транспортное средство
Классы МПК: | B60P3/40 для перевозки длинномерных грузов, например с прицепной площадкой на колесах для поддерживания грузов B60P1/30 в сочетании с другим видом перемещения B62D53/00 Тягачи с прицепами; автопоезда |
Автор(ы): | Войнаш Сергей Александрович (RU), Войнаш Александр Станиславович (RU) |
Патентообладатель(и): | Войнаш Сергей Александрович (RU), Войнаш Александр Станиславович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-09-13 публикация патента:
10.05.2012 |
Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки навалочных грузов, преимущественно к средствам транспортировки лесосечных отходов. Транспортное средство содержит самоходное шасси (1) гусеничной манипуляторной трелевочной машины и грузовую платформу (5) в виде кузова с передней стенкой, боковыми бортами и днищем. Передняя часть грузовой платформы (5) снабжена опорно-тяговым устройством (6), которое связано с остовом самоходного шасси (1) через поворотную в вертикальной плоскости рамку (7), снабженную гидроприводом и закрепленную шарнирно на остове шасси (1). Задняя часть грузовой платформы (5) оперта на колесные тележки (9). Днище (10) кузова грузовой платформы (5) выполнено с возможностью поворота в вертикальной плоскости относительно оси (11), размещенной вблизи задней кромки кузова и перпендикулярной продольной оси кузова. К передней части днища (10) прикреплен канат (13), запасованный в блок (14), установленный на передней стенке кузова. Второй конец каната (13) закреплен на остове самоходного шасси 1. Изобретение повышает производительность транспортного средства. 2 ил.
Формула изобретения
Транспортное средство, содержащее самоходное шасси гусеничной манипуляторной трелевочной машины, на остове которого размещен кран-манипулятор со стрелой и грузозахватным органом в виде грейферного захвата лепесткового типа, грузовую платформу в виде кузова с передней стенкой, боковыми бортами и днищем, причем передняя часть грузовой платформы снабжена опорно-тяговым устройством, которое связано с остовом самоходного шасси через поворотную в вертикальной плоскости рамку, снабженную гидроприводом и закрепленную шарнирно на остове, а задняя часть грузовой платформы оперта на колесные тележки, отличающееся тем, что днище кузова грузовой платформы выполнено с возможностью поворота в вертикальной плоскости относительно оси, размещенной вблизи задней кромки кузова и перпендикулярной продольной оси кузова, а к передней части днища прикреплен канат, запасованный в блок, установленный на передней стенке кузова грузовой платформы, при этом второй конец каната закреплен неподвижно на остове самоходного шасси.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки навалочных грузов в лесозаготовительной промышленности, преимущественно к средствам транспортировки лесосечных отходов.
Известно транспортное средство ЛТ-175, принятое за АНАЛОГ, содержащее самоходное шасси с остовом, на котором размещен кран-манипулятор со стрелой и грузозахватным органом, грузовую платформу в виде самосвального кузова совкового типа, причем передняя часть грузовой платформы связана с остовом самоходного шасси, а задняя часть грузовой платформы оперта на колесные тележки [1, с.25]. Недостатком известного транспортного средства является неудовлетворительная проходимость по лесной целине, что обусловлено использованием в составе транспортного средства колесного самоходного шасси, в результате чего снижается производительность.
Известно транспортное средство, по патенту РФ № 91318, принятое за прототип, содержащее самоходное шасси гусеничной манипуляторной трелевочной машины, на остове которого размещен кран-манипулятор со стрелой и грузозахватным органом в виде грейферного захвата лепесткового типа, грузовую платформу, причем передняя часть грузовой платформы снабжена опорно-тяговым устройством, которое связано с остовом самоходного шасси через поворотную в вертикальной плоскости рамку, снабженную гидроприводом и закрепленную шарнирно на остове, а задняя часть грузовой платформы оперта на колесные тележки, при этом грузовая платформа выполнена в виде кузова, днище которого снабжено ленточным транспортером с гидроприводом [2].
Данное транспортное средство имеет достаточный полезный объем грузовой платформы и приспособлено к перевозке навалочных грузов в виде порубочных остатков, но установка на днище сложного ленточного транспортера с гидроприводом снижает грузоподъемность и функциональную надежность транспортного средства, что уменьшает его производительность при транспортировании лесосечных отходов.
Технический результат данной работы - повышение производительности транспортного средства.
В предлагаемом транспортном средстве указанный технический результат достигается путем снижения затрат времени приведения кузова в разгрузочное положение.
Для снижения затрат времени приведения кузова в разгрузочное положение предлагается самосвальный кузов грузовой платформы транспортного средства снабдить днищем с возможностью поворота в вертикальной плоскости относительно оси, размещенной вблизи задней кромки кузова и перпендикулярной продольной оси кузова, при этом предлагается переднюю часть днища кинематически связать с остовом самоходного шасси посредством каната, запасованного в блок, установленный на передней стенке кузова, и жестко закрепленного на остове.
Увеличенный полезный объем кузова позволяет реализовывать повышенные рейсовые нагрузки, а применение днища кузова, принудительно поворачиваемого в вертикальной плоскости за счет кинематической связи с остовом шасси посредством каната, обеспечивает эффективную разгрузку кузова самосвальным методом.
Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 представлено транспортное средство в положении при погрузке и грузовом ходе (навалочный груз условно не показан), а на фиг.2 - транспортное средство в положении при разгрузке (левый борт кузова и навалочный груз условно не показаны).
Транспортное средство содержит самоходное шасси 1 гусеничной манипуляторной трелевочной машины, на остове которого размещен легкий бульдозер-толкатель 2 и кран-манипулятор 3 со стрелой и грузозахватным органом 4 в виде грейферного захвата лепесткового типа, грузовую платформу 5 в виде кузова с передней стенкой, боковыми бортами и днищем. Передняя часть грузовой платформы 5 снабжена опорно-тяговым устройством 6, которое связано с остовом самоходного шасси 1 через поворотную в вертикальной плоскости рамку 7, снабженную гидроприводом и закрепленную шарнирно на остове шасси 1. Гидропривод поворотной рамки 7 выполнен в виде одного или нескольких (установленных параллельно) гидроцилиндров 8, одни концы которых закреплены на остове самоходного шасси 1, а другие - прикреплены к поворотной рамке 7. Задняя часть грузовой платформы 5 оперта на колесные тележки 9. Днище 10 кузова грузовой платформы 5 выполнено с возможностью поворота в вертикальной плоскости относительно оси 11, размещенной вблизи задней кромки кузова и перпендикулярной продольной оси кузова. К передней части днища 10 посредством опоры 12 прикреплен канат 13, запасованный в блок 14, установленный на передней стенке кузова грузовой платформы 5. Второй конец каната 13 закреплен в опоре 15 на остове самоходного шасси 1.
Транспортное средство работает следующим образом.
При погрузке порубочных остатков и грузовом ходе транспортного средства поворотная рамка 7 находится в крайнем горизонтальном положении (штоки гидроцилиндров 8 втянуты). Опорно-тяговое устройство 6, связанное с остовом самоходного шасси 1 через поворотную рамку 7, воспринимает нагрузки от части веса грузовой платформы 5 и находящегося в ней груза, а также передает при грузовом ходе тяговое усилие, необходимое для перемещения грузовой платформы 5.
Грузозахватный орган 4 кран-манипулятора 3, выполненный в виде грейферного захвата лепесткового типа, обеспечивает зачерпывание навалочного груза (порубочных остатков) и надежное удержание его при погрузке в транспортное средство.
В случае необходимости, для "окучивания" порубочных остатков с целью создания куч, удобных для зачерпывания грейферным захватом, применяется легкий бульдозер-толкатель 2.
При разгрузке порубочных остатков поворотная рамка 7 перемещается гидроприводом в крайнее вертикальное положение (штоки гидроцилиндров 8 вытянуты). Опорно-тяговое устройство 6 передает усилие, приподнимающее переднюю часть грузовой платформы 5. Задняя часть грузовой платформы 5 в это время поворачивается относительно оси качания колесных тележек 9, что обеспечивает определенный угол наклона днища 10 кузова грузовой платформы 5 относительно опорной поверхности транспортного средства. Блок 14 перемещается вверх вместе с передней стенкой кузова относительно остова самоходного шасси 1. Так как нижний конец каната 13 удерживается в опоре 15 на остове самоходного шасси 1, то при перемещении блока 14 происходит перемотка каната 13: длина ветви каната 13 на участке от опоры 15 до блока 14 увеличивается, а длина ветви каната 13 на участке от опоры 12 до блока 14 уменьшается. При этом днище 10 кузова, грузовой платформы 5 поворачивается в вертикальной плоскости вокруг оси 11, получая дополнительный наклон относительно опорной поверхности транспортного средства, благодаря чему создаются благоприятные условия для самосвальной разгрузки порубочных остатков. Кинематическая связь передней части днища 10 с остовом самоходного шасси 1 посредством каната 13 способствует эффективности самосвальной разгрузки порубочных остатков, обеспечивая потребный угол наклона днища 10 кузова при уменьшенном времени подъема передней части грузовой платформы 5.
По окончании разгрузки порубочных остатков поворотная рамка 7 перемещается гидроприводом в крайнее горизонтальное положение (штоки гидроцилиндров 8 втянуты). Передняя часть грузовой платформы 5 опускается, блок 14 перемещается вниз вместе с передней стенкой кузова. Днище 10 под действием собственной силы тяжести поворачивается вокруг оси 11 в направлении, противоположном описанному ранее, и занимает горизонтальное положение, вызывая при этом соответствующую перемотку каната 13.
Экономический эффект достигается за счет роста производительности при перевозке навалочных грузов благодаря применению гусеничного самоходного шасси, имеющего высокую проходимость и реализующего повышенные рейсовые нагрузки, и снижению в 1,5 2 раза времени на самосвальную разгрузку транспортного средства. За счет упрощения конструкции снижается энергоемкость разгрузки, повышается функциональная надежность.
Источники информации
1 Соколов И.С., Добряков Б.Г. Механизация погрузочно-транспортных работ на лесосеках: Обзорная информация. Серия 5,6 "Машины и оборудование для мелиоративных систем, лесозаготовок, лесосплава и добычи торфа". - М.: ЦНИИТЭИстроймаш, 1986, вып.3.
2 Патент № 91318 Российская Федерация, МПК В 60 Р 3/40. Транспортное средство / Войнаш А.С., Войнаш С.А.; заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение, высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова" (АлтГТУ) (RU). - № 2009137332/22; заявл. 08.10.09; опубл. 10.02.10. Бюл. № 4. - С.961.
Класс B60P3/40 для перевозки длинномерных грузов, например с прицепной площадкой на колесах для поддерживания грузов
Класс B60P1/30 в сочетании с другим видом перемещения
Класс B62D53/00 Тягачи с прицепами; автопоезда