обуславливающего постоянство касательных напряжений в резине при действии крутящего момента.
Недостатками известной упругой муфты являются сложность конструкции из-за использования двух упругих элементов с различной поверхности, отсутствия их симметричности, что ведет в процессе работы к быстрому нагреву резины, а также низкая долговечность и надежность, поскольку к верхнему металлическому кольцу резина привулканизовывается по небольшой площади с одинаковой твердостью по всему объему резины, при определении формы упругого элемента не учитывается действие на него крутящего момента, усилий от радиального, углового и осевого смещений валов по всему объему резины, а также действие центробежных сил отвращения упругой муфты.
Техническим результатом заявляемого изобретения является устранение указанных недостатков, повышение долговечности и надежности упругой муфты с учетом распределения интенсивности напряжений по всему объему резины, обусловленных действием усилий от радиального, углового и осевого смещений валов и центробежных сил.
Указанный технический результат достигается за счет того, что резиновый упругий элемент упругой муфты, привулканизованный к металлическим кольцам, закрепленным болтами на полумуфтах, выполнен в виде кольцевого диска, толщина которого уменьшается от внутреннего металлического кольца к внешнему металлическому кольцу и определяется по формуле:
где h - толщина диска;
Мкр - номинальный крутящий момент;
R - расстояние от оси вращения диска;
К - коэффициент учета действия интенсивности напряжений, обусловленных воздействием крутящего момента, усилий от радиального, осевого и углового смещений валов и центробежных сил.
Для упругого элемента по данной заявке величина коэффициента К определена путем расчета по методу конечных элементов и составляет К=0,45-0,48;
[] ср - допускаемое касательное напряжение для резины;
Rmin - минимальный радиус диска упругого элемента.
При этом на расстоянии в пределах 0,2-0,3 h от внутреннего и внешнего металлического кольца твердость резины диска выше твердости основного объема резины на 5-10 ед. по Шору.
Это повышает надежность привулканизации резины к металлу и снижает нагрев резины.
Сущность предлагаемой упругой муфты поясняется чертежом, на котором изображен продольный разрез упругой муфты.
Упругая муфта состоит из резинового упругого элемента в виде диска 1, привулканизованного к внешнему металлическому кольцу 2 и внутреннему металлическому кольцу 3, закрепленным на полумуфтах 4 и 5, болтами 6, 7.
При включении в работу упругой муфты крутящий момент от несоосных валов передается с полумуфты 4 на полумуфту 5 через упругий элемент в виде диска 1, привулканизованный к металлическим кольцам 2 и 3, закрепленным болтами 6, 7 на полумуфтах 4, 5.
Предлагаемая упругая муфта за счет увеличивающейся толщины и повышенной твердости привулканизованного слоя резинового упругого элемента позволяет передавать большие крутящие моменты, погасить значительные радиальные, угловые и осевые смещения соединяемых валов и увеличить долговечность работы упругой муфты за счет более равномерного распределения интенсивности напряжений и деформаций по всему объему резины.
Класс F16D3/68 изготовленными из резины и тп материалов
муфта с кольцевым корпусом - патент 2516919 (20.05.2014) | |
моторедуктор с эластичной муфтой - патент 2469227 (10.12.2012) | |
изолирующее соединение для колеса - патент 2425775 (10.08.2011) | |
привод колесной пары рельсового транспортного средства - патент 2359852 (27.06.2009) | |
муфта амортизирующая - патент 2352831 (20.04.2009) | |
оболочка резинокордная для высокоэластичной муфты - патент 2325566 (27.05.2008) | |
фрикционная муфта - патент 2289734 (20.12.2006) | |
упругая муфта - патент 2282070 (20.08.2006) | |
предохранительная беззазорная муфта - патент 2262017 (10.10.2005) | |
муфта с неметаллическими упругими элементами и центрирующей опорой - патент 2231697 (27.06.2004) |
Класс F16D3/74 изготовленными из резины или другого эластичного материала
компенсирующая сдвоенная дисковая муфта для насосного агрегата - патент 2484325 (10.06.2013) | |
упругий элемент для высокоэластичных муфт - патент 2455538 (10.07.2012) | |
упругая оболочка для высокоэластичной муфты - патент 2442037 (10.02.2012) | |
зубчатая втулочная гибкая муфта для соединения валов - патент 2418212 (10.05.2011) | |
упругая муфта - патент 2416745 (20.04.2011) | |
упругая муфта - патент 2405987 (10.12.2010) | |
узел клапана - патент 2403483 (10.11.2010) | |
виброизолирующая муфта - патент 2389920 (20.05.2010) | |
упругий кольцевой элемент соединительных муфт вращающихся валов - патент 2389919 (20.05.2010) | |
упругий кольцевой элемент соединительных муфт вращающихся валов - патент 2372537 (10.11.2009) |
Класс F16D3/76 в виде концентричного оси эластичного кольца, охватывающего участок одной полумуфты и охватываемого цилиндрическим выступом другой полумуфты
амортизатор - патент 2428600 (10.09.2011) | |
упругая муфта вала с разными резиновыми элементами - патент 2426018 (10.08.2011) | |
промежуточная опора карданной передачи - патент 2211969 (10.09.2003) |