способ получения тормозных колодок подвижного железнодорожного состава
Классы МПК: | B61H1/00 Применение или устройство тормозов, в которых тормозной элемент взаимодействует с внешней поверхностью обода колеса, барабана и тп F16D65/06 для тормозов с наружной рабочей поверхностью F16D69/02 структура накладок (химический состав см в соответствующих классах) C08J5/14 изготовление абразивных или фрикционных изделий или материалов |
Автор(ы): | Колесников Владимир Иванович (RU), Сычев Александр Павлович (RU), Лапицкий Александр Валентинович (RU), Колесников Игорь Владимирович (RU), Бочкарев Николай Алексеевич (RU), Ворончихин Александр Иванович (RU), Налев Игорь Андреевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Колесников Владимир Иванович (RU), Сычев Александр Павлович (RU), Лапицкий Александр Валентинович (RU), Колесников Игорь Владимирович (RU), Бочкарев Николай Алексеевич (RU), Ворончихин Александр Иванович (RU), Налев Игорь Андреевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-12-20 публикация патента:
10.10.2012 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к способу изготовления тормозных колодок подвижного железнодорожного состава. Способ заключается в изготовлении металлического каркаса с П-образным выступом в его центральной части, использовании композиционного фрикционного элемента и одной твердой вставки, расположенной в центральной части колодки. В состав композиционного фрикционного элемента на основе бутадиеновых или бутадиеннитрильных каучуков вводят предварительно обработанную на подогретых до 40-80°С вальцах смесь твердой высокомолекулярной диановой смолы с молекулярной массой от 860 до 3500 (А) с ароматическим полиамином (техническим продуктом), представляющим собой смесь изомеров диаминодифенилметана и высших полиаминов (Б) в соотношении А:Б от 95:5 до 70:30, вулканизирующие добавки - серу, 2-меркаптобензтиазол, тиурам, высушенный волокнистый наполнитель, предварительно пропитанный водной эпоксидной дисперсией в количестве от 5 до 40% в пересчете на сухой продукт и порошковый наполнитель, представляющий собой мелкодисперсный минерал, или металл, или их смесь. Твердую вставку, выполненную из чугуна, закрепляют фрикционным композиционным элементом в процессе прессования колодки в пресс-форме за счет высоких адгезионных и когезионных свойств фрикционного композиционного элемента. Достигается повышение эксплуатационной надежности тормозных колодок за счет повышения прочности и адгезии к металлу фрикционного состава, а также снижение трудозатрат и энергозатрат при изготовлении колодок за счет исключения операции сварки. 2 табл.
Формула изобретения
Способ получения тормозных колодок подвижного железнодорожного состава, включающий изготовление металлического каркаса с П-образным выступом в его центральной части, использование композиционного фрикционного элемента и одной твердой вставки, расположенной в центральной части колодки, отличающийся тем, что в состав композиционного фрикционного элемента на основе бутадиеновых или бутадиеннитрильных каучуков вводят предварительно обработанную на подогретых до 40-80°С вальцах смесь твердой высокомолекулярной диановой смолы с молекулярной массой от 860 до 3500 (А) с ароматическим полиамином (техническим продуктом), представляющим собой смесь изомеров диаминодифенилметана и высших полиаминов (Б) в соотношении А:Б от 95:5 до 70:30, вулканизирующие добавки - серу, 2-меркаптобензтиазол, тиурам, высушенный волокнистый наполнитель, предварительно пропитанный водной эпоксидной дисперсией в количестве от 5 до 40% в пересчете на сухой продукт, и порошковый наполнитель, представляющий собой мелкодисперсный минерал или металл, или их смесь, а твердую вставку, выполненную из чугуна, закрепляют фрикционным композиционным элементом в процессе прессования колодки в пресс-форме за счет высоких адгезионных и когезионных свойств фрикционного композиционного элемента, состоящего, мас.ч.:
Каучук | 100,0 |
Смесь эпоксидной смолы с ароматическим полиамином | 10,0-40,0 |
Сера | 1,0-15,0 |
2-меркаптобензтиазол | 0,5-4,0 |
Тиурам | 0,03-1,0 |
Волокнистый наполнитель | 20,0-140,0 |
Порошковый наполнитель | 40,0-260,0 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к способу изготовления тормозных колодок подвижного железнодорожного состава.
Известен способ получения тормозных колодок из композиционных материалов на основе бутадиеновых каучуков с вулканизирующими добавками и наполнителями - асбестовым волокном и различными минеральными порошками в сочетании с металлическим каркасом (см. Б.А.Ширяев. Производство тормозных колодок из композиционных материалов для железнодорожных вагонов. М.: Издательство «Химия», 1982). Описанный состав - композиционный фрикционный элемент является наиболее распространенным при изготовлении колодок в течение более чем 50 лет. Однако возрастание скоростей железнодорожного транспорта и нагрузок на тормозные устройства показали недостаточную прочность и надежность в эксплуатации тормозных колодок, получаемых по известному аналогу.
Ближайшим прототипом заявленного решения является тормозная колодка и способ ее получения, которая наряду с композиционным фрикционным элементом и металлическим каркасом с П-образным выступом в его центральной части содержит твердую вставку из чугуна, при этом вставка приваривается к металлическому каркасу (см. Патент РФ № 2309072 С7 от 27.10.2007 г.).
Задачей твердой вставки является обеспечение очищающего и полирующего воздействия на колесо вагона.
Однако приваривание вставки к металлическому каркасу вызывает внутренние напряжения в металле каркаса и, как следствие, снижение его прочности и надежности. В то же время приваривание вставки является достаточно трудоемкой операцией, неприемлемой при массовом производстве тормозных колодок. Кроме того, все описанные и применяемые композиционные фрикционные элементы (составы) имеют недостаточную прочность и адгезию к металлическим элементам колодки.
Целью настоящего изобретения является способ повышения эксплуатационной надежности тормозных колодок за счет повышения прочности и адгезии к металлу фрикционного состава, обеспечивающий снижение трудо- и энергозатрат при изготовлении в результате исключения операции сварки.
Поставленная цель достигается тем, что в состав композиционного фрикционного элемента на основе бутадиеновых или бутадиеннитрильных каучуков вводят предварительно обработанную на подогретых до 40-80°С вальцах смесь твердой высокомолекулярной диановой смолы с молекулярной массой от 860 до 3500 (А) с ароматическим полиамином (техническим продуктом), представляющим собой смесь изомеров диаминодифенилметана и высших полиаминов (Б) в соотношении А:Б от 95:5 до 70:30, вулканизирующие добавки: серу, 2-меркаптобензтиазол, тиурам, высушенный волокнистый наполнитель, предварительно пропитанный водной эпоксидной дисперсией, в количестве от 5 до 40% в пересчете на сухой продукт и порошковый наполнитель, представляющий собой мелкодисперсный минерал или металл или их смесь, а твердую вставку, выполненную из чугуна, закрепляют фрикционным композиционным элементом в процессе прессования колодки в пресс-форме за счет высоких адгезионных и когезионных свойств фрикционного композиционного элемента, состоящего в мас.ч.:
Каучук | 100,0 |
Смесь эпоксидной смолы с ароматическим полиамином | 10,0-40,0 |
Сера | 1,0-15,0 |
2-меркаптобензтиазол | 0,5-4,0 |
Тиурам | 0,03-1,0 |
Волокнистый наполнитель | 20,0-140,0 |
Порошковый наполнитель | 40,0-260,0 |
Пример 1.
Приготовление смеси эпоксидной смолы с ароматическим полиамином.
На разогретые до 60°С вальцы с фрикцией 1,25 загружают смесь твердой высокомолекулярной диановой смолы с молекулярной массой 1600 марки Э-44 (ТУ 6-10-1347-78), компонента А в количестве 85 мас.ч. и ароматического полиамина, представляющего собой смесь изомеров диаминодифенилметана и высших полиаминов (ТУ 2473-342-05763441-2001), компонент Б в количестве 15 мас.ч. После 3-х подрезов размягченную массу снимают с вальцов, охлаждают, дробят и упаковывают. Допустимый срок хранения не менее 6 мес.
Приготовление волокнистого наполнителя
В лопастной смеситель загружают 80 мас.ч. хризотилового асбеста марки П-5-65 и 40 мас.ч. 50% водной эпоксидной дисперсии (в пересчете на сухой продукт 20 мас.ч.) марки Этал АК-732 (ТУ 2241-824-18826195-06), представляющей собой продукт взаимодействия смеси диановой и алифатической смолы с полиэтиленгликолем. После перемешивания в течение 15 минут пропитанное волокно направляют в сушилку для удаления воды. Сухое пропитанное волокно представляет собой волокнистую массу, не имеющую запаха, непылящую, нетоксичную, легко распадающуюся при незначительном разрывном усилии.
Получение композиционного фрикционного элемента
В резиносмеситель типа РСВД-140-20 загружают 100 мас.ч. бутадиенового каучука марки СКД-2 (ГОСТ 14924), 25 мас.ч. отвальцованной при 60°С смолы марки Э-44 с полиамином, 5 мас.ч. серы, 2,2 мас.ч. 2-меркаптобензтаазола (ГОСТ 739), 0,5 мас.ч. тиурама (ГОСТ 740), 90 мас.ч. пропитанного эпоксидной дисперсией хризотилового асбеста и смеси 150 мас.ч. порошкового минерального наполнителя, состоящего из смеси - глинозем (ГОСТ 30558), графит кристаллический (ГОСТ 5279), концентрат баритовый (ГОСТ 4682) в равном соотношении. Перемешивание осуществляют при 70°С в течение 30 минут. После перемешивания открывается нижний затвор резиносмесителя и масса направляется для изготовления тормозных колодок.
Изготовление колодок
Для изготовления колодок композиционный материал предварительно формуют (брикетируют) под давлением 130 МПа в течение 10 секунд.
В процессе брикетирования смесь засыпается в пустое гнездо пресс-формы соответствующей конструкции, после чего закладывают металлический каркас и металлическую вставку, пресс-форму закрывают и подают давление. Готовые брикеты направляют на формование и вулканизацию в обогреваемых пресс-формах.
Формирование и одновременно вулканизацию осуществляют при температуре 200°С±5 в течение 25 мин +1 мин/мм толщины композиционного фрикционного элемента.
Примеры 2-6 осуществляют аналогично примеру 1 с изменением параметров в соответствии с таблицей 1.
Характеристика тормозных колодок приведена в таблице 2.
Из данных таблицы видны преимущества колодок, получаемых по заявляемому способу по сравнению с серийно производимыми в соответствии с ТУ 2571-037-00152129-2006.
Таблица 1 | ||||||
Условия осуществления заявляемого способа по примерам 2-6 | ||||||
№ п/п | Наименование параметра | Величина параметра по примерам: | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Вид и марка применяемого каучука | Бутадиено-вый СКД-1 | Бутадие-новый СКД-2 | Бутадиен-нитрильный СКН-26 | Смесь бутадиеново-го СКД-1 и бутадиен-нитриль- ного СКН-18 1:1 | Бутадиенни-трильный СКН-40 |
2 | Количество вулканизирующих добавок: | |||||
сера | 1 | 15 | 5 | 5 | 5 | |
2-меркапгобензтиазол | 0,5 | 4 | 2 | 2 | 2 | |
тиурам | 0,03 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Марка и молекулярная масса твердой эпоксидной смолы | ЭД-8 (ГОСТ 10587-84) 860 | Э-49 (ТУ 2225-039-0020 4211-2003) 2800 | ЭД-8 (ГОСТ 10587-84) 1000 | Э-05К (ТУ 2225-008-00204211-96) 3500 | ЭД-8 (ГОСТ 10587-84) 900 |
4 | Количество и соотношение смолы и ароматического полиамина (А:Б) | 10 | 40 | 25 | 25 | 25 |
95:5 | 70:30 | 85 | 85 | 85 | ||
5 | Режим вальцевания смолы с ароматическим полиамином, температура 0°С | 40/10 | 80/3 | 60/5 | 60/5 | 60/5 |
6 | Вид и количество волокнистого наполнителя, мас.ч. | Бесщелочное непрерывное рубленое стекловолокно диаметром 12 микрон | Волокно полиарамидное | Базальтовое непрерывное рубленое волокно диаметром 18 микрон | Волокно арселоновое измельченное (ТУРБ 00204056.145-97) | |
20 | 140 | 100 | 100 | 100 | ||
7 | Содержание эпоксидной дисперсии на волокнистом наполнителе | 5 | 40 | 22 | 22 | 22 |
8 | Вид и количество порошкового наполнителя, мас.ч. | Крошка диалитовая обожженная (ТУ 5761-003-25310144-99) 260 | Порошок железный 1:1 150 | Электрокорунд и стальной порошок дробленый 150 | Смесь углерода технического и глинозема марки Г-00 в соотношении 1:1 150 | Смесь сурика железного и графита кристаллического в соотношении 2:1 150 |
9 | Материал вставки | Ковкий чугун | Высоко-проч- ный чугун | Серый чугун | Фосфористый чугун | Ковкий чугун |
Таблица 2 | |||||||
Свойства тормозных колодок, изготовленных по заявляемому способу по примерам 1-6 | |||||||
№ п/п | Наименование показателя | Величина показателя по примерам 1-6 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Твердость по Бринеллю, НВ 16/187, 5/30 | 3,5 | 3,8 | 3,6 | 3,5 | 3,8 | 3,6 |
2 | Коэффициент трения в паре со сталью марки 1 и 2 по ГОСТ 10791 | 0,41 | 0,40 | 0,43 | 0,39 | 0,45 | 0,43 |
3 | Износ в паре со сталью марки 1 или 2 по ГОСТ 10791, мм | 0,12 | 0,10 | 0,12 | 0,11 | 0,10 | 0,11 |
4 | Предел прочности при сжатии, МПа | 35 | 32 | 38 | 32 | 36 | 35 |
Класс B61H1/00 Применение или устройство тормозов, в которых тормозной элемент взаимодействует с внешней поверхностью обода колеса, барабана и тп
Класс F16D65/06 для тормозов с наружной рабочей поверхностью
Класс F16D69/02 структура накладок (химический состав см в соответствующих классах)
фрикционный диск - патент 2526021 (20.08.2014) | |
фрикционный диск - патент 2526020 (20.08.2014) | |
колодка вагонная тормозная композиционная на основе железа - патент 2525609 (20.08.2014) | |
фрикционный диск - патент 2525247 (10.08.2014) | |
колодка вагонная тормозная композиционная на основе железа - патент 2524763 (10.08.2014) | |
способ изготовления тормозной колодки с противошумной защитой - патент 2523347 (20.07.2014) | |
фрикционное изделие - патент 2513882 (20.04.2014) | |
фрикционное изделие - патент 2513353 (20.04.2014) | |
фрикционное изделие - патент 2513351 (20.04.2014) | |
способ изготовления тормозной накладки и тормозная накладка - патент 2504703 (20.01.2014) |
Класс C08J5/14 изготовление абразивных или фрикционных изделий или материалов